
- •1. Проблема власти в русской литературе XV–XVI вв. (“Повесть о Мутьянском воеводе Дракуле”; “Сказание о Магмете Салтане Ивана Пересветова”, “Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным”):
- •2. “Житие Александра Невского” и “Слово о погибели Русской земли”: идейно-художественная связь памятников:
- •4. Слово о полку Игореве: жанр и стиль, система образов.
- •5. Слово о полку Игореве и Задонщина: проблема художественного взаимодействия.
- •6. “Слово о полку Игореве”: история открытия и публикации памятника; проблема автора:
- •7. 49:«Демократическая сатира» XVII в. И «народная смеховая культура» (произведения по выбору студента).
- •8. Барокко в русской словесности в 17 в.
- •9. Библия как литературный памятник. Состав Библии. Апокрифы. Творческое использование Библии древнерусской словесностью
- •10. Вопрос номер 46:Бытовая повесть XVII в. (Повесть о Горе Злочастии, Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Карпе Сутулове).
- •11. Вопрос номер 51.Жанр воинской повести в литературе XIII в. (Повесть о битве на реке Калке, Слово о погибели Русской землиН, Житие Александра Невского, Повесть о разорении Батыем Рязани).
- •13. Жанр проповеди в древнерусской словесности. Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона и Слово Епископа Кирилла Туровского на новую неделю на Пасхе:
- •14. Житие протопопа Аввакума: принципы изображения человека, жанровое и стилевое новаторство. Традиции и новаторство:
- •18. Летописание как явление русской культуры. “Повесть Временных лет”. Гипотезы о времени составления “Повести Временных лет”
- •19. Литература Москвы и литература Новгорода (“Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым” и “Повесть о путешествии Архиепископа Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим”)
- •20. Вопрос номер 50:Моление Даниила Заточника как публицистический памфлет. Образ древнерусского интеллигента.
- •21. Новгородская литература (“Повесть о новгородском посаднике Щиле”, “Повесть о путешествии Архиепископа Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим”, “Повесть о новгородском Белом клобуке”).
- •22. Основные предпосылки возникновения древнерусской словестности:
- •23. Патерики. Киево-Печерский патерик: история создания, состав мартиролога, художественные особенности:
- •24. Переводная литература киевской Руси (церковно-историческая, «естественно-научная», патристическая; патерики, жития)
- •25. Вопрос номер 41: Повесть о Петре и Февронии МуромскихН: «умиротворенный психологизм» в изображении человека.
- •26. Вопрос номер 47:Повесть об Азовском осадном сидении: проблематика, тип героя, связь с устной традицией.
- •27. Понятие о паломнической литературе. Хожения. “Хождение в Палестину, Святую землю” игумена Даниила и “Хождение за три моря” Афанасия Никитина: сопоставительный анализ:
- •28. Понятие об «обобщающем» памятнике. МДомостройН как обобщающий памятник XVI в. Идеологическая и этическая система мДомострояН. Быт в литературе XVI в. (мДомостройН)
- •29. Принципы изображения человека в “Повести Временных лет”. Основные формы летописного повествования. Образ летописца. Особенности художественного времени летописи:
- •33. Русский вариант плутовского романа. “Повесть о Фроле Скобееве” связь с современностью, особенности композиции и языка:
- •34. Русский профессиональный театр XVII в. Особенности постановок; обзор репертуара. Русская драма в XVII в. (Симеон Полоцкий):
- •35. Силлабическое стихотворчество 17 в. Поэтическое творчество Симеона Полоцкого и его учеников.
- •36. Система жанров древнерусской словесности:
- •37. Вопрос номер 48: Сказание о Борисе и Глебе и Поучение Владимира Мономаха: идейное сходство и жанровые отличия.
- •38. Смутное время в русской литературе (“Сказание Авраамия Палицына”, “Летописная книга”, приписываемая князю Катыреву-Ростовскому). Традиции и новаторство в изображении исторических событий:
- •39. Специфика древнерусской литературы и культуры:
- •40. Стиль монументального историзма в древнерусской культуре:
- •41. Стиль монументального историзма и эпический стиль в древнерусской культуре
- •42. Стиль произведений Ивана Грозного (мПереписка Андрея Курбского с Иваном ГрознымН, мПослание Ивана Грозного игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козьме с братиейН)
- •43. Стиль произведений Ивана Грозного (мПереписка Андрея Курбского с Иваном ГрознымН, мПослание Ивана Грозного игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козьме с братиейН)
- •44. Стиль произведений Ивана Грозного (мПереписка Андрея Курбского с Иваном ГрознымН, мПослание Ивана Грозного игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козьме с братиейН)
- •46. Тема «блудного сына» в русской литературе XVII в
- •47. Вопрос номер 42: Тема любви в русской литературе (Повесть о Петре и Февронии Муромских, Повесть об основании Тверского Отроче монастыря).
- •50. Вопрос номер 45: Эволюция жанра воинской повести (Повесть о разорении Батыем Рязани и Повесть об Азовском осадном сидении).
- •51. Вопрос номер 43:Эволюция женского образа в древнерусской литературе (Слово о полку Игореве, Повесть о Петре и Февронии, Житие Юлиании ЛазоревскойН, Повесть об основании Тверского Отроче монастыря)
4. Слово о полку Игореве: жанр и стиль, система образов.
Поэтика «Слова».
Поэтика «Слова» настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что «Слово» находится совершенно вне сферы литературных традиций русского средневековья.
В действительности это не так. В изображении русских князей и особенно главных героев «Слова» — Игоря и Всеволода — мы обнаружим черты уже знакомых нам по летописному повествованию стилей: эпического и стиля монументального историзма.
Стиль монументального историзма:
образ идеального, доблестного князя. Как бы ни заслуживал осуждения безрассудный поход Игоря, сам герой остается для автора воплощением княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», жажда «испить шеломом Дону Великого», понятие воинской чести («лучше потяту (изрублену) быти, чем полонену») заставляют его пренебречь зловещим предзнаменованием — затмением солнца. Автор хоть и укоряет Игоря, но в целом С. – песня славы и хвалы Игорю.
Столь же рыцарствен и брат Игоря — Всеволод и его воины-куряне: они под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, ищут в битвах себе чести, а князю — славы;
огромная территория. Действие С. развертывается на огромном пространстве от Новгорода Великого на севере до Тмуторокани (на Таманском полуострове) на юге, от Волги на востоке до Галича и Карпат на западе. Действующие лица «Слова» видят Русскую землю как бы «панорамным зрением», словно с высоты птичьего полета: Ярославна из Путивля обращается не только к солнцу и ветру, но и к далекому Днепру; сама битва с половцами приобретает всесветные масштабы - черные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря;
историзм. И события, и поступки, и сами качества героев оцениваются на фоне всей русской истории, на фоне событий не только XII, но и XI в.;
церемониальность, этикетность. Часто упоминаются такие церемониальные формы народного творчества, как славы и плачи. И сами князья в «Слове» изображаются в церемониальных положениях: «вступают в златое стремя» (отправляются в поход), поднимают или, напротив, «повергают» стяг (что символизировало также выступление в поход или поражение в бою); после первой победы Игорю подносят трофеи — червленый стяг, белую хоругвь, червленую челку, серебряное стружие (копье). О пленении Игоря сообщается как о церемониальном действе: князь пересаживается из золотого княжеского седла в седло раба (кощеево);
авторские отступления, исторические экскурсы, в которых обычно наиболее рельефно выделяется основная идея «Слова» — осуждение княжеских усобиц, размышление о горестях Русской земли, подвергающейся половецким набегам.
Авторские отступления смещают, умышленно и нарочито, действительный ход событий, ибо цель автора не столько рассказ о них, хорошо известных современникам, сколько выражение своего отношения к ним и размышления над случившимся.
«Слово» не документально, оно эпично, оно не столько повествует о событиях, сколько размышляет о них.
Эпичность:
«книжная» природа «Слова»
авторские рассуждения;
обращения к слушателям;
«церемониальность»;
фольклорная стихия
славы и плачи (плач Ярославны, плач русских жен, плач матери Ростислава) ;
гиперболизация (Всеволод может веслами разбрызгать Волгу, а шлемами вычерпать Дон; Буй Тур Всеволод как бы воплощает в себе целую рать — он гремит «мечами харалужными», крушит шлемы врагов «саблями калеными»);
образы битвы-пира, и бранного поля, и образы волка, тура, соколов, с которыми сравниваются герои;
постоянные эпитеты.
Характерными чертами поэтики «Слова» являются:
сосуществование в нем двух планов:
реалистического (историко-документального) изображения персонажей и событий и
фантастического - мира враждебных «русичам» сил (зловещие предзнаменования: затмение солнца, враждебные Игорю или предупреждающие его о беде силы; волки, воющех в оврагах, или птиц, ожидающих в дубравах поживы на поле битвы);
активное участие природы в судьбе Игоря, в судьбе Русской земли: никнет трава от жалости, и, напротив, радостно помогают Игорю, бегущему из плена, Донец и птицы, обитающие в прибрежных рощах.
В С., как и в других древнерусских памятниках, нет статичного пейзажа: окружающий мир предстает перед читателем в движении, в явлениях и процессах;
контрасты, на которых построена вся художественная система С.
Одним из таких контрастов является противопоставление образов-метафор: солнца (света) и тьмы (ночи, темноты). Это противопоставление традиционно и для древнерусской литературы, и для фольклора. В «Слове» оно неоднократно реализуется в различных образах. Игорь — это «свет светлый», а Кончак — «черный ворон», накануне битвы черные тучи с моря идут, хотят прикрыть 4 солнца. В вещем сне Святославу видится, что его покрывают «черной паполомой» (как покрывали обычно тело покойника), ему наливали синее (черное) вино, всю ночь каркали «бусые (серые) врани». В той же метафорической системе построен и ответ бояр: «Темно бо бе въ 3 день; два солнца померкоста (померкли), оба багряная стлъпа погасогта (погасли)... молодая месяца, Олегъ и Святъславъ, тьмою ся поволокоста. На реце на Каяле тьма светъ покрыла». Зато когда Игорь возвращается из плена на Русь, вновь «солнце светится на небесе».
Проблема жанра
произведение ораторской прозы: слово/песнь. Четкое членение структуры, риторические рефрены, восклицания, златое слово Святослава;
повесть, как называет произведение сам автор;
фольклорные мотивы: плачи и славы, фольклорные образы животных и природы. Волшебная сказка: система волшебных превращений;
влияние эпоса: сильное авторское начало.