Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эстетика - философская наука (Киященко).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.45 Mб
Скачать

Глава 25

ВОЗВРАЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ

КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

В ЭТОЙ ГЛАВЕ...

  • Универсальная диалогичность, массовые коммуникации, синергия художественных языков и толерантность как средства возврата процессов эстетического и художественного развития человечест­ва на фундаментальные основания классической эстетики

Итак, мы подошли к завершению нашего учебника, оказавшись перед необходимостью выявления универсальной диалогичности всего богатства эстетических взаимодействий человека с миром. Почему именно эстетика претендует на универсальность, а не все другие философские науки? Потому, что эстетика, точнее — эстети­ческое сознание человека, становится и формируется благодаря со­зерцанию, восприятию человеком через все имеющиеся у него орга­ны чувств самых первых и простых, вызывающих лишь чувственные реакции, воздействий мира (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых), не требующих немедленного осознания и тем более понимания. Если эти воздействия никак не заденут чело­веческие чувства, можно считать, что никакого взаимодействия не состоялось. А если хотя бы один из органов чувств зафиксировал воздействие, значит, человек вступил в диалог с миром, и сразу

Глава 25

началось непроизвольное осознание поступившей в мозг информа­ции, даже если реакция состояла в отдергивании руки от чего-то ост­рого, колючего, холодного или горячего, жгучего. Так уж устроен наш мозг, что он мгновенно включается в работу именно диалогиче­ского характера.

С этого начиналось взаимодействие перволюдей, с этого начина­ется взаимодействие и современных людей после их появления на свет Божий, то есть после рождения. Разница состоит только в том, что у детеныша перволюдей еще не было такой наследственной, то есть генетической почвы, в которой уже запечатлен опыт культурно-исторического пребывания и развития. Мы же теперь прекрасно чувствуем и понимаем, что современный младенец еще в утробе ма­тери получал жизненно важную цветовую и звуковую информацию от мира через усиление или ослабление токов материнской питаю­щей плод крови, наличия в крови адреналина и энергетического за­ряда, когда будущая мама поет песни или читает вслух стихи, прозу, с кем-то разговаривает и каким тоном разговаривает, слушает музы­ку или песни, ведет с кем-то беседу, а еще лучше — когда она ведет разговор с будущим ребенком, тихо беседуя или напевая песенки, читает вслух стихи: многое, очень многое может вложить будущая мама в свое ожидаемое с нетерпением дитя. Даже ее радостное, воз­бужденное или угнетенное состояние, веселое или грустное настрое­ние передается ребенку.

С момента рождения и до самой смерти человек "обречен" на диалогический обмен с миром самой разнообразной информацией, получая ее от мира, мгновенно реагируя на нее не только разнооб­разными чувственными реакциями-откликами, но и мыслями, дей­ствиями и поступками. Оказываясь же в сфере взаимодействий с ми­ром эстетически значимых предметов, явлений, процессов и с миром искусства в любой форме его проявления, человек, даже с эстетиче­ски и художественно еще не развитой чувственностью, оказывается в атмосфере духовного и душевного очаровывания, то есть он также оказывается в условиях чувственного, а затем и осознаваемого

572

ВОЗВРАЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА...

взаимодействия, на которые он не волен не отвечать любым доступ­ным для уровня его развития способом: чувственно-эмоциона­льным, рационально-интеллектуальным или действенно-преоб­разовательным. При этом он всегда воленс-ноленс оказывается и в ситуации внутреннего диалога с самим собой. И только через этот внутренний диалог с самим собой он из "я" превращается в "Я", что отмечалось еще Аристотелем, когда он разрабатывал теорию катар­сиса и явление калокагатии, потому что очищение души зрителя трагедии в античном театре и возможность его погружения в пре­красно-доброе состояние через сострадание превращало чувствую­щего индивида в Субъекта -Личность, хотя понятие "личность" в его время еще не было выработано как социально-мировоззренческое хотя бы представление. В этом отношении, разумеется, прав С.А. Лишаев, разработавший и представивший эстетику Другого как "эстетику утверждения", как эстетику Бытия с таким отношением к миру (то есть к вещам, к предмету эстетического созерцания), в ко­тором вещи сохраняют не только свою определенность как вещи, как такие-то "части" мира, но в котором через эстетический опыт воспри­ятия вещи из "просто вещи" превращаются в "Мир", а "я" — в "Я"1.

Иначе говоря, проблема коммуникативности и диалогичное™ эстетики и искусства — это, можно смело утверждать, одна из тех проблем, которая из века в век способствовала превращению им­плицитной эстетики в эксплицитную, а все виды и роды историче­ски рождавшихся искусств с их специфическими и неповторимыми языками конституировала в важнейшие средства общения индиви­дов, личностей, этносов, народов, стран и континентов.

Проблема эта комплексная. Она включает, с одной стороны, рассмотрение словесного искусства, а с другой языка произве­дений искусства. Имеется и третий аспект: анализ искусства, рассматриваемого в целом как язык2.

1 Лишаев С.А. Эстетика Другого. — Самара, 2000. — С. 308.

2 Басин Е.Я. Искусство и коммуникация. — М., 1999. — С. 8.

573

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]