Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госэкзамены-2013.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
499.81 Кб
Скачать
  1. Западная глобалистика: идеи, концепции, организации, представители

Из энциклопедии «Глобалистика»

Глобалистика западная – совокупность концепций глобалистики на Западе. По критерию революционности глобалистской переделки мира выделились два подхода: гиперглобалистский и трансформационный.

1. Гиперглобалисты – американские политологи Р. Кохейн и Дж. Най, который в книге «Мощь и взаимозависимость» (1977г) обосновали положение, что простая взаимосвязь стала сложной взаимозависимостью, связывающей экономические и политические интересы настолько плотно, что конфликт крупных держав теперь уже действительно исключен. Теоретический прорыв в этом направлении совершил в 1990 г. японец Кеничи Омае в работе «Мир без границ»: люди, фирмы, рынки увеличивают свое значение, а прерогативы государства ослабевают – в новой эре глобализации все народы и все основные процессы оказываются подчиненными глобальному рыночному пространству. Это новая эпоха в истории человечества, в которой «традиционные нации-государства теряют свою естественность, становятся непригодными в качестве партнера в бизнесе». В глобализации видится источник грядущего процветания, умиротворения, единых для всех правил, путь выживания, поднятия жизненного уровня, социальной стабильности, политической значимости, ликвидация стимула к подчинению соседних государств. Эта волна пройдет по раундам мировых торговых переговоров, она обусловит выработку нового отношения к введению торговых ограничений, квот, тарифов, субсидий для своей промышленности.

Певцом гиперглобализации стал американский автор Т.Фридман, его книги – это несколько экзальтированная подача двух благ – рыночного капитализма и либеральной демократии, позволяющих капиталу молниеносно перемещаться в страны, где стабильно политическое устройство, где эффективна экономика, где прибыли наиболее многообещающи. Сторонники глобализации видят только в ней способ сблизить богатую (западную) часть мира с бедной.

Главенствующей становится экономическая логика в ее неолиберальном варианте. Происходит своего рода денационализация экономики посредством создание транснациональных сетей производства, торговли и финансов. В этой экономике «без границ» национальные правительства становятся простой прослойкой между постоянно растущими отраслями индустрии. Согласно с С. Стрейнджу, «силы деперсонализированного мирового рынка становятся более влиятельными, чем мощь государств, чьи ослабевающие возможности отражают растущую диффузию государственных институтов и ассоциаций, переход власти к локальным и региональным органам». Создаются новые формы социальной организации, заменяющие нации-государства. С их точки зрения, прежнее противопоставление Севера Югу теряет всяческий смысл по мере того, как новое глобальное разделение труда заменяет прежнюю (центр – периферия) структуру. Двумя новыми полюсами станут «победители» и «побежденные» в мировом экономическом процессе. И при этом почти все страны получат благоприятную возможность производить товары длительного пользования.

Гиперглобализм представляет глобализацию будущего как фундаментальную реконфигурацию «всей системы человеческих действий».

Возникли цивилизационные оптимисты, согласно которым экономический взаимообмен так важен и ценен для отдельных стран, что о военном конфликте с их участием нельзя и помыслить. Американец М. Дойл полагает, что необратимая взаимозависимость – а с нею и абсолютное господство либеральной демократии, исключающей войны, - наступит несколько позже – между 2050 -2100 гг.

2. Сторонники трансформационного подхода, возглавляемые Дж. Розенау и Э. Гидденсом, считают, современную форму глобализации исторически беспрецедентной. Эта форма требует от государств и обществ адаптации к более взаимозависимому и в то же время в высшей степени нестабильному миру, характерному быстрыми социальными и политическими переменами, совокупность которых составит суть современных обществ и мирового порядка. Глобализация- мощная, трансформирующая мир сила, ответственная за массовую революционную перетряску обществ, экономик, за изменение форм правления и всего мирового порядка. Она разрушает различия между отечественным и иностранным, между внутренними и внешними проблемами. Дж. Розенау указывает на создание в традиционнолм обществе нового политического, и социального пространства, к которому должны на макроуровне приспосабливаться государства, а на местном уровне – локальные общины.

Но трансформисты (в отличие от гиперглобалистов) отказываются определять направление данного процесса, самой сутью которого являются непредсказуемые изменения, чьей главной характеристикой является возникновение новых противоречий. Они видят в глобализации долговременный процесс, исполненный противоречий, подверженный всевозможным конъюнктурным изменениям, и не претендуют на знание траектории мирового развития., считая пустым делом предсказание параметров грядущего мира, четкое определение потребностей мирового рынка или исчерпывающую характеристику возникающей мировой цивилизации. Трансформисты проявляют осторожность и «научную скромность» и осмотрительность, не желая создавать ясно очерченные картины меняющегося калейдоскопа мира, не предсказывают создание единого мирового сообщества, не говоря уже о некоем едином мировом государстве.

Глобализация ассоциируется у них с формированием новой мировой стратификации, когда некоторые страны прочно войдут в «око тайфуна» - в центр мирового развития, в то время как другие страны безнадежно маргинализируются. Но и при явном разрыве одних стран от других не будет деления на «первый» и «третий» мир, оно будет более сложным. По существу, все три мира будут присутствовать почти в каждом большом городе в качестве «трех окружностей» - богатые, согласные с существующем порядком и выброшенные на обочину.

Произойдет радикальное изменение с самого понятия мощи и могущества. Суверенные государства сохранят власть над собственной территорий, но параллельно национальному суверенитету будет расширяться зона влияния растущего числа международных организаций. При этом трансформационисты все же отрицают гиперглобалистскую риторику наступления исторического конца государства-нации как института. Их кредо: традиционные концепции государственности изменяются. Суверенность сегодня «есть нечто меньшее, чем территориально обозначенный барьер, это скорее источник и ресурс отстаивания прав и привилегий в пределах общей политической системы, характеризуемой комплексными транснациональными сетями». Мировой порядок уже не вращается вокруг оси суверенного государства. Это принуждает правительства суверенных государств вырабатывать новую стратегию в мире, где завершились два с половиной века независимых суверенных государств Вестфальской системы.

Идеологи глобализации отнюдь не утверждают, что процесс глобализации завершен. Они определенно утверждают, что процесс глобализации невозможно остановить.

Гидденс, Энтони. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь.  2004. – английский социолог, Кембридж

Джеймс Розенау – американский специалист в области международных отношений, проф в Университете им. Вашингтона.

 Information Technologies and Global Politics: The Changing Scope of Power and Governance (2002);

 Distant Proximities: Dynamics Beyond Globalization (2003);

 Globalization, Security, and the Nation State: Paradigms in Transition (2005);