Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История ЛМК ВМФ.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
56.88 Mб
Скачать

5.2. Первая научно-практическая конференция

Начало 1983 года было ознаменовано XXVI съездом КПСС и выходом в свет постановления СМ СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». Средняя школа утвердилась на 11-летнем уровне обучения. Техникумы принимали молодежь с восьмилетним образованием. В стране развивалась сеть профессионально-технических училищ, которые готовили квалифицированных рабочих. Ломоносовское мореходное училище ВМФ продолжало ковать кадры для вспомогательного флота. Идея провести научно-практическую конференцию принадлежала начальнику учебного отдела капитану 1 ранга И.И.Мельник. Игорь Иванович неоднократно принимал участие на подобных мероприятиях в Военно-морской академии. Конференция позволяла посмотреть на работу училища с позиций требований партии и правительства, подвести итоги и наметить пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. С позицией начальника учебного отдела согласился начальник училища Л.Потехин и заместитель по политической части капитан 1 ранга Ю.Блинов. На подготовку отвели месяц с расчетом, что начальники циклов успеют подготовить свой материал для выступления. Конференция проводилась 28-31 января 1983 года.

Доклад капитана 1 ранга Л.Н.Потехина звучал убедительно. Слушателям казалось, что СССР вот-вот вступит в эпоху всеобщего благоденствия: увеличится выпуск товаров народного потребления и сельхозпродукции. Об этом ярко свидетельствовали цифры, приведенные в отчете Госплана СССР. Труднее было разбираться в международной политике. США вели двойную игру: затягивали ратификацию договора по ОСВ-2 и наращивали подводные силы, оснащая их новыми баллистическими ракетами «Трайдент». Советский Союз не оставался в стороне, форсируя разработку и испытание ракетных комплексов наземного и морского базирования. Гонка вооружения вступала в заключительную фазу «холодной войны».

В кругах военнослужащих хорошо было известно, что боевые корабли ВМФ СССР, все дальше уходили от родных берегов. Вместе с ними продвигались суда вспомогательного флота, которые подвозили топливо, продукты питания, одежду и вооружение. Плавучий тыл стал решать новые задачи и вместе с военными кораблями выходил в открытый океан.

Как начальник училища, Л.Потехин чувствовал и понимал, что скоро должны наступить перемены. Какие? Мыльный пузырь «холодной» войны должен вот-вот лопнуть. Можно много говорить о повышении политической, специальной и методической подготовке командно преподавательского состава, вводить новые программы обучения. Важно было определить, что и как делать.

Начальник политического отдела капитан 1 ранга Ю.П.Блинов раскрывал пути и методы усиления индивидуальной работы с курсантами по идейно-политическому воспитанию в свете требований XXVI съезда КПСС. Блинов ответил присутствующим на конференции на вопрос: почему партия решила заняться перестройкой участков и сфер идеологической работы. Ссылаясь на решения XXVI съезда КПСС, он сказал: « Мы живем сейчас в новых условиях. Иным стал советский человек. Обогатились его знания, повысилась эрудиция, значительно возросли духовные запросы. В тоже время расширился арсенал средств информации людей. С другой стороны возросла активность пропагандистских средств классового противника, усилились его попытки оказывать разлагающее воздействие на сознание советских людей».

Выпускникам ЛМУ ВМФ, работающих на судах обеспечения, такие попытки были известны не с трибуны съезда. На Черном море многие суда проходили ремонт в портах иностранных государств: Болгарии, Греции, Франции. Механик В.Самохин рассказывал о том как в Греции к группе моряков подошел молодой человек, который представился корреспондентом газеты «Комсомольская правда». На самом деле он оказался корреспондентом журнала «Посев» издаваемого в Мюнхене. О встрече с «корреспондентом» доложили сотруднику КГБ, находящегося на борту судна в качестве матроса. Сотрудник долго допрашивал старшего группы моряков, который получил разнос за потерю бдительности. Могло быть и хуже. Моряка могли лишить визы и не пускать в море далее берегов.

В практику работы политического отдела прочно входили политдни, что позволяло улучшить информирование преподавателей, рабочих и служащих о событиях происходящих в стране и мире. В среде командиров рот внедрялось в практику проведение индивидуальных бесед с курсантами. Особое внимание уделялось морально-психологической подготовке радистов, как людей, имеющих доступ ко всем видам информации. На судах обеспечения радисты вели большую общественную работу, были партийными и профсоюзными руководителями.

О службе выпускников училища рассказал флагманский штурман 62-й бригады судов обеспечения ВМФ капитан 3 ранга Ю.А.Чернышев. Он сказал, что только за 1982 год судами обеспечения Северного флота пройдено 365370 миль, совершено 16 заходов в иностранные порты. Дальние океанские и межфлотские переходы для обеспечения боевых кораблей в удаленных районах стали обыденным явлением среди моряков. «Море строго и беспристрастно экзаменует экипажи, особый спрос предъявляет капитану и всему судоводительскому составу», - подчеркнул Чернышев.

На флоте и в училище прекрасно понимали, что за последние 10 лет существенно изменились районы плавания судов обеспечения и интенсивность их использования. На судах современной постройки были установлены новые технические средства судовождения, которых не было в училище, поэтому судоводителей уровней старшего помощника капитана и 2-го помощника приходилось срочно переучивать на курсах повышения квалификации прежде, чем они получали назначение на новую должность.

Теоретическая подготовка судоводителей осуществлялась на Курсах усовершенствования ЛМУ ВМФ. Ежегодно на курсах обучалось до 8 человек. Подбор кандидатов проводился по принципу перспективности судоводителя, его квалификации и моральных качеств. Занятия со слушателями проводили опытные преподаватели училища.

Как недостатки в подготовке судоводителей в ЛМУ, Чернышев отметил недостаточную практическую астрономическую подготовку, использование приемоиндикаторов и спутниковых РНС, оценку точности определения места судна.

Начальник Судомеханического цикла капитан 2 ранга-инженер Сведюк И.И. уделил внимание теме: «Повышение требовательности преподавателей при оценке знаний, умений и навыков курсантов». Он считал, что при выведении итоговой оценки не учитывается соотношение разделов и тем по объему и сложности учебного материала, в результате чего высокие оценки за более доступные и малообъемные темы становятся основными показателями знаний курсантов.

И.Сведюк предложил следующую систему оценки знаний: сумма баллов по всем темам за семестр складывалась с оценками за решение задач и ведение конспекта. Результат делился на число оценок и получался средний балл с точностью до сотых. Итоговая оценка выводилась по шкале:

от 3 до 3,75 – удовлетворительно;

от 3,74 до 4,75 – хорошо;

от 4,75 и выше – отлично.

Эксперимент провели на курсанте В.Бут 321-й учебной группы. Во второй половине семестра курсант имел по двум темам из семи удовлетворительные оценки. У преподавателя предмета «Судовые двигатели внутреннего сгорания» возник вопрос, как оценить знания курсанта. В. Бут предложили пересдать материал по первым двум темам. Курсант проявил настойчивость, регулярно посещал консультации и повысил уровень своих знаний. К концу учебного года В.Бут уверенно вышел на позицию «отличника» по данному предмету. Такой опыт оценки знаний распространили и на других курсантов группы. В результате повысился уровень успеваемости и уверенность преподавателя в том, что его предмет усвоен.

Опытом и результатами внедрения в учебный процесс тренажеров поделился начальник Радиотехнического цикла капитан 2 ранга В.Н. Лобко. Ссылаясь на задачу ускорения темпов научно-технического прогресса, как основу общественного производства, поставленную XXVI съездом партии, докладчик сказал: « Создание тренажеров – это сложный квалифицированный труд. Наш цикл никогда бы не справился с этой задачей, если бы не энтузиазм наших преподавателей М.Д.Журавлева и Н.С.Манова, лаборантов С.А.Иванова, А.М.Карычева, А.Ф.Харитонова и других замечательных специалистов».

К концу 70-х годов РТЦ оказался в сложном положении, отсутствовала техническая база подготовки радистов. Наличие кабинета манипулирования, лабораторий радиоизмерительных приборов и монтажной практики не удовлетворяло требования качества радиоспециалиста. Усилиями М.Д.Журавлева, возглавлявшего Радиотехнический цикл, в училище стали поступать образцы радиопередатчиков и приемников. На основе имеющейся техники были созданы кабинеты радиопередатчиков, радиоприемников и судового оборудования радиосвязи.

В 1980-м году училищу были переданы два пульта радиооператора «Дюна-А». Сами по себе пульты не решали задачи обучения курсантов. Они имели 52 тракта и канал управления средствами связи. Возникла мысль сделать сопряжение «Дюн» с имеющейся на цикле аппаратурой связи. Такой подход позволял имитировать связь между двумя судами и связать все лаборатории воедино. Такая задача была успешно решена силами коллектива цикла.

На основании докладов и выступлений на конференции были разработаны рекомендации для командно-преподавательского состава училища и намечены пути совершенствования учебно-воспитательного процесса.