Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мельник.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
535.04 Кб
Скачать

1.3. Специфика социально-политических теорий, концепций и доктрин

Природа и социальная действительность как объекты на­учно-теоретического познания радикально отличны. Природа — та­кая действительность, которая существует сама по себе, стихийно и независимо от людей, а социальная действительность — плод творчества людей. Общественная жизнь — это прежде всего опре­деленные взаимоотношения между людьми, она буквально слита с их интересами, целями и устремлениями. Поэтому в отличие от естественно-научного знания, содержание которого зависит лишь от технологии его производства, социальное знание опосредовано прежде всего политическими устремлениями людей. Осмысление ими общественной действительности всегда переплетается с представлениями о том, какой она должна быть. Следовательно, нет и не может быть такой социально-политической теории, концепции или доктрины, которая была бы гносеологически чистой и идеологически нейтральной, т.е. лишенной какой бы то

Матц, У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1-2. С. 134.

44

В.А. МЕЛЬНИК

Государственная идеология

45

ни было связи с теми или иными интересами социальных групп. В этом состоит их специфика по сравнению с естественно-на­учными теориями, которые в идеологическом отношении ней­тральны. Поэтому любые социально-политические теории, концеп­ции или доктрины должны быть отнесены к идеологиям.

Данной особенностью социально-политических представле­ний обусловлено их многообразие. Трудно даже просто пере­числить все социально-политические учения, теории, концеп­ции и доктрины, которые существуют в современном мире. Среди них, несомненно, следует назвать социалистический иде­ал общественного устройства, социально-политические идеи консерватизма, либерализма, анархизма, революционной де­мократии, разнообразные религиозные социальные доктрины. Все они в той или иной мере отражают интересы определенных социальных групп и потому не совпадают, конкурируют и конфроптируют друг с другом.

Вместе с тем, нельзя сказать, что между перечисленными идейно-политическими воззрениями совершенно нет ничего общего. Напротив, все они включают в себя положения, кото­рые однозначно трактуются представителями различных идей­но-теоретических школ. Любая социально-политическая тео­рия, концепция или доктрина содержит в себе какую-то сово­купность научных знаний. Именно поэтому практически все социально-политические учения, концепции и доктрины пре­тендуют на то, чтобы называться научными. Однако каждая конкретная идейно-политическая конструкция из множества имеющихся научных истин включает в себя только такие, кото­рые могут быть полезны в практической деятельности той группы лиц, интересы которой она обслуживает. Поэтому нам представляется бессмысленным говорить о научности ка­кой-либо одной социально-политической теории и ненаучности всех других. Это означает, что применение определения «на­учная» относительно какой-либо социально-политической докт­рины есть лишь стремление ее авторов и приверженцев опереть­ся на высокий авторитет науки в процессе утверждения данной совокупности идей. Однако можно говорить о степени научности той или иной системы социально-политических представлений, и эта степень определяется тем, в какой мере научные знания

отвечают интересам носителей данной совокупности взглядов и идей.

Таким образом, идеология и наука, политическая идеоло­гия и политическая наука (социально-политическая теория), в частности, — явления не тождественные. Если задачей первой выступает главным образом отражение интересов различных социальных субъектов, обоснование их устремлений и оправда­ние их политических действий, то задача второй — объективное отражение социально-политической действительности, поиск обоснованного знания о пей. Если первая может включать в себя заведомо ложные идеи — мифы, допущения, эмпирически неподтвержденные положения, — то вторая стремится избав­ляться от неистинных выводов, суждений, теорий, концепций.

Тем не менее, политическая идеология и социально-полити­ческая теория не исключают друг друга, а напротив, зачастую су­ществуют в тесном единстве. Осознание социальными субъектами своих потребностей и интересов во всем их многообразии как исходный пункт формирования идеологии все же предполагает осмысление существующей действительности, и от того, насколь­ко оно будет объективным, зависит успех или неуспех политичес­кого действия. В содержании любой социально-политической тео­рии, концепции или доктрины синтезируются результаты как научного познания социальной действительности, так и субъек­тивного осознания людьми своих интересов, политических пози­ций и устремлений. Поэтому неправомерно противопоставление того или иного социально-политического учения как некоего абсолютно субъективного феномена, отражающего лишь интере­сы определенного социального субъекта, и науки — политической науки в частности — как формы объективного знания.

Из изложенного о соотношении объективного и субъек­тивного в содержании социально-политических теорий, кон­цепций и доктрин следует, что чем более обстоятельно учи­тываются в них условия существования, перспективы самореа­лизации социальных субъектов, интересы которых они обслу­живают, а также потребности и устремления всех других субъектов общественных отношений, тем более научно обоснованными они являются. И наоборот, если социаль­но-политическая теория или доктрина исходит лишь из инте­ресов определенной социальной общности и с полным пре-

46

В.А. МЕЛЬНИК

Государственная идеология 47

небрежением относится к интересам остальных, то ее на­учный потенциал ничтожен и такая идейная конструкция заведомо обречена на социальную бесплодность. Очевидно также и то, что чем более широкоохватным в социальном пла­не является субъект общественных отношений, который выступает в качестве носителя определенных социально-по­литических воззрений, тем более объективный и научный ха­рактер имеет данная система воззрений.

1.4. Функции политической идеологии

Политическая идеология (социально-политические тео­рии, концепции, доктрины) есть существенный элемент поли­тического бытия. В связи с этим возникает необходимость вы­яснения общественного предназначения идеологии, или, иными словами, определения ее роли в осуществлении политического процесса. Каковы же основные функции политической идео­логии?

Совершенно очевидно, что ответ на данный вопрос импли­цитно содержится в приведенном нами определении полити­ческой идеологии. Это прежде всего — выражение интересов и устремлений социальных субъектов, обоснование путей и средств их реализации с помощью государственной власти. В этом и состоит основное предназначение идеологии. Однако в современных толкованиях сущности идеологии данный их смысл получает более абстрактное и двоякое выражение. Так, Р. Ароном идеология определяется в качестве «глобальной историко-политической системы объяснения мира», а Ж. Лапье понимается как «совокупность коллективных представлений, с помощью которых устанавливается иерархия ценностей» . Нетрудно видеть, что в первом случае подчеркивается познава­тельная, во втором — прагматическая функция идеологии, т.е. регулятивно-организующая, или просто мобилизационная, функция. Таким образом, представляется правомерным вывод о том, что политическая идеология в силу отмеченной выше ее специфики как формы общественного сознания выполняет две

Цит. по: Дэбаш, Ш. Уводзшы у палпыку / Ш. Дэбаш, Ж.-М. Пант'е. Мшск, 1996. С. 77.

основные социальные функции: познавательную и прагматичес­кую (мобилизационную).

Познавательная функция политической идеологии нахо­дит свое выражение в том, что, с одной стороны, в процессе свое­го формирования и развития социально-политические теории, концепции и доктрины в той или иной мере отражают объек­тивную реальность, а с другой — усваивая определенную сово­купность социально-политических идей, социальные субъекты получают и определенную сумму объективных знаний как о са­мой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений. Эту функцию поли­тическая идеология выполняет в такой мере, в какой степени ее конкретные теории, концепции и доктрины отражают социаль­но-политическую действительность такой, какая она есть. Имен­но поэтому перед идеологами неизменно стоит задача тесно связать, органично объединить выдвигаемые ими социальные цели, идеалы, ценностные ориентиры с объективно-правдивой картиной социально-политической- действительности. В про­тивном случае идейно-политическая концепция или доктрина не будет обладать необходимым авторитетом среди тех социа­льных субъектов, чьи интересы она выражает и на которых она рассчитана.

Мобилизационная, или прагматическая, функция политичес­кой идеологии вытекает из следующего ее свойства: политичес­кая идеология всегда есть система социально значимых идей, выдвигаемых определенными социальными классами, слоями, группами и общностями. Основное назначение идеологии — быть средством укрепления или, наоборот, изменения существу­ющей социально-политической действительности, быть руковод­ством к действию. Намечая общие направления развития общества, формулируя проблемы социальной деятельности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину соци­альной жизни, социально-политические теории пробуждают лю­дей к действию, способствуют консолидации усилий людей, при­дают им смысл и общую направленность. Именно в побуждении людей на определенные социальные действия находит свое выра­жение прагматическая, или мобилизационная, функция полити­ческой идеологии.

В этом находит еще одно проявление отличие идеологии как формы сознания от науки: идеологии формируют цели,

48

В.А. МЕЛЬНИК

Государственная идеология 49

ориентиры для политических действий, чего нельзя ожидать от науки. Как отмечает М. Вебер: «Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает толь­ко на то, что он может, а при известных обстоятельствах на то, что он хочет совершить»1. Еще более определенно эту мысль выразил А. Эйнштейн, согласно которому наука «не может, создавать цели и еще менее способна вселять их в людей; самое большое — наука может представлять средства для достижения некоторых целей»2. Идеология, таким образом, не менее нужна людям, чем наука, поскольку им приходится формулировать и принимать решения по самым разнообразным вопросам своей социальной жизни.

Мобилизующая функция политической идеологии находит свое проявление и в таком аспекте, как оправдание действий участников политического процесса. Идейно-политические уче­ния,-теории, концепции и доктрины в одних случаях оправды­вают политические действия, направленные на сохранение и укрепление существующего социально-политического порядка (господствующие идеологии), в других — оправдывают полити­ческие действия, направленные на его частичные изменения либо радикальное преобразование (реформистские и революци­онные идеологии). Иными словами, политическая идеология есть интеллектуальное орудие оправдания необходимости сохранения существующей социально-политической действи­тельности либо целесообразности ее изменения.

Необходимость поиска мотивов, оправдывающих деятель­ность субъектов политических отношений, вытекает прежде всего из нравственных потребностей людей. Политические идео­логии позволяют избежать чувства вины, которое может овла­деть людьми, совершающими определенные политические дей­ствия. Поэтому все идейно-политические учения и доктрины апеллируют к ценностям общества, они пытаются представить соответствующие политические установки и действия объектив­но направленными на реализацию принятых в обществе ценно­стей. Политическое действие в таком случае предстает не как

1 Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-поли­ тического познания // Избранные произведения. М., 1990. С. 350.

2 Цит. по: Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ю.В.' Ирхин, В.Д. Зо­ тов, Л.В. Зотова. М., 2001. С. 344.

произвольное выражение интересов определенных социальных субъектов, а как реализация общепринятых нравственных, эти­ческих, религиозных и т.п. принципов. Благодаря такого рода оправдательным мотивам люди действуют с чувством уверен­ности в том, что они преследуют благородные общественные цели, а сами они — лишь орудие достижения этих целей. Все это делает политическую идеологию не только нравственной опорой отдельных социальных групп, но и необходимым средством орга­низации жизнедеятельности каждого общества в целом.

Указанные две основные функции политической идеологии могут быть расчленены на ряд более узких по своему содержа­нию функций. Перечень таких частных функций может быть различным. Так, авторы одного из самых обстоятельных учеб­ников по политической науке выделяют следующие функции идеологии1:

когнитивная (познавательная) функция состоит в том, что идеология создает определенную модель существующего общественного устройства и положения человека в нем; несмот­ ря па то, что идеология есть «ложное» создание, она предостав­ ляет социальным субъектам возможности для ориентации в мире политики как своего рода схема или карта; эта же функ­ ция способствует политической самоидентификации индиви­ дов и социальных групп;

  • легитимизирующая (оправдывающая) функция состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству; если идеология критична, она обосновывает желаемые в будущем строй и порядок; если она апологетична, ее содержание сводит­ся по большей части к оправданию социально-политического статус-кво;

  • нормативная функция выражается в том, что идеология задает социальному субъекту систему норм социального пове­дения; тем самым идеология очерчивает ценностные парамет­ры, критерии оценки тех или иных политических явлений, со­бытий, процессов;

  • интеграционная функция состоит в том, что в значитель­ной мере на основе именно идеологической приверженности

См.: Категории политической науки: учебник. М., 2002. С. 533.

50

В.А. МЕЛЬНИК

Государственная идеология

51

происходит реальное объединение людей, укрепление це­лостности политического сообщества;

мобилизационная функция находит свое выражение в том, что идеология способствует сплочению людей на основе опре­деленных идей, программ и лозунгов, побуждает их к полити­ческим действиям.

Нетрудно обнаружить, что все перечисленные частные функции служат главным образом задачам выражения интересов определенного социального субъекта и обоснования его социаль­ных устремлений на основе познания социальной действитель­ности, а также мобилизации носителей данной идеологии на реа­лизацию сформулированной в ней программы деятельности.

Однако обе основные функции политической идеологии — познавательную и мобилизационную — все же не следует абсо­лютизировать. Поскольку все социально-политические воззре­ния функционально связаны с интересами тех социальных групп, которые их разделяют, то в интерпретации политичес­кой действительности, как мы убедились, они имеют тенден­цию к ее искажению. Эта тенденция проявляется тем сильнее, чем эффективнее данная идеология оправдывает линию дей­ствия, соответствующую интересам ее носителя. И хотя авто­ры тех или иных идеологических доктрин периодически под­новляют их в соответствии с новыми реальностями и послед­ними научными достижениями, тем не менее представленная в них картина социально-политической действительности вся­кий раз остается искаженной. Это обстоятельство ограничива­ет познавательную функцию идеологии. По поводу ее мобили­зующей функции также важно помнить о том, что недостаточ­но выдвинуть пусть самые верные и научно обоснованные идеи: главнейшая проблема всегда — реализуемость этих идей, объективная возможность их претворения в жизнь. Даже са­мые привлекательные и систематизирующие их теории, кон­цепции и доктрины, по сути, не могут сделать больше того, что позволяет сама социально-политическая действительность. В конечном счете в истории реализовывались те социально-политические идеи, которые выражали жизненные потребно­сти реальных социальных сил, подлинные общественные нуж­ды, для осуществления которых в обществе возникли необхо­димые объективные предпосылки.