Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПК Глава 9 стр 343-392.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
12.88 Mб
Скачать

Интеграция стоматогнатической системы

При нормальном функционировании есть предсказуемое движение костей черепа. Оно происходит на протяжении всей жизни с цикличностью 10 – 14 раз в минуту, и названо «первичным респираторным механизмом»[66]. Ритм движения костей черепа отличается от сердечного ритма и ритма дыхания, тем не менее, краниальное движение усиливается при грудном дыхании. Хотя эта зависимость существует всегда, расслабленное дыхание и первичный респираторный ритм не всегда параллельны.

Краниальное движение – это комбинация сгибания кости и движения шва. Движение между клиновидной и затылочной костями происходит в сагиттальной плоскости. Имеются флексия и экстензия сфенобазилярного соединения. До определённого возраста ─ примерно до двадцати пяти лет ─ движение происходит в синхондрозе между костями. После оссификации движение состоит из флексии и экстензии губчатой кости. Сфенобазилярная флексия заключается в увеличении сфенобазилярного соединения и разъединении верхних частей чешуи затылочной кости и больших крыльев клиновидной кости. Сфенобазилярная экстензия заключается в опускании сфенобазилярного соединения и приближении верхней части чешуи затылочной кости к большим крыльям клиновидной кости. Сфенобазилярная флексия усиливается при глубокой фазе вдоха, экстензия усиливается при выдохе. Часто сфенобазилярное движение называют сфенобазилярным вдохом или выдохом.

Общая ось вращения височной кости проходи через каменистую часть, которая расположена под углом 60о к чешуе височной кости. Верхушка каменистой части поднимается при вдохе вместе со сфенобазилярным соединением и каменистый край вращается кпереди, вызывая вращение чешуи височной кости кнаружи. Сосцевидный отросток движется кзади и медиально при вдохе.

Лобная кость у большинства субъектов оссифицирована в области метопического шва. В некоторых случаях остаток или весь шов остаётся на всю жизнь. Движение при сфенобазилярной флексии (вдох) распространяется на чешуйчатую часть лобной кости. В Прикладной Кинезологии это называется внутренним фронтальным движением, как если бы метопический шов двигался внутрь. При сфенобазилярной экстензии (выдох) чешуйчатые части лобной кости движутся медиально. В ПК это называется наружной фронтальной ротацией, как если бы метопический шов двигался кнаружи. Это очень запутано, потому что наружная фронтальная сакроокципитальная техника по Де Джарнетту [11,12] называется в ПК внутренней фронтальной, а ПК ─ наоборот.

9-4. Общее движение клиновидной и затылочной кости при вдохе.

9-5. Вид сбоку на височную кость при вдохе.

9-6. Общая ось височной кости показывает общую ось ротации через каменистую часть.

9-7. Вид снизу на лобную кость, показывающий внутреннюю ротацию.

Остальные кости черепа и лица осуществляют специфическое движение по отношению к сфенобазилярной флексии и экстензии. Непрерывность движения обеспечивается осью вращения, зубчатой передачей, скольжением и рычажными механизмами, взаимодействие которых создаёт закрытую кинематическую цепь. В любой закрытой кинематической цепи, когда одна часть движется, вся цепь должна двигаться. Это можно увидеть в системе рычагов и передач, которые есть в закрытой кинематической цепи черепа. Окципитомастоидальный шов действует подобно зубьям шестерён передачи. Сошник является рычажным механизмом между клювом клиновидной кости и межверхнечелюстным и нёбным швами верхней челюсти и нёбными костями.

9-8. Закрытая кинематическая цепь зубчатой передачи.

9-9. Закрытая кинематическая цепь рычагов.

Существует синхронность движения между сфенобазилярным соединением и крестцом. Связью служит твердая мозговая оболочка, которая прочно прикрепляется к foramen magnum и второму и третьему шейным позвонкам. Прикрепление вдоль остального позвоночного столба является рыхлым до того места, где твёрдая и паутинная оболочки прикрепляются ко второму сакральному сегменту. Общей осью сакральной ротации является уровень второго сакрального сегмента вокруг его поперечной оси. Движение крестца состоит из подъёма передней части второго сакрального сегмента, в то время как сфенобазилярное соединение поднимается при вдохе; таким образом верхушка крестца движется кпереди, а основание ─ кзади при вдохе и в противоположную сторону при выдохе.

Безымянные кости также участвуют в основном движении, которое вызывается краниальной функцией. Если врач сравнит безымянную кость с височной, сравнимые части движутся в том же самом направлении при вдохе и выдохе (смотрите рисунок 9-66). Подвздошная кость сравнивается с чешуёй височной кости, она движется кпереди при вдохе. Седалищная кость сравнима с сосцевидным отростком и движется кзади. Давление брюшной полости и брюшных мышц способствует этому движению. При вдохе содержимое брюшной полости движется вниз, оказывая давление на os ilium, двигая переднюю ость os ilium латерально, кпереди и книзу. Одновременно со вдохом брюшные мышцы расслабляются, чтобы позволить это движение. Во время вдоха брюшные мышцы сокращаются, делая движение os ilia обратным.

Связь между закрытой кинематической цепью черепа и таза происходит благодаря твёрдой мозговой оболочке и содействию брюшных мышц. Она показывает, каким образом интегрировано движение стоматогнатической системы с остальным телом.

Внутри стоматогнатической системы, как определил её Шо [62], от плечевого пояса вверх действует другая закрытая кинематическая цепь. Это мышечная закрытая кинематическая цепь составлена флексорами шеи, её экстензорами, подъязычными и жевательными мышцами. Первоначальное представление о мышечной закрытой кинематической цепи стоматогнатической системы было описано в программе Иллинойского университета [10] в 1949 году. Минтц [51] обсуждает взаимодействие этой закрытой кинематической цепи и её корреляции с остальным телом. Нарушение здесь может вызвать цепую реакцию всей скелетно-мышечной системы. С другой стороны, отдалённый скелетно-мышечный дисбаланс или дисфункция могут нарушить гармонию в стоматогнатической закрытой кинематической цепи.

В статье Моузеса и Скуга [52] привлечено внимание к подобности симптомов хлыстовой травмы шеи и нарушений височно-нижнечелюстного сустава и показано, что оба нарушения могут возникнуть при автомобильной аварии. Поиск взаимодействия внутри стоматогнатической системы вполне разумен, так как имеются сходные симптомы. Часто при повреждении шейного отдела позвоночника темпоромандибулярный сустав (ТМС) поражается серьёзно. Если повреждена челюсть и существует дисфункция ТМС, то шейный отдел позвоночника, в конечном счёте, поражается. Это также подчёркивает потенциальную опасность общепринятого лечения шейных связей и тракции ТМС, который не предназначен выдерживать такую нагрузку [59].