Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
русская журналистика.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
700.93 Кб
Скачать
  1. Журнал «Дело» н. Шульгина и г. Благосветова

Журнал «Дело» (1866) - журнал литературно-политический. В ыходил в Петербурге в 1866—1888, ежемесячно. С 1867 — «Журнал учено-литературный». Изд. и фактический ред. до 1880 — Г. Е. Благосветлов. Официальным редактором в это время числился Н. И. Шульгин, в 1880 — П. В. Быков. По официальным данным, в 1868 журнал имел 3500 подписчиков, в 1870 — до 4000 (возможно, что данные неточны).

«Д.» служило фактически продолжением закрытого в 1866 журнала «Русское слово» (1859) и, хотя уступало ему в яркости, все же было одним из наиболее прогрессивных органов своего времени.

Журнал имел два отдела: в первом помещались статьи научного содержания и беллетристика, во втором — публицистика и литературная критика (статьи, фельетоны, смесь). Иностранную хронику успешно вел Эли Реклю — французский публицист-демократ, участник двух революций: 1848 и 1871 гг. Его сообщения передавались из горячих мест Европы, Северной Африки (Испания, Франция, Египет) и несли на себе яркий репортерский отпечаток. Преемственность с журналом «Русское слово» была очевидна.

Являясь наиболее влиятельным после «Отечественных записок» (1839) демократическим органом, «Д.» отличалось сложностью и противоречивостью своей социально-политической программы , в которой революционно-просветительские тенденции сочетались с народническими.

Журнал пользовался особенно большим успехом у провинциального читателя, главным образом среди демократически настроенной молодежи. Ведущие публицисты «Д.» П. Н. Ткачев и Н. В. Шелгунов в период спада революционной волны продолжали отстаивать революционный путь общественного переустройства. И м удавалось доводить до читателей свои революционные взгляды. Ткачев указывал и конкретные силы будущей русской революции. Признавая необходимость революционной активности народных масс, Ткачев руководящую роль в революции отводит демократической интеллигенции.

В то же время революционная программа журнала имела заметный просветительский налет. «Человеческий ум есть главный фактор прогресса», — писал Шелгунов в статье «Социально-экономический фатализм». Журнал придавал большое значение крестьянскому вопросу. «Д.» квалифицировало реформу 1861 как замену системы «игривого выжимания» «наукой мирного грабежа» и систематически печатало материалы о тяжелом экономическом положении крестьянства, страдающего от малоземелья и непосильных обложений. Идеализация крестьянской общины и преувеличение роли кустарных промыслов и артелей свидетельствуют о влиянии народнических идей на публицистов журнала.

Характеризуя положение европейского пролетариата, публицисты «Д.» использовали материалы т. 1 «Капитала» Маркса, иногда прибегая к пересказам и цитатам. Основой идеологической программы «Д » была защита революционно-демократических идеалов 60-х годов при заметном влиянии идеологии народников, особенно усилившемся со второй половины 70-х годов. Благосветлов сплотил вокруг журнала основное ядро сотрудников «Русского слова», в 70-е годы привлек группу эмигрантов-народников. В 1867 в «Д.» принимал участие Д. И. Писарев (подписывался также псевд. А. Пушилов). В журнал по приглашению Благосветова пришли Шеллер-Михайлов, Писарев, Петр Ткачев, Федоров Омулевский и др. Для правительства они были неблагонадежными, цензурный комитет отслеживал их деятельность.

В мае 1867 произошел окончательный разрыв Писарева с Благосветловым, в результате которого Писарев ушел из журнала. Но до конца года Благосветлов печатал в «Д.» статьи Писарева, оставшиеся в редакционном портфеле. Таким образом, в журнале были напечатаны статьи «Образованная толпа» (№№ 3, 4), «Взгляды английских мыслителей на умственные потребности современного общества» (№№ 4, 5), и др.

После смерти Благосветлова редактором «Д.» стал Н. В. Шелгунов, который привлек к участию в журнале группу эмигрантов-народовольцев. После возвращения из-за границы Шелгунов был арестован по подозрению в связи с исполнительным комитетом «Народной воли», и, хотя обвинение не было доказано, возвращение к редактированию журнала стало невозможным. Сменивший Шелгунова Станюкович официально состоял редактором журнала в январе — мае 1883 (подписывался «за ред.»). Фактически он продолжал редактировать «Д.», а в декабре 1883 приобрел право собственности на журнал. В 1885 в связи с арестом и высылкой Станюковича издание перешло к И. С. Дурново.

При Дурново «Д.» стало откровенно реакционным органом. В последние годы «Д.» утратило общественное значение и прекратилось за неимением подписчиков.

С самого начала журнал был поставлен в исключительно тяжелые цензурные условия. В отличие от остальных петербургских журналов «Д.» издавалось под предварительной цензурой. До октября 1871 к «Д.» применялся незаконный порядок цензирования, согласно которому все статьи для журнала, помимо цензора, рассматривались в Петербургском цензурном комитете. В результате чрезвычайной придирчивости цензуры из 48 печатных листов № 1 в 1867 были 22 запрещены, в 1870 в № 3 были запрещены 28 листов, в 1871 в сентябрьском номере — 12 статей и т. д.