Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДПИ-16 лк.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
736.26 Кб
Скачать

Рассматриваемые вопросы:

6.1. ОБРАБОТКА ДЕРЕВА И ПРИМЕНЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

6.2. МЕБЕЛЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.

Для руководства строительными работами в Москве в 1813 г. была создана особая «Комиссия для строений города Москвы», просущество­вавшая до 1842 г. В состав этой комиссии вошли архитекторы—уче­ники и сотрудники прославленных зодчих XVIII в.—А. Н. Воронихин к А. Д. Захаров, проживавшие в Санкт-Петербурге, где они доканчивали начатые в конце XVIII в. сооружения.

Особенно большая роль в создании форм мебели этого времени -при­надлежала Андрею Никифоровичу Воронихину (1759—1814 гг.). Он обладал блестящим мастерством композиции не только больших архи­тектурных ансамблей, но и малых форм. Еще в 1808 г., после большого пожара 'в Павловске, он восстановил дворец и по его рисункам была выполнена вся новая мебель.

Живейшее участие принимал А. Н. Воронихин в деятельности сто-лярно-мебельной мастерской в имении «Марьино» и в составлении проек­тов меблировки дворцов графа Строганова, как в имении, так и в сто­лице.

Искусство А. Н. Воронихина в области создания форм мебели имело большое влияние на его учеников—И. Ф. Колодина, П. С. Садовникова, И. Ф. Мичурина и П. А. Шарова. Последние трое, будучи крепостными, обучались архитектуре на дому у А. Н. Воронихина и, став архитектора­ми, создали немало образцов мебели, продолжая развивать и варьиро­вать те формы, которые были выполнены по рисункам А. Н. Воронихина.

Из числа архитекторов, также работавших в XIX в. в «Комиссии для строений города Москвы», большое значение в области создания новых форм мебели 'и других краснодеревных работ имели архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев, а в Петербурге--К. И. Росси и В. П. Стасов.

Произведения их в области 'решения интерьера первой трети XIX в. и его составных частей (отделка дверей, окон, полов и мебели) значи­тельно отличаются своими формами и пропорциями, да и общим харак­тером от произведений XVIII в. Больше других оставил в этой области выполненных образцов и 'проектов 1К. И. Росси.

В 1816 г. К. И. Росси получает звание придворного архитектора и возглавляет дворцовое строительство, которое развертывается в Петер­бурге с 20-х годов. В 1818 г. Росси приступает к проектированию двор­цового ансамбля Елагина дворца (Кировские острова) и уделяет осо­бое внимание созданию его интерьеров. В 1819—1825 гг. (для брата им­ператора Михаила Павловича) Росси строит Михайловский дворец (ныне Русский музей). По его рисункам была выполнена почти вся меблировка многочисленных залов, гостиных и других дворцовых помещений'.

В период 1827—1832 гг. К. И. Росси строит Александрийский театр. После многочисленных ремонтов и реставрационных работ в подлинном виде сохранилась центральная ложа и большая часть мебели. Кроме об­становки Александрийского театра, им была сделана мебель для библи­отеки Павловского дворца, а также для дворца в г. Твери.

Мебель для дворцов Петербурга и его пригородов выполняли охтен-ские мастера. Среди них выделился талантливый мастер-краснодеревец Василий Бобков. Он выполнил большое количество мебели не только по чертежам архитекторов, в частности Росси, но и по своим личным рисун­кам, например часть мебели для библиотеки Павловского дворца.

Таким же крупным мастером, как К. И. Росси, являлся и архитектор Василий Петрович Стасов (1769—1848 гг.), работавший в Петербурге, Москве и других городах. Из наиболее важных работ Стасова следует отметить работу по восстановлению интерьеров и мебели Зимнего двор­ца после пожара в 1837 г. При отделке многочисленных залов дворца В. П. Стасов выступил не только как реставратор, но и как талантли­вый проектировщик мебели. Трудность решения заключалась в необхо­димости увязки интерьеров и мебели с внешней архитектурой дворца середины XVIII в.

Художественная обработка дерева в интерьере первой половины XIX в. занимает меньшее место по сравнению с XVIII в. Композицион­ные приемы художественной обработки дерева в интерьере начала XIX в. решаются в характере общей направленности архитектуры.

Рис. 111. Михайловский дворец в Петербурге (1819—1825 гг.1. Арх. К. И. Росси

В зданиях первой трети XIX в. (рис. 111) ясно выявляется и подчер­кивается гладь стен. Тематическая монументальная и декоративная скульптура составляет важную часть общего ансамбля, помогая полнее раскрыть замысел архитектора.

Лепные и скульптурные украшения вписываются в замкнутую, строго геометрическую форму, имеют симметричное построение композиции и строгий рисунок (рис. 112). На больших плоскостях стен украшения рас­полагаются отдельными небольшими группами. Лепнина и колонны обычно имеют белый цвет, а стены желтый, зеленоватый или другой мяг­кий оттенок.

В дворцовом интерьере для облицовки стен служит главным образом гипс, натуральный и искусственный мрамор. Иногда стены обивают шелковой тканью (рис. 113), а в обычном, гражданском, зодчестве начи­нают оклеивать бумажными обоями.

Строгое величие, простота, подчеркнутая торжественность и монумен­тальность, гармоничность пропорций становятся главными признаками красоты, характерными чертами убранства зал и жилых комнат (рис. 114).

Горизонтальные и вертикальные линии с предельной лаконичностью подчеркивают членение стен и потолка (рис. 115). В простенках распо­лагаются пилястры или зеркала. Лепные украшения сочетаются с живо­писными—панно и плафонами.

Рисунок паркета приобретает строгие формы (см. рис. 119, 120). В размещение предметов обстановки вносится симметрия; каждой вещи, большой и малой, отводится определенное место.

Древесину .используют в паркетах, для дверей, окон, рам зеркал; де­ревянные панели становятся редким явлением.

В интерьере театров широко применяют резные украшения из дерева.

Конструктивное и декоративное решение полотна двери и оформление вокруг дверного проема были различными, взависимости от целевого

Рис. 112. Бывший дом Станицкой на Пречистенке (1817—1822 гг.) Арх. А. Г. Григорьев

назначения помещения и от той роли, какую им отводил архитектор в общей композиции интерьера.

Иногда архитектор выделял дверь на фоне общего убранства (рис. 116), а иногда умалял ее значение и отводил ей второстепенную роль.

Внутренние двери делали однопольными, двупольными, глухими, ча­стично или полностью остекленными; материалом для них служат дуб, береза, тополь, красное дерево, реже орех. Преобладала рамочная кон­струкция с дощатыми филенками, которые заделывали в раскладку, в шпунт и на торцовых рейках.

В композиции дверных полотен используются филенки различной формы и размеров и раскладки различного профиля. Встречаются раз­нообразные решения: одна большая филенка или две прямоугольных, между которыми помещена круглая или квадратная филенка; в центре узкая прямоугольная филенка, а нижняя и верхняя круглые (рис. 117);

с пятью, шестью небольшими квадратными филенками, обрамленными широкой профилированной раскладкой (рис. 118).

Филенки встречаются гладкие и орнаментированные. Чаще всего формы орнамента расположены по типу розетки или венка. Как пра­вило, узор вписан в ту или иную геометрическую форму, которая иногда подчеркивается раскладкой. Дверной наличник решается просто в виде несколько выступающего карниза или как пристенный портик с фронто­ном, поддерживаемый по бокам колоннами, иногда пилястрами или ка­риатидами (см. рис. 116, 117, 118).

Если для изготовления дверей применяют дорогую древесину (крас­ное дерево, орех и т. д.), то полотно украшают накладным бронзовым чеканным орнаментом и, реже, наборным деревом. Поверхность поли­руют и лакируют. При простой древесине (березе) дверное полотно украшают резьбой, выполненной на массиве филенки, или накладной.

Рис. 113. Отделка стен шелком в интерьере.

Рис. 118. Оформление портала. Михайловский дворец.

Резные украшения покрывают левкасом и золотят, а всю остальную поверхность полотна окрашивают масляной краской в белый цвет.

В загородных домах помещиков и в городских домах провинциальной знати резные орнаменты близки народному искусству. Наиболее типично украшение розетой—«солнце», мотив, часто встречающийся в оформлении ворот и на многих бытовых предметах крестьян XIX в.

Двери из березы с резными украшениями становятся типичными даже в дворцовом интерьере.

При строительстве Елагина и Михайловского дворцов архитектор К. И. Рисси использовал для дверей главным образом березу.

Рис. 119. Паркет в приемной Александра I. Большой Царскосельский дворец

Рис. 120. Паркет. Большой Царскосельский дворец

В бельэтаже Михайловского дворца из 44 внутренних дверей 39 березовые, многие из них работы мастера В. Бобкова.

В парадных залах этого времени дверной проем имеет более сложное и богатое оформление, чем в жилых помещениях, тем не менее во всех случаях его композиция составляет часть общего убранства интерьера.

Рейки для обивочных тканей и обоев большей частью узкие, неслож­ного столярного профиля, орнаментированные резьбой и позолоченные.

Начинают применять багет, изготовленный на фабриках, мотивами орнамента которого, как и в резных рамах, являются листья, цветы и др.

Зеркала, занимающие весь простенок, наглухо вставленные и деко­ративно обработанные, как дверной проем, в убранстве интерьеров <1Х в. встречаются реже, чем в XVIII в. В это время пользуются в основном .подвесными зеркалами, рамы которых имеют прямоугольную форму, в верхней части заканчивающуюся карнизом. Рамы зеркал делают из различных пород дерева, но чаще всего из той, которую применяют для дверей и мебели данного помещения, сохраняя общий характер поделки (см. рис. 117).

Особенности стиля первой половины XIX в. ясно видны и в характере рисунка паркета. Его узоры приобретают большую строгость и не­обычайное спокойствие всей композиции, в которой преобладают прямые линии, разграничивающие плоскость пола на ряд геометрических форм рис. 119, 120).

Сетчатый тип орнамента является основой композиционных построений паркета. Его набирают в шашку, по диагонали, и подчеркивают отдельные части сеткой из узких прожилок другого цвета. Наиболее употребительные типы композиций паркетов состоят из больших квадратов, окаймленных светлыми полосками, восьмигранников с квадратами между ними, кругов, соединенных между собой переплетающи­еся полосками. Сетчатый орнамент центральной части обычно отделяют фризом в виде меандра.

Кроме геометрических, в паркете встречаются и растительные формы—листья дуба, лавра, венки и корзины с цветами, но они служат дополнением, несколько смягчающим лаконичность и суровость общего рисунка.

Из древесных пород для паркета применяли сосну, дуб простой и мореный, березу, клен, грушу, красное и розовое дерево, палисандр, пальму и некоторые другие, используя при их подборе декоративные свойства материала.

Паркеты в зданиях, построенных по проектам архитекторов А. Н. Воронихина, К. И. Росси, В. П. Стасова, выполнены по их рисункам опытныыми охтенскими мастерами семьи Тарасовых—Степаном, Николаем, Андреем—и столярами-краснодеревцами Дмитрием Никитиным, Иваном Изотовым, Софроном Тимофеевым.