Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК Стилистика и лит ред.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
699.9 Кб
Скачать

Занятие 13 Публицистический стиль Вопросы для обсуждения:

  1. Экстралингвистические характеристики стиля. Разновидности и формы бытования.

  2. Лексические и фразеологические особенности стиля.

  3. Грамматические и словообразовательные средства.

Практическая часть

  1. Проанализируйте журнальные публикации, к какому жанру относятся предлагаемые материалы? Выявите все особенности публицистического стиля.

Пусть слон работает, он большой…

Дарвинизм сейчас подвергается частым нападкам. Мол, и доказательств нет, и глупые кривляки-обезьяны нам в родственники не годятся. Но, судя по температуре тела и соответствию внутренних органов (да и поведению), наши ближайшие родственники все-таки свиньи. Потому-то некоторые впечатлительные народы их в пищу не употребляют. Но не истинность дарвинизма меня волнует, а тезис материализма труд сделал из обезьяны человека. Здесь явная логическая ошибка: если труд, то уже не обезьяна. Зато практически безошибочен встречный вывод: труд человека и погубит.

В локальном плане каждый конкретный работающий индивид испытывает многочисленные нервозы и стрессы, связанные с процессом труда, - от ранних подъемов и переполненного транспорта до прессинга руководства, страха увольнения, интриг карьеристов. И ощущения, что тратишь огромную часть жизни не пойми на что.

Без труда не вытащишь и рыбку. Делу время – потехе час. Сделал дело – гуляй смело. Я не знаю, когда именно произошло столь странное деление жизни на дело и отдых, на работу и удовольствие. Возможно, когда требовалось обеспечить себе и потомству еду и кров. Но современный человек давно ставит задачи, отличные от простого пропитания: поменять модель авто на более престижную, увеличить размер экрана телевизора… Производители давно поняли: не надо выпускать приборы, работающие 10-20 лет. Надо рекламировать новые.

Ушли рабство, трудодни, статья за тунеядство. И вот уже «свободный» человек разделил свою неделю на пять дней работы (сравни с раб) и два дня отдыха, свой год на 11 месяцев службы и месяц на море, лучшие десятилетия жизни на труд (сравни с трудный)… Многие искренне стремятся скорее на пенсию – тогда мол, и отдохнем на всю катушку.

Работа вне своего удовольствия и основных потребностей, работа на накопление никогда не относилась к разряду добродетелей. Еще в Древней Греции это считалось просто неприличным!

Присев на иглу работы, производства, накопления, мы не умеем ни отдыхать, ни тратить заработанное. Не умеем наслаждаться результатами своего труда. В праздничные и выходные дни многие испытывают тревогу и беспокойство, не зная, чем себя занять.

Трудоголик звучит почти что похвалой, но это та же наркомания. Фактически это перенос ответственности за получение удовлетворения и удовольствия от жизни на следующие поколения. Предательство себя, за которое приходиться расплачиваться. Причем куда дороже тех денег, которые приносит работа.

Осенний фьюжн

«Каждый день в мире выпускается до 450 новых дисков, а продается до полутора миллионов. Среди всего этого изобилия нетрудно и запутаться. И, тем не менее, на мировом музыкальном рынке прослеживаются четкие тенденции: продажи дисков рок-исполнителей растут невиданными темпами (на 200% за последние 4 года), а продажи CD поп-исполнителей, напротив, падают (на 30% за то же время). Впрочем, по-настоящему хорошая музыка не укладывается в рамки этих тенденций, и поп вполне может одержать победу над роком. «Время жить» представляет обзор трех альбомов, о которых больше всего говорили в последнем сезоне».

Пол Боулз

«После «Нежной добычи», в которой была собрана короткая проза Пола Боулза 1940-х годов, в российских книжных магазинах очень быстро появился сборник его рассказов следующего десятилетия. Но это не говорит ни о чем, кроме того, что писателя полюбил определенный круг издателей и переводчиков. В литературе XX века Боулз относится к фигурам первого ряда, но даже на Западе о нем не знают далеко не все.

До самой смерти Боулз оставался противником массовой американской культуры. В его книгах нет, не только ее обязательных знаков, в них почти нет и самых Соединенных Штатов. Прожив чуть ли не всю жизнь иностранцем в Марокко, он не замечал своей родины и подбирал декорации для рассказов в любой точке мира за исключением США.

Его «Нежная добыча» и «Замерзшие поля» - это коллекции срывов и падений. На возмутительно аморальные и поэтому очень правдоподобные поступки своих героев автор смотрит как безучастный наблюдатель. Эта проза как будто специально предназначена для кинокамеры и для тех, кто больше доверяет зрению, чем слуху.

В России Боулза первыми начали переводить поэты. Сначала Аркадий Драгомощенко, потом Василий Кондратьев. Чтобы понять их интерес, надо вспомнить, что в силу выбранного рода деятельности эти люди постоянно завоевывают новые пространства для языка и литературы. Манеру письма Боулза они сравнивают с пустыней, и такое чтение совершенно точно станет для многих новым опытом».