
Московский Энергетический Институт
(Технический Университет)
Кафедра
Философии
Реферат
по теме:
«Философская антропология Макса Шелера»
(по работе: "Положение человека в космосе")
Преподаватель: Кузьминов Михаил Юрьевич
Аспирант: Германчук Андрей Сергеевич
Москва
2000 г.
Оглавление
Примечания и комментарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 4 9 12 14 15 17 20
|
Введение
Со времен глубокой древности человек задумывался над своей сущностью и выдвигал различные теории. В течении времени интерес к этой проблематике то убывал, в связи с историческими передрягами и цензурой, то разгорался вновь, но в любые времена взгляд философа не отворачивался от этой проблемы. Так же как возрастал кругозор познания вселенной, так и философская мысль претерпевала эволюцию. В первой половине 20 века технический прогресс принес новое знание в области биологии, медицины, психологии и социологии. Некоторые открытия не вписывались в философскую концепцию того времени и проблемы философской антропологии1 переместились в центр философской проблематики в Европе. В то же время самопроблематичность человека оказалась максимальной за весь период истории. В то мгновение, когда человек признался себе, что он менее, чем когда-либо, располагает строгим знанием о себе самом и что его уже не пугает никакой возможный ответ на этот вопрос, в него вселились и новое мужество знать и говорить истину: ставить этот вопрос о сущности по новому, без обычной до сих пор привязки - вполне, наполовину или на четверть осознанной - к какой-либо теологической2, философской или естественнонаучной традиции, и одновременно на основе богатейших запасов специального знания, добытого различными науками о человеке, развивать новую форму его самосознания и самосозерцания.
Если спросить образованного человека, о чем он думает при слове "человек", то почти всегда в его сознании начнут сталкиваться совершенно несовместимые между собой три основных круга идей. Во -первых, это круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия о его особом положении, о чем говорит тезис, что человек является человеком благодаря тому, что у него есть "разум", логос, фронесис3 и т.д. (логос означает здесь и речь, и способность к постижению сущности всех вещей). С этим воззрением тесно связано учение о том, что в основе всего универсума4 находится надчеловеческий "разум", к которому причастен человек, причем только он один из всех существ. Третий круг представлений - это тоже давно ставший традиционным круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются и в низшей по сравнению с человеком природе. Шелер замечает, что между этими тремя кругами идей нет никакого единства. Таким образом, у нас есть естественнонаучная, философская и теологическая антропологии, но единой идеи человека у нас нет. И если принять во внимание, что названные три традиционных круга идей повсюду подорваны, то можно сказать, что еще никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для себя. Можно заметить, что с течением времени этот вопрос приобретает все более сложные и неоднозначные формы. Однако в конце 20-х годов 20 века Макс Шелер взялся за то, чтобы на самой широкой основе дать новый опыт философской антропологии. В своей работе Шелер рассмотрел некоторые моменты, касающиеся сущности человека в сравнении с животными и растениями (тем самым расширив понятие "лестницы существ" Аристотеля) и особого метафизического положения человека.
Шелер акцентирует внимание на самом понятии "человек", которое содержит двусмысленность, без понимания которой нельзя даже подойти к вопросу об особом положении человека. Слово это должно, во-первых, указывать на особые морфологические признаки, которыми человек обладает как подгруппа рода позвоночных и млекопитающих и, во-вторых, противоположенное первому понятию, сущностное понятие человека. То насколько правомерно это второе понятие и попытался раскрыть Шелер в своей работе "Положение человека в космосе".