Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Завещания.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
40.95 Кб
Скачать

Глава 2. Проблемы формы завещаний

2.1. Нотариально удостоверенные и приравненные к ним завещания

В соответствии со ст. 1127 ГК РФ к указанным завещаниям относятся:

1) завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;

2) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов;

3) завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических, антарктических или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций, российских антарктических станций или сезонных полевых баз;

4) завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей;

5) завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы.

Статья 1127 ГК РФ в отличие от ее предшественницы ст. 541 ГК РСФСР не только содержит перечень завещаний, приравниваемых к нотариально удостоверенным, но также предусматривает ряд обязательных условий, определяющих процедуру совершения таких завещаний. Как справедливо указывает Н.В. Сучкова, «введение таких условий продиктовано необходимостью обеспечения прав завещателя на свободное выражение своей воли»1. Ю.К. Толстой рассматривает обозначенные условия качестве особенностей, отличающих завещания, предусмотренные ст. 1127 ГК РФ от нотариально удостоверенных завещаний. В связи с этим он подчеркивает, что «между нотариально удостоверенными завещаниями и завещаниями, приравниваемыми к ним, нельзя ставить знак тождества»2.

Решение проблемы тождества завещаний нотариально удостоверенных и завещаний, приравниваемых к нотариально удостоверенным коренным образом влияет на разрешение вопроса о возможности перечисленных в п. 1 ст. 1127 ГК РФ лиц составлять закрытые завещания. М.В. Телюкина по этому поводу пишет: «…с точки зрения здравого смысла вполне логично предположить, что лицо, имеющее право удостоверить завещание, выполнит все функции нотариуса в соответствии со ст. 1126 и впоследствии пришлет запечатанный конверт нотариусу по месту жительства гражданина»3. Вместе с тем она подчеркивает, что ст. 1127 ГК РФ «определяет именно порядок удостоверения завещания не нотариусами – и этот порядок не совпадает с установленным в ст. 1126 ГК РФ»4. Единственно возможный вывод из данного утверждения: лица, указанные в п. 1 ст. 1127 ГК РФ закрытые завещания составлять не могут. Не исключает такой вывод и Д.М. Раев, который в качестве основного довода указывает на буквальный смысл ст. 1127 ГК РФ, в соответствии с которым должностное лицо удостоверяет само завещание, а не конверт, в который оно запечатано. «При этом, - продолжает ученый, - на свидетеля императивно возлагается обязанность подписать такой документ»5. У нас нет оснований не согласиться с отмеченными выводами, хотя, с другой стороны подобное законодательное решение без достаточных оснований лишает лиц, находящихся вне «обычной бытовой среды» возможности распорядиться своим имуществом на случай смерти путем совершения закрытого завещания. В связи с изложенным считаем возможным наделить лиц, находящихся в особых условиях, упоминаемых в ст. 1127 ГК РФ, правом совершать закрытые завещания.

Законодатель в ст. 1127 ГК РФ предусмотрел требования, обязательные для соблюдения при совершении завещания, приравниваемого к нотариально удостоверенному. Во-первых, необходимо, чтобы завещатель поставил свою подпись на завещании в присутствии должностного лица, удостоверяющего завещание. Во-вторых, при подписании завещания, приравниваемого к нотариально удостоверенному, в обязательном порядке присутствует свидетель, который также ставит свою подпись на завещании. Норма об участии свидетеля в завещательном процессе, опосредующим составление завещания в порядке ст. 1127 ГК РФ, является новеллой современного наследственного законодательства. Данное правило рассматривается учеными как дополнительная гарантия соблюдения законности, особенно если учитывать, что граждане, завещания которых могут удостоверяться указанными в ст. 1127 ГК РФ должностями лицами, находятся от них в определенной зависимости6.

В ст. 1127 ГК РФ нашел свое решение вопрос о том, где должно храниться завещание, приравниваемое к нотариально удостоверенному. Законодатель обязал должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 1127 ГК РФ направить экземпляр удостоверенного ими завещания нотариусу по месту жительства завещателя. В литературе справедливо отмечается, что рассматриваемое правило позволит обеспечить сохранность завещания, кроме того, при получении экземпляра завещания у нотариуса будет возможность проверить соответствие завещания требованиям законодательства7. Закономерно возникает вопрос: как должен поступить нотариус в случае обнаружения нарушений требований наследственного законодательства. Ведь, как известно некоторые нарушения могут повлечь признание завещания недействительным. По мнению ученых нотариусу следует сообщить об обнаруженных нарушениях завещателю и должностному лицу, удостоверившему это завещание8.

Статья 1127 ГК РФ не содержит указания на срок исполнения обязанности по пересылке завещания лицом, удостоверившим его, указывая лишь, что завещание должно быть направлено «как только для этого представится возможность». Однако, в литературе по этому поводу отмечается, что приравниваемое к нотариально удостоверенному завещанию должно быть «без промедления» направлено соответствующему нотариусу9.

Комментируя положения п. 3 ст. 1127 ГК РФ, некоторые ученые обращают особое внимание на вопрос о способе пересылки завещания нотариусу, отмечая при этом, что «лицо, удостоверившее завещание, может как лично вручить нотариусу (по месту жительства завещателя), так и направить завещание по почте»10. По действующему ГК РФ удостоверенное завещание должно быть направлено нотариусу по месту жительства завещателя через орган юстиции, что является общим правилом. «Целесообразность данного положения обосновывается тем, что нотариат находится в ведении органов юстиции, в компетенцию которых входит также назначение на должность нотариуса и ведение реестра нотариальных контор»11.

Исключение из приведенного выше общего правила, согласно п. 3 ст. 1127 ГК РФ составляет случай, когда лицу, удостоверившему завещание известно место жительства завещателя. В этой ситуации завещание направляется непосредственно соответствующему нотариусу. По этому поводу в литературе высказано предположение, что «по всей видимости на практике данная норма не найдет широкого распространения»12. При этом указывается, что для реализации данной нормы необходимо знать не только место жительства завещателя, но и конкретного нотариуса, ведущего наследственные дела в данной местности и адрес его нотариальной конторы. А так как завещание может быть удостоверено в любой точке Российской Федерации и даже за ее пределами, удостоверившее завещание лицо в силу объективных причин не сможет обладать такой информацией.

Как справедливо отмечается на страницах юридической литературы, обращение к нотариусу обеспечит завещателю более грамотное оформление завещания13.

Убедительным подтверждением сделанного учеными вывода является закрепленное в п. 4 ст. 1127 ГК РФ правило: «Если гражданин, намеревающийся совершить завещание, высказывает желание пригласить для этого нотариуса и имеется разумная возможность выполнить это желание, то лица, которым предоставлено право удостоверить завещание, обязаны принять все меры для приглашения к завещателю нотариуса». С другой стороны, отмеченная норма свидетельствует о том, что удостоверение завещаний граждан, указанных в п. 1 ст. 1127 ГК РФ, не является исключительной прерогативой перечисленных в нем лиц.

С учетом вышеизложенного необходимо отметить, что правовая регламентация завещания, приравниваемого к нотариальному существенным образом изменилась: законодатель уточнил некоторые процедурные вопросы совершения таких завещаний. Вместе с тем уже сейчас можно обозначить пути дальнейшего совершенствования и развития рассматриваемого института, так как ряд вопросов (например, возможность совершать лицами, указанными в п. 1 ст. 1127 ГК РФ закрытых завещаний) требуют дополнительного осмысления и доработки.