
- •В. Мигачев
- •Мореходное училище вмф
- •Торжественное и клятвенное обязательство
- •Приказ Главнокомандующего Военно-морскими силами ссср
- •Глава I. Создание училища
- •1.1. Они были первыми
- •1.2. Формирование управления
- •1.3 Первый и второй наборы курсантов
- •1.4. Третий набор курсантов
- •1.5. Корпус № 3
- •13 Группа Судомеханического отделения.
- •1.6. Четвертый набор курсантов
- •1.7. Беспокойное хозяйство
- •1.7. Все наверх, паруса ставить!
- •1.8. Быт и досуг курсантов
- •1.9. Повседневные заботы
- •Глава II. Становление учебного процесса
- •2.2. Руководитель практики
- •2.3. Образование радиотехнического отдела
- •Первый выпуск радиотехников
- •2.4. Четвертый выпуск
- •Глава III. Учебная база вспомогательного флота вмф
- •3.2. Подготовка электромехаников
- •Глава IV. Совершенствование лму вмф
- •Глава V. Накануне перестройки.
- •5.2. Первая научно-практическая конференция
- •5.3. На пути к юбилею училища
- •Глава VI. Образование морского колледжа
- •Венки на море. Таллинн 1991 г
- •Глава VII. Перелом
- •Глава VI. Катастрофа
1.3 Первый и второй наборы курсантов
С 12 февраля по 6 марта 1947 года был произведен первый набор курсантов на Судоводительское, Судомеханическое и Гидротехническое отделения. Приемную комиссию возглавил Рагушенский, назначив заместителем А.Елацкова. В состав приемной комиссии вошли: капитан 2 ранга М.Козлов, майор медицинской службы В.Симанков, преподаватель математики Куликов, преподаватель русского языка и литературы Бочарова, представитель Городского отдела народного образования по проверке знаний Конституции СССР - Красавина и представитель Управления Кадров вольнонаемного состава инженер-майор Васильев. Приказом № 131 от 11 февраля 1947 года комиссия должна была закончить работу к 28 февраля. По завершению работы предусматривалось произвести строевой расчет, распределить курсантов по взводам и отделениям и поставить на котловое довольствие.
Кандидатов в курсанты прибыло много. Это были молодые люди из Ленинграда, Кронштадта, Московской области, Севастополя. Из Ораниенбаума заявления подали: Масягин Ю.А., Вачунин В.И., Петров Е.П., Иванов П.С., Мазепа И.Е. Среди курсантов первого набора преобладали демобилизованные участники Великой Отечественной войны (Андреев, Бибиков, Вицко, Волынец, Кособрюхов, Кукушкин, Сальников, Рагушенский и др.) Многие абитуриенты имели по нескольку боевых орденов. По результатам работы мандатной комиссии сформировали две учебные роты. Первая рота Судоводительского отдела состояла из 1- и 2й групп
(взводов)) в количестве 46 человек. Вторая рота Судомеханического отделения состояла из 3-й группы курсантов паросиловиков и 4-й группы дизелистов взвода будущих специалистов по двигателям внутреннего сгорания. Подготовительная группа стала пятой по счету. Общее число судомехаников составило 47 человек. Командиром первой роты временно назначили начальника плавсредств мичмана Рябова, а второй роты - начальника Судомеханического отдела инженер-майора З. Фридлянского. Помощников командиров взводов нашли назначили из числа курсантов, демобилизованных офицеров. Курсанты этого набора не были похожи на нынешних. Это были взрослые люди, которые знали войну не понаслышке. В Мореходку пришли ребята, которые испытали артобстрелы, бомбежки и голод. Виктор Волынец 1922 года рождения был самым старшим по возрасту в группе. Старшина роты Андреев имел звание младшего лейтенанта. Во время войны он командовал самоходным орудием и был награжден тремя орденами Красной Звезды. Рассматривая старые фотографии, можно увидеть лица Авербуха, Базияна, Бродского, Гомана, Гмызова, Гусакова, Гулюкина, Дарагана Деревянко, Дробышевского Сабуроваи, Сальникова и других молодых людей, которые решили связать свою судьбу с морем.
Образовавшийся недобор в количестве 21 кандидата решили прикрыть подготовительной группой, которая предусматривалась приказом ГК ВМС № 23 от 7 апреля 1946 года. Непосредственное разрешение было получено телеграфным указанием начальника Тыла ВМС. Кандидаты имели образование 7, 8 и 9 классов. За время войны молодые люди забыли то, чему их учили в школе. Начальник учебного отдела А.Елацков считал, что с такими знаниями кандидатов нельзя допускать к изучению специальных дисциплин. Подготовительная группа была сформирована 18 апреля 1947 года. По учебному плану курсанты группы изучали математику, русский язык и литературу, Конституцию СССР, физику, химию и английский язык. К занятиям были привлечены учителя средней школы, которых нашли в Ораниенбауме: В.А Бренев. – физика; М.К. Дьяконов и В.П Карпова – история СССР; Пекарская – математика.
Кроме общеобразовательных дисциплин, будущим курсантам следовало пройти общевойсковую подготовку, изучить Уставы, привить получитьнавыки морской практики. После завершения учебы в подготовительной группе предполагалось провести экзамены и зачислить кандидатов курсантами училища. Задачи морской практики решал цикл ВМП. Подполковник Г.Панго и капитан-лейтенант Д.Муленко занимались с курсантами навигацией, изучением устройства шлюпки, учили вязать морские узлы и т.п.. Строевые занятия проводили командиры рот. Они же преподавали общевоинские Уставы и оружие.
фото
Муленко Дмитрий Федорович зачислен на должность преподавателя военно-морского дела 15 марта 1947 года на основании приказа ГК ВМС № 01553 от 31.12.1946 г. Он поступил на службу в РКККФ в 1933 году. ОкончивСевастопорльское Военно-морское артиллерийское училище БО имени ЛКСМУ, Дмитрий Федорович направился на Дальний Восток, где был назначен на должность командиром береговой батареи ТОФ. В 1938 году ему присвоили звание лейтенант его направили на монитор «Свердлов».
Войну Дмитрий Федорович встретил на канонерской лодке Амурской флотилии. Рисовать он начал с детства. Сначала были простые зарисовки природы, людей, животных. Потом в альбоме появились люди, артиллерийские батареи и фрагменты эпизодов с Корейской войны, о которой мы ничего не знали.
В ЛМУ Муленко прибыл
с должности начальника отдела боевой подготовки «Главамуррыбпрома. Дмитрий Федорович служил
преподавателем цикла ВМП, начальником учебно-лабораторного отдела, старшим офицером строевого отдела. Награжден медалью «За боевые заслуги», орден «Красной Звезды» и «Боевого Красного Знамени После ухода в запас, Дмитрий Федорович длительное время остался в училище и работал в должности лаборанта Судоводительского отдела.
25 апреля 1947 года приказом начальника училища № 137 впервые был объявлен суточный наряд внутренней службы. Дежурным по училищу назначался офицер. В состав наряда входили: рассыльный, рабочие по камбузу, дежурные и дневальные по ротам. На разводе дежурный по училищу проверял знания обязанностей согласно инструкции. Назначение суточного наряда позволило повысить уровень организации управления учебным заведением.
Подходящего помещения для размещения курсантов еще не было. Рагушенский распорядился временно поселить часть курсантов Судоводительского отдела на транспорте «Тиина». Другим курсантам отвели подвальное помещении арендованного дома в Ораниенбауме и на втором этаже полуразрушенного здания в поселке Мартышкино. Этот дом передали училищу для капитального восстановления под жилые квартиры офицерскому и преподавательскому составу. В июле месяце начальник Училища связи ВМС генерал-майор Зернов М.А. передал капитану 1 ранга Рагушенскому Е.Ф. двухэтажное здание по проспекту Володарского дом 1 под казарму. Училище связи перебазировалось в Петергоф и больше в нем не нуждалось. Евгений Федорович распорядился срочно начать ремонт, планируя к осени переместить всех курсантов в нормальное помещение.
Марк Федорович Козлов скучал по политической работе. Партийная организация, состояла из числа 29 членов ВКП(б) и трех кандидатов. Собрания проводились ежемесячно. Повестка дня определялась решениями ЦК ВКП(б). Однако, судя по протоколам, партийные собрания больше напоминали производственные совещания, на которых обсуждались вопросы строительства учебных корпусов училища и сбережения государственной собственности. Козлов часто повторял слова И.В.Сталина: «… Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные осваивать эту технику по всем правилам искусства …». Должность секретаря партийной организации считалась выборной. Политический отдел Тыла КБФ решил прислать на эту должность своего человека. Им оказался гвардии капитан Н.С.Яковлев. Фактически он стал заместителем Козлова.
После завершения набора курсантов комсомольцы заявили о своем праве образовать свою организацию. На первом собрании комсомольцы выбрали бюро. На учете стояло 143 члена ВЛКСМ. Наличие партийной и комсомольской организаций позволило, насколько было возможно, укрепить дисциплину, обратить внимание на успеваемость и направить энергию молодежи на решение задач, которые ставила партия, правительство и командование училищем.
В мае 1947 года курсантский состав училища был переведен с транспорта «Тиина» и из подвального помещения в летний лагерь в поселке Мартышкино. В летнем лагере жили в палатках. Для курсантов была установлена жесткая воинская дисциплина. Подъем в 7.00, физзарядка, завтрак и 6 часов занятий. После обеда и короткого отдыха курсанты направлялись на хозяйственные работы и восстановление учебного корпуса №1. Трехэтажное здание было построено в 1939 году. Оно пострадало во время войны и требовало капитального ремонта. Помощь, которую оказывали курсанты военным строителям, давала положительные результаты. К сентябрю 1947 года были восстановлены перекрытия, сделан потолок и возведена крыша. На третьем этаже приступили к отделочным работам, которые были завершены к началу следующего учебного года. В здании предполагалось оборудовать классные помещения и разместить библиотеку. Отделочные работы на первых двух этажах еще продолжались.
27 мая состоялся прием торжественно-клятвенного обязательства 1-й и 2-й рот курсантов. Мероприятие проходило шло в торжественной обстановке. Инженер-капитан 1 ранга Рагушенский, уважительно называемый прозванный курсантами «Батей», поздравил их курсантов с вступлением в ряды вспомогательного флота ВМС, пожелал успехов в учебе, отметил успевающих и по- отечески пожурил отстающих.
В июне и июле продолжались учебные занятия на первом курсе. Одновременно проходила шлюпочная практика. Подготовительная группа занималась заготовкой дров на зиму и покосом травы. За отличную заготовку дров 10 курсантов были премированы по 20 рублей каждый. Курсанты первого курса после занятий направлялись на строительные работы. В августе 1947 года в Мореходном училище была проведена первая экзаменационная сессия. Одновременно со сдачей экзаменов прошел второй набор курсантов. Несмотря на требование начальника Управления Труда и Кадров довести численность обучаемых до 300 человек, во втором наборе зачислили только 125 курсантов. При этом общее количество обучаемых составила 229 человек.
К сентябрю 1947 года ремонт казармы был закончен. В нее вселили курсантов. К этому времени был введен в строй третий этаж учебного корпуса № 1. Курсанты первого набора проживали в части здания прилегающего к Базовому клубу, обращенного окнами к берегу Нижнего пруда. На первом этаже размещался клуб с кинобудкой и радиоузлом, медсанчасть. На втором этаже оборудовали кубрики с двухъярусными железными кроватями и склад вещевого имущества. Жилое помещение курсанты прозвали «Балтийским вокзалом». Сравнение вызывали высокие потолки и ажурные чугунные колонны воспоминания о зале ожидания, где негде было сесть.
31 октября 1947 года Военно-морской министр и министр Высшего и среднего специального образования утвердили Устав Мореходного училища ВМС. Появление Устава позволило узаконить статус Мореходного училища, как полноправного учебного заведения. Мореходному училищу был отведен участок земли вдоль улицы Красного Флота. На территории площадью 4,1 гектара предполагалось построить здания и сооружения для обеспечения работы закрытого учебного заведения. Юридически территория была закреплена за училищем решением Ломоносовского горсовета № 25 от 30 января 1975 года. В дальнейшем право на площадь было узаконено приказом командира Лен.ВМБ № 28 только в ноябре 1988 года.