Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Teor.Lit(Timofeev_66)_t.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.64 Mб
Скачать

В рабочем строю.

Вторая строка здесь чистый амфибрахий, но в первой строке трехсложный размер уже сдвинут, и по сути дела единство этих строк ощущается нами прежде всего потому, что в каж­дой из них по четыре ударения. Однако оттенки располо­жения безударных слогов, естественно, могут играть роль рит­мических определителей. Наряду с близостью к трехсложным размерам в тоническом стихе можно отметить в некоторых случаях близость и к хорею («Товарищу Нетте...», «Сергею Есенину»), и к ямбу («Во весь голос»). Все это, таким образом, свидетельствует о наличии в тоническом стихе богатой и раз­работанной системы ритмических определителей, обеспечиваю­щих гибкость и выразительность стихотворной речи.

Большая самостоятельность ударений (поскольку безудар­ные слоги играют в тоническом стихе меньшую роль) обуслов­ливает, как мы помним, и большую интонационную самостоя­тельность слова Поэтому в тоническом стихе еще отчетливее, чем в стихе силлабо-тоническом, выступает роль междусло-весных пауз как ритмических определителей. Она наглядно обозначается установившимся способом печатания тонических стихов «лесенкой», каждая ступенька которой предполагает наличие пауз, отделяющих ее от других ступенек. Это постоян­ное повторение в стихотворной строке двух, трех пауз по сути

334

J «3

Л

дела становится уже одним из элементов соизмеримости рит­мических единиц тонического стиха.

Зато роль переносов в тоническом стихе сравнительно с силлабо-тоническим стихом невелика опять-таки благодаря интонационной самостоятельности слов. Перенос в особенности ощутим в стихе фразового типа, где он как бы нарушает обыч­ное интонационное движение фразы, поскольку в тоническом стихе мы наблюдаем «фразовость» слова, т. е. большую его интонационную самостоятельность, перенос включается в об^ щую систему выделенных паузами и интонационно самостоя-тельных слов и большей частью как бы сливается с ними, не получая той выразительной функции, которую он имеет в сил­лабо-тоническом стихе, как в уже приведенном примере.

Но ..

не спит

мадам Кускова

Выше мы уже указывали на то, что народное стихосложение (если отвлечься от необходимо сопутствующей ему напевности) по сути дела представляет собой вид тонического стиха, не свя* занного, однако, с фразовостью слова. Вопрос о его ритмиче­ских определителях имеет более сложный характер, поскольку они во многом определяются именно его напевным строем. На­родный стих в силу этого не знает переносов, междусловесные паузы в нем значительно менее ощутимы. Однако и для него характерны ритмические определители, связанные с колебанием числа ударений в строке и тем или иным их соотношением с безударными слогами.

Да ты солнышко Владимир столько-киевской,

Я служу у тебя во двори да княженецкоем,

Да спусти меня съездить по городу,

Да по городу да по Киеву,

Да по этыим по узким переулочкам

Трехударный ритм этого отрывка допускает, как видим, на­личие двухударной строки («да по городу да по Киеву»), а в дальнейшем и четырехударных строк-

Да проговорят тут русские могучие богатыри

(А Гильфердинг,

Онежские былины, т 2,

изд 2, стр. 323)

Как своеобразное речевое следствие напевного строя в на­родном стихе в качестве ритмического определителя большое значение получают всякого рода рефренные формы:

Как съ-подъ ельничку да съ-подъ березничку, Да съ-подъ частого молодаго съ-подъ олешничку, Выходил каликушка не маленький На ногахъ лапотки-го у него семи шелков, Не простых щелков да самошинскиих

(Там же, стр. 217)

335

Или:

По край моря, моря синяго, По край моря аи варяжскаго, По край синяго моря варяжскаго, Там стояла да хоромина некрытая, А некрытая хоромина немшоная.

(Там же, стр. 598)

Повторения эти могут иметь не только словесный, но и, так .сказать, интонационно-синтаксический характер.

Реки-то озера ко Новугороду,

Мхи-то болота ко Белоозеры,

Широки раздолья ко Опскому,

Темныя леса ко Смоленскому,

Чисты поля к Ерусолиму.

Матушка Казань подошла под Острохань:

Устьем выпадала во Черно море,

Во тое ли во морюшко во Черное

(Там же, стр 386).

Иногда эти повторения (рефрены) имеют характер подхва­тов (перенос конца первой строки в начало второй):

Стану я годины именины вси выправливать, . Вси выправливать за двенадцать лет.

(Там же, стр. 217).

В соединении с теми выразительными оттенками, которые на­родному стиху придает напевное исполнение, все эти ритми­ческие определители создают опять-таки чрезвычайно гибкую и разнообразную выразительную систему.

Анализируя конкретное стихотворное произведение, мы всегда вправе предполагать'в нем своеобразие выразительного речевого строя, непосредственно воплощающего данное пережи­вание и стоящее за ним общее идейное эмоционально-смысловое содержание,

Часть третья

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]