- •Оглавление
- •Введение
- •1. Творческая активность человека и способы ее стимулирования
- •Определение понятия творчества
- •Интенсивность озарений и новизны результата творческого акта, как результат сознательной деятельности человека.
- •Способы и методы стимулирования творческой деятельности.
- •2. Практика внедрения стимулирующих процессов творческой деятельности в рабочем коллективе и его влияние на производственную деятельность
- •2.1 Повышение конкурентоспособности предприятия путем организации творческого процесса в рабочем коллективе и современные реалии инновационного менеджмента
- •История стимулирования творческой деятельности
- •Внедрение технологий поощрения творчества и рационализаторства на примере фгуп уэмз
- •Взаимосвязь рационализаторской активности и прохождения учебы по курсу «Основы интеллектуальной собственности»
- •Мотивационный профиль
- •Использование новейших методов организации творческого процесса в рабочем коллективе
- •Введение в cp-management
- •Заключение
- •Список использованных источников и литературы
- •1. Книги одного и более авторов
- •2. Периодические издания
- •3. Другие источники
- •Приложение 1
- •1 Уровень — репродуктивный. Новизны нет.
- •2 Уровень — репродуктивно-творческий. Новизна есть.
- •3 Уровень — творческо-репродуктивный. Новизна есть.
- •4 Уровень — творческий. Новизна есть.
- •"Квадрат", "x2", "прямоугольник с одинаковыми сторонами"
- •Приложение 2
1. Творческая активность человека и способы ее стимулирования
Определение понятия творчества
Проблема творчества – одна из вечных. Возникнув в условиях античности, она исследуется до настоящих дней, но остается много не решенных вопросов, ибо однозначных ответов на них нет.
В разные эпохи смысл творчества трактовался по-разному. Большинство философов и Запада, и Востока в той или иной мере исследовали эту интереснейшую и сложнейшую проблему. Платон и Аристотель, Кант и Гегель, Бердяев и Соловьев. Поиском ответа на вопрос о том, что такое творчество очень интенсивно занимаются психологи – от Фрейда и Юнга, до современных психологических школ. Проблема творчества также всерьез интересует и нейрофизиологов, исследующих процессы работы мозга и пытающиеся объяснить способность мозга к созданию нового. И конечно, творчество интересует всех представителей эзотерических ненаучных или околонаучных школ и течений. Не говоря уже о самих творческих людях.
Иными словами, проблема творчества интересует очень многих. Забегая вперед, можно сказать, что такой тщательный поиск обусловлен т.н. «феноменом поиска волшебной таблетки», поиском замечательного и легкого способа придумывать гениальные идеи и создавать эпохальные произведения искусства и тем самым достигать так желаемых многими богатства и славы.
В этом подразделе данной работы мы постараемся синтезировать множество определений творчества, изложенных в работах известных исследователей этого вопроса.
Начнем с того, что творчество в различных ситуациях понимается как активность, деятельность, вид деятельности, тип деятельности, процесс, форма и многое другое. Различные стороны, аспекты, оттенки выражаются в понятиях: «творческое начало», «творческое мышление», «творческие способности», «творческий потенциал», «творческий поиск», «творческая личность» и т.д.
Одна из наиболее характерных точек зрения в 70–80-е гг. XX в. – «творчество – это процесс создания, производства новых материальных и духовных ценностей».1 В этом определении ключевое слово – «новых». Большая советская энциклопедия дает схожее понятие. «Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью».2 В некоторых работах выделялась такая черта, как «прогрессивность», она характеризовалась как наиболее существенная сторона творчества – создание «более прогрессивного, которое возникает как развитие, приращение, обновление предшествующего».
Отдельные авторы не соглашались с такими характеристиками творчества, не считали социальную значимость и прогрессивность - необходимыми признаками. Например, Р.Д. Кондратенко считал, что «творчество может быть направлено не только на благие дела, не только на созидание, но и на разрушение, находить выход в озорстве, хулиганстве, преступлении. В защиту этой точки зрения хотелось бы привести известный в массовой культуре образ творца и комбинатора Остапа Бендера, являющегося блестящим творцом не самых справедливых афер. К слову, данный литературный персонаж подходит под все без исключения критерии присущие творческой личности из классификации Г.С. Альтшуллера3.
Некоторые исследователи выделяют творчество в узком и широком смыслах. Например, болгарский ученый Г. Гигринов считал, что в широком смысле – творчество – это повседневный процесс исследования человеком окружающего мира, а в узком – процесс «первооткрывательства» и «изобретательства», присущих научному творчеству4. Похожие идеи относительно смыслов можно встретить в работах А. Маслоу.
Подводя итоги определениям представителей традиционных философских школ, выдели квинтэссенцию определения творчества, учитывающую все точки зрения и сформулированную О.В. Афанасьевой: «Творчество – это целенаправленная теоретическая и практическая деятельность людей, которая приводит к созданию новых, неизвестных ранее идей, теорий, гипотез, методов, новой техники, технологий, новых произведений искусства, литературы и т.д.», но добавляет: «которые способствуют самосовершенствованию личности и развитию общества».5
Очень интересно отношение к творчеству современных психологических школ. Изучив работы многих известных психологов можно сделать вывод, что феномен творчества они связывают с чем угодно, кроме мистики и стараются найти причины объяснение смысла и природы творчества в бессознательном человека, в его убеждениях и страхах, в стрессах, которыми сопровождается жизнь творческих людей, в попытке «компенсации» некоторых несостоявшихся сторон личностного развития гипертрофированным развитием «творческой» составляющей. Такой подход также имеет право на существование, поскольку из множества противоречивых взглядов может родиться относительно четкое видение ситуации.
С очень интересным определением творчества пришлось столкнуться, изучая труды классика экзистенциально-гуманистической психологии Р. Мэя: «процесс творчества необходимо рассматривать не как результат болезни, а как признак полного эмоционального здоровья, как проявление самореализации нормальных людей».6 Творческий акт Р. Мэй считал встречей - Встречей творческого человека с миром. На понятии встречи он основывает разграничение между талантом и творчеством. «Талант может быть отнесен к явлениям психофизиологическим и, рассматриваться, как нечто, «данное» человеку. Человек может обладать талантом независимо от того, использует он его или нет; талант как таковой, вероятно, может быть дан и «никчемному» человеку. Однако творчество проявляется только в деятельности». То есть творчество без встречи истинным быть не может. Попытки создания произведения искусства без встречи Мэй называет «невротическим искусством». И подчеркнул, что границу между «невротическим» и «здоровым» творчеством объективно провести нельзя.
Наличие в творческом акте феномена «встречи», как обязательной составляющей любого истинного творчества. Р. Мэй также делил творчество на два вида, истинное и ложное. Ложным творчеством он называл творчество без «встречи», такое как копирование и действия по шаблону. Истинное же творчество в его представлении характеризовалось наличием «встречи», озарения, инсайда, только при наличии которого, могло родиться что-то новое.
Изучение феномена «озарения» и его роли в творческом процессе также занималась Наталья Бехтерева — нейрофизиолог с мировым именем, академик, почетный член десятков научных обществ, руководитель Института мозга человека в Санкт-Петербурге. Вот выдержки из ее работ.
«Мозг впитывает информацию, обрабатывает ее и принимает решения — это так. Но иногда человек получает готовую формулировку как бы из ниоткуда. Как правило, это происходит на ровном эмоциональном фоне: не слишком большая радость или печаль, но и не полное спокойствие. Какой-то оптимальный «уровень активного бодрствования». Дважды в жизни формулы теорий, которые затем оказывались очень жизнеспособны, приходили ко мне именно таким образом. Это т.н. феномен озарения. О нем знают все, кто занят творчеством. И не только творчеством: эта еще мало изученная способность мозга часто играет решающую роль в любом деле. В новелле Стейнбека «Жемчужина» ловцы жемчуга говорят: для того чтобы найти крупный и чистый жемчуг, требуется особое состояние духа, сравнимое с творческим. На этот счет есть две гипотезы. Первая: в момент озарения мозг работает, как идеальный приемник. Но тогда нужно признать, что информация поступила извне — из космоса или из четвертого измерения. Это пока недоказуемо. А можно сказать, что мозг сам себе создал идеальные условия и «озарился». Может ли это быть результатом работы мозга? Да, может. Только я не очень хорошо представляю себе как. Потому что уж больно красивы и совершенны формулировки, которые мы получаем как бы извне».7
Так чем же является творчество? Только ли это создание новых материальных или духовных ценностей? Или это акт встречи сознания человека через бессознательное с коллективным бессознательным, с ноосферой в современном понимании этого термина. Или результат работы мозга человека. Постараемся определить все эти подходы в единое, наиболее всеобъемлющее определение творчества.
Творчество – это процесс создания новых, относительно новых или уже существующих идей, материальных или духовных ценностей, посредством инструментов доступных человеческому сознанию, степень оригинальности и гениальности которых характеризуется уровнем новизны, являющейся следствием сочетания интенсивности «встречи» с умением пользоваться инструментами производства материальных, духовных или иных ценностей (талантом).
На протяжении всех этой работы, мы будем стараться раскрыть и расшифровать это определение.
