Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект_лекц_1курс_Яновский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
468.48 Кб
Скачать

26. Правобережная Украина в конце XVII—XVIII в.

  1. Разруха и опустошение (эпоха Руины).

  2. Правобережье в международно-правовых актах.

  3. Новая волна польской колонизации.

  4. Возникновение гайдамачества.

  5. Диссидентский вопрос.

  6. Колиивщина.

  7. Включение Правобережья в состав России.

Со второй половины XVII в. за землями Волыни, Киевщины и Подолья окончательно закрепилось название «Правобережной Украины». Колыбель казацкой державы Б. Хмельницкого после смерти своего основателя стала объектом территориальной экспансии соседних государств. Документы конца XVII в. фиксируют также другие названия Правобережной Украины — «тогобочная» и «чигиринская», а чуть поздней — «польская».

В последней трети XVII в. Правобережная Украина оказалась разделенной между Речью Посполитой и Турцией. Османская империя в 1672 г. отвоевала у поляков Подолье и удерживала его в своих руках до 1699 г. К этому времени важным фактором политической жизни Правобережья стало казачество, возрожденное здесь не без помощи Короны Польской. Власть же Польши над большей частью края еще добрых полтора десятка лет была номинальной.

С 1714 г. началась интенсивная польско-шляхетская колонизация края. Здесь вновь появилось крупное магнатское землевладение. Хозяйственное освоение пустующих земель традиционно велось с помощью привлечения украинских крестьян на слободы, освобожденные на некоторый, иногда значительный, срок от повинностей. Новое усиление социального и национально-религиозного угнетения вызывало ожесточенное сопротивление, яркой формой которого стало движение гайдамаков. Народные восстания на Правобережье умело использовались царским правительством во время борьбы шляхетских группировок за королевскую корону, пока Речь Посполитая в конце XVIII в. не исчезла с политической карты Европы, а Правобережная Украина не вошла в состав Российской империи.

27. Западноукраинские земли во второй половине XVII—XVIII в.

  1. Переход Закарпатья под власть Габсбургов.

  2. Социально-экономические процессы в Закарпатье в XVIII в.

  3. Северная Буковина в составе Молдавского княжества.

  4. Захват Буковины Австрией.

  5. Движение опришков.

  6. Королевство Галиции и Лодомерии.

  7. Реформы Марии Терезии и Иосифа II.

Несмотря на экономическую отсталость, политическую раздробленность и подчинение правительствам соседних иностранных государств, население Западной Украины не осталось в стороне от событий общенационального характера, в первую очередь от Освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого. Однако с середины XVII в. высшие слои западноукраинского общества стали все в большей степени отказываться от своего этнического происхождения. Зато крестьянство, представлявшее большинство украинского населения, смогло сберечь свою национальную самобытность.

В последней четверти XVII в. на западноукраинские земли с новой силой распространяться церковная уния. Ее роль в истории Западной Украины неоднозначна. Но не подлежит сомнению тот факт, что, принимая унию, галичане и закарпатцы упорно придерживались восточной обрядности и не давали себя латинизировать.

После вхождения Левобережной Украины в состав России Галичина продолжала оставаться под властью Речи Посполитой, Буковина вместе с Молдавией находилась под властью Турции. Закарпатье в конце XVII в., находясь под властью Венгрии, освободилось от гнета Османской империи, но попало в зависимость от Австрийской монархии. Менее чем через столетие Австрия захватила также Галичину и Буковину. Габсбурги стали хозяевами 70 тыс. кв. км украинской земли с населением свыше 2,5 млн человек, большинство которого — около 2 млн — составляли украинцы.

В середине XVII в. православная церковь Западной Украины подчинялась киевскому митрополиту и московскому патриарху, что давало возможность российским послам в Польше ставить вопрос о защите православного населения. Но в 1676 г. польское правительство запретило выезд православных украинцев за границу. Одновременно устранялась возможность приезда православных священнослужителей из-за рубежа в случае перехода в унию своих. Утратив материальную и моральную поддержку церковных иерархов Киева, Москвы, Константинополя, православная церковь Галичины была обречена на гонения. Ограничивались права православных братств. В 1699 г. сейм узаконил положение, которое не позволяло православным занимать выборные городские должности.

Греко-католическая церковь, напротив, в 60—70-х гг. XVII в. укрепляла свои позиции. При короле Михаиле Вишневецком она получила все ранее отобранное у нее, в соответствии с условиями Зборовского договора, имущество. Поддерживал унию и король Ян III Собеский.

Большую роль в укреплении позиций греко-католической церкви сыграл переход в 1677 г. в унию львовского православного епископа Иосифа Шумлянского. Но этот факт он долго держал в тайне и только в 1700 г. официально сообщил о присоединении к унии. За это время И. Шумлянский нашел единомышленника в лице кандидата на перемышльскую епархию Иннокентия Винницкого, который вскоре также тайно перешел в униатство.

В 1691 г. в Варшаве И. Винницкий открыто провозгласил от себя и от своей паствы присоединение Перемышльской епархии к унии. К 1703 г. уния была провозглашена во всех православных епархиях на украинской территории Речи Посполитой. Когда Львовское Успенское ставропигиальное братство попробовало сопротивляться, И. Шумлянский при поддержке польской военной команды отслужил здесь униатскую литургию. В 1704 г. на братство была возложена большая часть контрибуции осаждавшим город шведам. Чтобы подорвать единственный источник доходов львовских братчиков — продажу церковных книг, И. Шумлянский основал при своем кафедральном храме собственную типографию. Этого последнего удара Львовское братство не выдержало и в 1708 г. покорилось, приняв унию. Один только Манявский Великий скит на карпатском подгорье оставался верным православию вплоть до его закрытия в 1785 г. уже австрийскими властями.

Верхушка униатской церкви медленно, но неуклонно полонизировалась. Церковные проповеди высшего духовенства в отличие, правда, от литургий, благодаря полонизации клира все чаще становились польскоязычными. Только сельские священники оставались далекими от польского языка и культуры.