Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История ЛМК ВМФ.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
56.88 Mб
Скачать

Глава III. Учебная база вспомогательного флота вмф

Приказом ГК ВМФ от 6.08.59 года начальником Мореходного училища назначен капитан 1 ранга Керенский Павел Александрович, 1913 года рождения. Выводы из акта по приему сдаче дел, утвержденный 29 сентября 1959 года начальником Тыла ВМФ генерал-лейтенантом Жидиловым, свидетельствуют:

1.Мореходное училище с поставленными задачами по подготовке специалистов для Вспомогательного флота ВМФ справляется.

2.Политико-моральное состояние личного состава удовлетворительное.

3.Существующая структура, организация и штат училища отвечают требованиям подготовки командным кадрам плавсостава.

4.Руководящий офицерский и преподавательский состав правильно ориентирован и понимает свои задачи по дальнейшему повышению уровня подготовки командных кадров.

Павел Александрович Керенский оставил свои воспоминания о службе, которые посвятил 300-летию Российского флота. Его рассказы просты и бесхитростны.

Свою трудовую деятельность Павел Керенский начал в 1931 году на судостроительном заводе им. Марти. Завод строил лесовозы и подводные лодки. По путевке комсомола пошел учиться в ВМУ им. М.В.Фрунзе, которое окончил в 1937 году. По распределению попал на бригаду подводных лодок Черноморского флота. Первая офицерская должность – штурман подводной лодки «Щ-209»На позицию лодка ходила к турецкому берегу у пролива Босфор. Так продолжалось два года. Зима с 1939 на 1940 год застала Павла Александровича в Ленинграде. Его откомандировали на специальные курсы офицерского состава. После окончания курсов Керенского направляют снова на Черноморский флот штурманом на новую лодку «С-34». Войну встретил в Севастополе у пирса в Южной бухте. С самого начала войны лодка регулярно выходила на позиции на 25-30 суток. Патрулирование осуществлялось у берегов Румынии, Болгарии и Турции. В 1941 году Павел Александрович был назначен флагманским штурманом 1-го дивизиона бригады ПЛ. Подводные лодки дивизиона типа «Л» кроме торпед брали еще мины. В октябре дивизион перебазировали в Поти. Оттуда подводники доставляли авиабомбы в Севастополь.

В октябре 1941 подводная лодка «Л-6», на которой находился Керенский, вернулась из Севастополя в Новороссийск. Командование ЧФ поставило задачу подготовить операцию по высадке диверсионного десанта в район бухты Коктебель. В январе 1942 года десант высадили с подводных лодок дивизиона в заданной точке. Лодка вернулась в Новороссийск, но тут же получила команду идти в Поти. При выходе из Цемесской бухты была допущена навигационная ошибка и лодка «Л-6» села на мель. Шифровка командующего ЧФ адмирала Октябрьского гласила: «Разгильдяев, посадивших подводную лодку «Л-6», судить судом военного трибунала». Суд состоялся. В мае 1942 года трибунал приговорил Керенского к 7 годам. В дело вмешался Октябрьский. Он отдал распоряжение кадрам: Керенского сохранить для флота.

Павлу Александровичу предложили должность помощника командира сторожевого корабля «Шторм». Так началась служба на надводных кораблях. СКР выполнял боевые задачи между Поти и Новороссийском. Корабль сопровождал конвои, осуществлял артобстрел побережья, прикрывал эвакуацию Керченской базы, которой командовал Цезарь Куников. Судимость с Керенского сняли 22 декабря 1942 года, а в 1943 году он был награжден первым орденом в своей жизни «Отечественной войны 2-й степени». В 1943 году его назначили командиром СКР «Шквал». Корабли ЧФ продолжали нести конвойную службу, доставлять грузы и личный состав десантов.

9 мая 1944 был освобожден Севастополь, а 12 мая весь Крым. Советские войска стремительно двигались на запад. Освобождением Румынии и Болгарии закончились боевые операции Черноморского флота. Эскадра ЧФ возвращалась в Севастополь. В районе Херсонесского маяка ее встречал СКР «Шквал», чтобы провести по фарватеру до входа в Северную бухту.

Эскадренный миноносец «Лихой» стоял в Констанце на ремонте. Это был бывший румынский миноносец, на который получил назначение капитан 3 ранга Керенский. Ремонт корабля закончился. В июле 1945 года Павел Александрович привел его в Севастополь. Командование поставило задачу отработать организацию корабля по всем расписаниям. Через месяц миноносец был зачислен в боевой состав эскадры Черноморского флота. Эскадрой кораблей командовал вице-адмирал С.Г.Горшков, начальником штаба был Пархоменко В.А., а флотом – адмирал Октябрьский Ф.С. В августе 1946 года командование организовало штурманский поход кораблей эскадры в Николаев для изучения Днепро-Бугского лимана. Горшков шел на «Лихом». До Николаева добрались благополучно. Горшков уехал на завод осматривать новые крейсера проекта «68К». Поздно вечером на эсминец прибыл С.Г.Горшков и приказал готовить корабль к переходу в Одессу. В Одессе на причале миноносец ожидал командующий флотом Октябрьский и член Военного Совета Азаров. Оба адмирала были расстроены ЧП на крейсере «Молотов». Во время артиллерийских стрельб на крейсере взорвалась носовая башня, произошел пожар в носовом артпогребе, погибло 75 матросов. Адмирал Октябрьский ожидал прибытия Морского министра Н.Г.Кузнецова. Керенский выполнил поставленную задачу и вернулся в Севастополь.

В сентябре 1947 года Павла Александровича направили на курсы командиров кораблей в Ленинград. Окончание курсов сулило повышение по службе. С.Г.Горшков прочил Керенского в командиры дивизиона. Курсы завершились в сентябре 1948 года. Приказом Морского министра Керенский был назначен командиром эсминца «Ведущий» на Тихоокеанский флот. Это был головной миноносец новой серии кораблей проекта «30 бис». За вещами пришлось ехать в Севастополь. После устройства домашних дел Павел Александрович зашел попрощаться к вице-адмиралу Горшкову и доложить о новом назначении. Сергей Георгиевич выслушал Керенского и заметил, что у него болен сын, а в Советской гавани плохой климат для ребенка больного туберкулезом. Распоряжением Морского министра Павла Александровича оставили на Черноморском флота и временно назначили командиром эсминца «Лихой».

Ожидание нового назначения затянулось. В резерве можно было находиться только 4 месяца. После истечения этого срока начинали платить только за звание. Измученный неопределенностью, Керенский пишет письмо в ЦК ВКП(б) с просьбой ускорить решение вопроса. Вскоре пришел ответ: приказом Морского министра ВМС он назначался заместителем начальника отдела вспомогательных судов и гаваней Черноморского флота. Как выяснилось позже, причиной опалы послужила национальность «поляк» и совпадение фамилии и отчества с бывшим председателем Временного правительства Керенским А.Ф.

В отдел вспомогательных судов и гаваней (ОВСГ) Черноморского флота Павел Александрович прибыл 29 марта 1949 года. Организация была знакома еще по службе на миноносце, когда часто приходилось обращаться к услугам вспомогательного флота. Обладая вполне уживчивым характером, Керенский сумел завоевать доверие у рабочих и служащих вспомогательного флота. Флот был укомплектован не полностью, как командным составом, так и рядовым, поэтому суда часто простаивали. Не было дипломированных специалистов. Их стали получать на флот только в 1951 году, когда была налажена подготовка судоводителей, судомехаников и радиотехников в Мореходном училище ВМС. Вряд ли Павел Александрович думал о том, что ему придется возглавить это училище. Все решил случай, произошедший в 1958 году. Главнокомандующим ВМФ был назначен адмирал С.Г.Горшков. Павел Александрович ожидал перевода в Ленинград, а пока находился в отпуске. Начальник тыла ВМФ предупредил Керенского, что окончательное решение его перевода в Ленинград будет решать Главком ВМФ. Встреча состоялась в Москве летом 1959 года в ГШ ВМФ. Сергей Георгиевич Горшков настаивал, чтобы Павел Александрович не уходил с флота и предлагал повышение по службе. Однако Керенский остался при своем мнении и получил назначение в Ломоносовское Мореходное училище.

С прибытием в училище Павла Александровича произошли значительные изменения в командном составе и организации учебного процесса. Больше внимания стало уделяться практике и морской подготовке. Керенский считал, что от вспомогательного флота зависит успех боевой операции, поэтому выпускник училища должен быть готов к действиям в любых ситуациях. С этой целью на Военно-морской цикл была возложена обязанность организации и проведения военных сборов. Сборы проходили в Кронштадте на боевых кораблях ВМФ. Курсанты изучали материальную часть, вооружение и технику, принимали участие в учебно-боевых стрельбах. Именно здесь будущие специалисты вспомогательного флота могли понять, кого и чем они обеспечивают. Выход в море на боевом корабле оставлял неизгладимое впечатление в сердцах молодых мореходов. На сборах курсанты выпускали стенную газету «Взрыв», организовали соревнование на приз «Отличник практики». Им оказался курсант Л.А.Гафт, который на всех зачетах показал отличные результаты.

В 1959 году введен эксплуатацию второй учебный корпус (здание № 14). В июле этого года расформировали Техническое училище ВМФ. В Мореходное училище передали курсантов 2 и 3 курсов на доучивание. Под жилые помещения отвели здание казармы по улице Пионерская дом 3. Жилую казарму по улице Володарского 2 передали 135-й поликлинике ВМФ. Вместе с курсантами перешли и некоторые преподаватели Технического училища, среди которых оказался А.С.Соколов – будущий начальник Судомеханического отдела.

1960 год проведен 15-й набор курсантов. В числе поступивших были герои 49 дневного дрейфа в Тихом океане на десантной барже Зиганшин А.Р., Поплавский Д.Г., Крючковский А.Ф. Молодые ребята изъявили желание продолжить свое образование в Мореходном училище. Заместитель начальника училища по политической части капитан 1 ранга Шильников встретил героев дрейфа. Начальник Судомеханического отдела капитан 2 ранга Тесленко ознакомил ребят с учебными классами и кабинетами. О курсантах-героях писали газеты и присылались приглашения на встречи. Людям хотелось узнать, как молодые люди сумели выжить в море, имея ограниченный запас воды и пищи. Во всех газетах мира были опубликованы фотографии трех человек, которых подобрал американский авианосец «Кирсардж». Они выглядели изможденными. Жизнь теплилась только в глазах. Американские медики оказали им первую помощь и доставили в США, откуда через три недели они прилетели в Москву.

На крейсере "Киров"

К урсанты Зиганшин, Поплавский и Крючковский ходили на встречи с жителями Кронштадта, экипажем крейсера «Киров», моряками Учебного отряда подводного плавания. Курсанты рассказывали о службе на Курильских островах, о том, как во время шторма их самоходную баржу унесло в океан. Внешний вид молодых людей с орденом

Красной

Звезды на форменках служил живой рекламой Мореходному училищу.

С отличием окончили училище в 1961 году курсанты: Башмарин В.Д., Фокин В.И., Эстеркин Б.Г., Крымский В.Ю., Шумков Л.И., Иванов А.Г.. В этом же году состоялась пионерская линейка, посвященная 90-летию со дня рождения В.И.Ленина. Курсанты вручили на память маленьким друзьям модель корабля.

Закрытое письмо ЦК КПСС о сокращении ВС обсуждалось на заседании партийного бюро. Коммунисты: Круглов, Мейер, Иванов, Кучеренко, Тихонов, Карпов, Климович, Щербаченко и др. единогласно одобрили решение партии, направленное на практическую реализацию мирных инициатив Советского Союза в области внешней политики. Страна, прошедшая страшную войну, не выдерживала прессинга «холодной» войны, навязанной США и членами военного блока НАТО. Нападение Израйля на Египет (1956), оказание помощи арабским странам Ливии, Сирии, Египту, Йемену свидетельствовали о том, что раздел мира еще не окончен. В этих условиях СССР расширял зоны деятельности флотов, выводя ВМФ за пределы обычных оперативно-тактических районов. Вслед за боевыми кораблями последовали и суда Вспомогательного флота.