- •Глава 15. Социально-экономическая дифференциация и
- •15.1. Дифференциация уровней социально-экономического развития регионов
- •15.1.1. Дифференциация социально-экономического пространства
- •15.1.2. Показатели дифференциации уровней социально-экономического развития регионов
- •Показатели экономической дифференциации регионов:
- •4) Объем иностранных инвестиций на душу населения.
- •1) Соотношение денежных доходов на душу населения и величины прожиточного минимума.
- •15.3. Дезинтеграционные тенденции в региональном развитии России
- •15.4. Последствия дивергенции и дезинтеграционных тенденций российского экономического пространства
- •Контрольные вопросы:
15.3. Дезинтеграционные тенденции в региональном развитии России
Качество экономического пространства характеризуется, прежде всего, его внутренней связанностью (интегрированностью), для оценки которой используются показатели пространственной интеграции и дезинтеграции. Интеграция позволяет использовать преимущества взаимодополнения региональных экономик.
Дезинтеграция экономического пространства – это ослабление межрегиональных экономических связей, создающее угрозу экономической целостности страны. Соотношение между пространственными интеграцией и дезинтеграцией постоянно изменяется под воздействием различных факторов.
Дезинтеграционные тенденции в экономике нашей страны стали появляться в период Горбачевской перестройки (вторая половина 1980-х гг.), что было связано с несовершенством проводимого правительством курса на реформирование экономики страны. Распад СССР в 1991 г. еще больше усилил эти тенденции.
Пространственная дезинтеграция российской экономики выразилась в значительном сокращении межрегиональных торгово-экономических связей, не восполняемых внешней торговлей и созданием собственных замещающих производств (зачастую малоэффективных). В первой половине 1990-х гг. нормальный товарооборот между регионами часто заменялся бартером. Неотрегулированность тарифов на электроэнергию и перевозку грузов, введение заменителей денег в отдельных регионах усиливали пространственную дезинтеграцию в России.
Так, высокие железнодорожные тарифы затруднили экономические связи дальневосточных регионов с Центром; уменьшили мобильность населения. К моменту финансового кризиса 1998 г. интенсивность межрегионального обмена (по отношению к ВВП) снизилась примерно в 2 раза; импорт вытеснял с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей; наблюдалось бегство капитала за рубеж.
Важнейшими проявлениями пространственной дезинтеграции российской экономики "изнутри" выступают: 1) сокращение межрегиональных экономических связей; 2) снижение объемов межрегиональной торговли; 3) ослабление общероссийской производственной инфраструктуры; 4) сокращение межрегиональных гуманитарных контактов; 5) радикальный экономический регионализм и некоторые другие (см. рис. 15.3).
К внешним факторам дезинтеграции экономического пространства относятся следующие. Во-первых, это либерализация внешнеэкономической деятельности в России, вследствие которой многие регионы стали переориентировать свою торговлю на зарубежные страны. В 1990-е гг. объемы экспорта и импорта в абсолютном выражении росли при падении объемов производства. Вторым внешним факторам дезинтеграции явилось снижение таможенных тарифов и отмена большинства нетарифных ограничений на импорт, интенсивно вытесняющий с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей. Третий внешний фактор дезинтеграции заключается в том, что внешняя торговля мало затрагивает внутренние межотраслевые производственные связи, тем самым подавляет межрегиональные связи. Либерализация внешней торговли при существующей отраслевой и технологической структуре экономики российских регионов привела к чрезмерному замещению межрегиональных экономических связей внешнеэкономическими.
Можно выделить внешние и внутренние факторы дезинтеграции экономического пространства России.
К внутренним факторам дезинтеграции российского экономического пространства являются следующие (см. рис. 15.4). Их можно подразделить на институциональные, экономические и демографические.
К институциональным факторам, способствующим дезинтеграции экономического пространства страны, следует отнести: существующие барьеры, препятствующие свободному перемещению товаров и услуг, труда и капитала между регионами; ликвидацию административного управления межрегиональными связями в начале 1990-х годов; недостатки законодательства; неразвитость финансовой системы и рынка труда России.
Внутренними экономическими факторами дезинтеграции явились: неразвитость транспортной системы, высокие транспортные издержки; обвал спроса в крупных сегментах рынка в начале 1990-х гг.
Особо следует выделить демографические факторы дезинтеграции, среди которых можно выделить абсолютное уменьшение численности населения и демографическое сжатие экономического пространства России к европейскому ядру, более освоенному и более благоприятному в климатическом отношении. Усиливаются внутренние миграционные потоки с Севера и Востока, в центральные и южные районы европейской части России.
Приграничные регионы (особенно граничащие с высокоразвитыми странами) благодаря своему географическому положению обладают существенными конкурентными преимуществами во внешнеэкономической деятельности: в торговле, совместном использовании технической инфраструктуры и энергетических мощностей, туризме и других. Вместе с тем, выгодное положение по отношению к внешним рынкам может сопровождаться свертыванием связей с внутренними регионами. Например, это происходит в Калининградской области, единственном российском эксклаве.
На Дальнем Востоке 78% экономического оборота региона приходится на внутрирегиональный рынок, 18% составляет внешняя торговля (в основном со странами АТР) и только 4% - товарообмен с другими российским регионами.32 То есть экономическая привязка Дальнего Востока к странам Азиатско-Тихоокеанского региона в 4,5 раза сильнее, чем с экономическим пространством России в целом.
В Мурманской области и на Дальнем Востоке наблюдается отрыв от российской экономики рыболовного флота, который, не довозя добытую рыбу до российского берега, реализует зарубежным государствам и ведет хищнический экспорт разного сырья по бросовым ценам.
Однако следует заметить, что для интенсивности внешнеэкономических связей регион не обязательно должен быть пограничным; более важны экспортный потенциал региона, емкость рынка и инвестиционный климат в регионе. Так, Тюменская область в гораздо большей степени интегрирована в мировое хозяйство, чем приграничные Смоленская или Брянская области. Это можно сказать и о сибирских центрах цветной металлургии, особенно работающих по схеме толлинга. Москва, не являющаяся приграничным регионом, притягивает 2/3 всех иностранных инвестиций и является крупнейшим международным финансово-торговым посредником.
Все приведенные примеры свидетельствуют о том, что уровень экономической связанности российского экономического пространства низок; а понятие «единое экономическое пространство» для современной России является большой условностью.
