Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Налоговое право.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
193 Кб
Скачать
☆

3. Прочие нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

Иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

Учитывая то, что законодатель не допустил размывание налоговых законов, очевидно, что законодатель не мог позволить регулировать налоговые отношения ведомствами.

Общий принцип: ведомственное налоговое регулирование недопустимо, за исключением случаев, установленных в Налоговом Кодексе РФ и правовой режим такого регулирования определён статьёй 4 НК РФ.

Статья 4 НК РФ указывает, кто имеет право такого нормативно-правового регулирования:

  1. Правительство РФ.

  2. Министерство финансов (кодекс говорит: федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по выработке государственную политику…).

  3. Исполнительные органы власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах издают нормативно-правовые акты.

    1. В пределах своей компетенции.

    2. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

    3. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правительство РФ определяет порядок списания безнадёжных долгов по налогам и сборам. Правительство определяет перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (64 статья НК).

Статья 84: Министерство финансов РФ определяет порядок ведения единого государственного реестра налогоплательщиков.

Как видно, эти нормативно-правовые акты носят весьма узкий характер, зачастую – чисто технический.

В части 2 статьи 4 НК РФ прямо сказано, что федеральная налоговая служба и федеральная таможенная служба и иные неназванные в НК РФ органы и службы вообще не имеют право принимать нормативно-правовые акты по налогам и сборам.

4. Принципы законодательства о налогах и сборах.

В целом этот вопрос урегулирован в статье 3 НК РФ. Эти принципы главным образом – принципы налогового правотворчества и в какой-то мере – налогового правоприменения.

Все эти принципы развиты в постановлении Конституционного Суда РФ.

Но появились и такие сугубо правоприменительные принципы, которые не закреплены в НК РФ. Их закрепил Высший Арбитражный Суд в Постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 года №53 «Об основанности налоговой выгоды» (это кратко, полное – о судебной арбитражной практике…). Это постановление обосновало доктрину «об основанности налоговой выгоды». Этим постановлением выработан принцип преобладания существа над формой при решении налоговых споров.

Статья 3 НК РФ. Пункт 1: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Отсюда следует принцип законности установления налогов и сборов. Этот принцип означает, что налоги и сборы должны быть установлены законом.

Конституционный Суд в своём постановлении говорит, что законности установления означает:

  1. Требования к форме нормативного акта, которым должен быть только закон.

  2. Требования к процедуре принятия такого налогового акта – закона, ибо закон о налоге должен быть принят в соответствии с процедурой – в трёх чтениях в Госдуме…

  3. Требования к содержанию налогового закона. Здесь специальное требование: в законе о налоге должны быть определены все элементы налогообложения, установленные в НК РФ.

  4. Требования к порядке введения в действие закона о налоге, которые определены в статье 5 НК РФ.

Следующий принцип – принцип равенства налогообложения.

На следующей лекции.

Принцип равенства налогообложения.

В статье 3 пункт 1 НК РФ этот принцип сформулирован так: законодательство на налогах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов.

Этот принцип довольно давний – Адам Смит в конце XVIII века в своей работе «О причине богатство народов» развивал данный принцип.

В РФ различают равенство: юридическое равенство и экономическое равенство.

Юридическое равенство предполагает равенство исходя из Конституции РФ. Здесь имеется ввиду, что недопустима никакая дискриминация в налогообложении в зависимости от расовых, социальных, религиозных национальных и подобных признаков налогообложения. Об этом записано в пункте 2 статьи 3 НК РФ.

Экономическое (или фактическое) равенство. Пункт 1 статьи 3 НК. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Экономическое равенство понимается как равное налоговое бремя.

Горизонтальное равенство и вертикальное равенство – понятия, включающиеся в понятие «экономическое равенство».

Горизонтальное равенство создаёт равное налоговое бремя, поскольку требуется, чтобы при равных доходах и равных условиях ставка налога у лиц была одинаковой.

Вертикальное равенство требует, чтобы при разных налогах у лиц ставка налога была разная и тогда, согласно доктрине равенства и справедливости, это налогообложение будет равным.

Принцип экономической обоснованности налога.

Этот принцип закреплён в пункте 3 статьи 3 НК РФ: «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

Этот принцип говорит, что налогообложение должно основываться только на экономических реалиях налогоплательщика, а не на его физических характеристиках – и иных, неэкономических, характеристиках (в Средние века был основной налог «подушная подать»; были налоги в зависимости от цвета глаз…).

Здесь имеется ввиду объект налогообложения – только при его наличии может быть установлен налог.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип соразмерности ограничения конституционных прав налогоплательщика. Этот принцип работающий – конституционные права граждан (на образование, на отдых, на передвижение…). Было Постановление Конституционного Суда где-то в 1995 года, когда сказали, что регистрационный сбор для лиц, не имеющих регистрации в зависимости от времени проживания в субъекте – это неконституционно.

Принцип единства экономического пространства.

Пункт 4 статьи 3 НК РФ: «Запрещается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство в РФ и ограничивающие свободное перемещение товаров или финансовых средств, а также экономическую деятельность физических или юридических лиц.

Принцип определённости законодательства о налогах и сборах.

Пункт 6 статьи 3 НК РФ: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Акты законодательства о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Неопределённость в законодательстве о налогах ведёт к произволу.

Постановление Конституционного суда от 2001 года №2-К.

Принцип преобладания существа над формой.

Сравнительно недавно появился. Установлен Постановлением Пленума ВАС от 12 марта 2006 года №53.

Все операции налогоплательщика должны учитываться в соответствии с их экономическим смыслом, а не документальным оформлением. Например, если сделка недействительна, но исполнение по ней произошло, всё равно нужно уплатить налог. Если потом будет двусторонняя реституция, то можно будет вернуть налог. Таким образом, если исполнение сделки произошло, экономически что-то прибыло, то нужно уплачивать налог, даже если с формально-правовой точки зрения сделка недействительна или лица неуполномоченные или ещё чего не так по документам.

Исполнение обязанности по исполнению налога. Добровольное и принудительное исполнение.

Данную тему мы рассматривали в финансовом праве.

Зачёт и возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога.

  1. Зачёт и возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пени и штрафов.

  2. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пени и штрафов.

Налоговый Кодекс, статьи 78 и 79.

Постановление президиума ВАС от 21 декабря 2010 года №3972/10 (в зачёт его не выносят, нам выдержки из него будут приводить).

1. Зачёт и возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пени и штрафов.

2. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пени и штрафов.

1. Зачёт и возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пени и штрафов.

Статья 78 НК РФ. По общему правилу (статья 78 НК РФ) в случае излишней уплаты налога налог засчитывается в счёт предстоящих платежей.

Условия (требования):

1) Во-первых, зачёт может быть произведён только по однородным налогам (одного вида). То есть если мы переплатили федеральный налог, то зачёт может быть только по федеральным налогам, то же правила касается и региональных, и местных налогов.

2) Зачёт проводится после уведомления налогового органа о переплатах, которые имеются у налогоплательщика (у налогоплательщика есть возможность выбора – зачёт или возврат; однако если сумма переплаты относительно небольшая, то происходит зачёт в счёт предстоящего платежа; если же сумма большая, то нецелесообразно производить зачёт – лучше вернуть средства). После того, как налоговый орган получил от плательщика заявление, он должен принять решение о зачёте, и это решение является основанием, которое прекращает обязанность налогоплательщика по уплате налога. Это решение налоговый орган выносит в течение 10 дней с момента получения заявления налогоплательщика.

В случае излишней уплаты налога может производиться возврат. Также заявление налогоплательщика, его рассматривает налоговый орган в течение 10 дней и должен вынести решение о возврате денег налогоплательщику. Сам возврат должен быть произведён в течение 1 (одного) месяца с момента подачи заявления (то есть десять дней на заявления и оставшиеся двадцать дней – чтобы вернуть).

НК РФ установил, что в том случае, если имеет место несвоевременный возврат излишне уплаченного налога, то налоговый орган возвращает эти средства с начислением процента за каждый день просрочки по ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Заявление об излишне уплаченного налога допускается в течение трёх лет с момента фактической излишней уплаты.