Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции 2 Угрозы национальной безопасности Рос...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
681.47 Кб
Скачать

По числу "живых бомб" Северный Кавказ скоро догонит Ближний Восток"

Первый в России теракт с использованием смертников был направлен именно против силовых ведомств: 6 июня 2000 года в Чечне племянница боевика Арби Бараева Хава на грузовике с тротилом пыталась прорваться к зданию военной комендатуры в Алхан-Юрте, в результате взрыва погибли два омоновца. 2 июля того же года в Чечне было зафиксировано сразу пять автомобильных атак шахидов: грузовики со взрывчаткой были подорваны у различных военных и милицейских объектов в Гудермесе (дважды), в Новогрозненском, Урус-Мартане и Аргуне. Погибли 33 и ранены 84 милиционера.

Это было, когда в Чечне только-только закончилась активная фаза боевых действий, поэтому шок был смягчен фоном ежедневных сообщений о боях с боевиками и гибели людей. 29 ноября 2001 года в чеченском Урус-Мартане подорвала себя женщина, стремившаяся убить военного коменданта района. В октябре 2002 года группа боевиков Мовсара Бараева, в состав которой входило несколько женщин в "поясах шахида", захватила Театральный центр на Дубровке в Москве во время мюзикла "Норд-Ост". Осуществить самоподрыв им не удалось - все боевики убиты при штурме утром 26 октября. Но "подвиг" смертников "Норд-Оста", кажется, вдохновил последователей: началась целая серия терактов-самоубийств. 27 декабря 2002 года мужчина с сыном и дочерью протаранил заминированным грузовиком периметр грозненского правительственного комплекса и взорвал заряд у здания правительства Чечни. Здание рухнуло, погибло 72 человека, 210 были ранены. 12 мая 2003 года смертница взорвала грузовик у здания УФСБ Надтеречного района Чечни - 60 убитых и 200 раненых. Через два дня, 14 мая, две смертницы подорвали себя в гуще массового праздника в Илисхан-Юрте, прямо у трибуны тогдашнего главы Чечни Ахмата Кадырова. 5 июня смертница взорвалась в североосетинском Моздоке в служебном автобусе с авиатехниками федеральной военной базы. 5 июля 2003 года смертники впервые атакуют Москву: две женщины взрывают себя в толпе у входа на рок-фестиваль "Крылья" на Тушинском аэродроме. Через четыре дня, 9 июля, сдается Зарема Мужахоева, чеченка, которая должна была взорваться в одном из людных кафе на Тверской. При разминировании оставленной ею сумки гибнет взрывотехник ФСБ. Вместо того чтобы сделать из женщины, выбравшей жизнь, икону пропагандистской кампании, ее осуждают на 20 лет заключения. 1 августа смертник взрывает военный госпиталь в Моздоке (не менее 50 убитых). 5 декабря самоподрыв происходит в Ессентуках, в поезде из Кисловодска в Минеральные Воды (44 погибших, 156 раненых). 9 декабря - снова в Москве, у гостиницы "Националь", буквально напротив Кремля. Шестеро убитых, 14 раненых. 12 самоподрывов за год. 6 февраля 2004 года смертник взрывает вагон поезда московского метро в перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" - по официальным данным, 42 погибших, 250 раненых. 24 августа 2004 года смертницы "сбивают" сразу два пассажирских самолета, в которых гибнут 90 пассажиров. 31 августа 2004 года смертница взрывается в Москве у станции метро "Рижская". Но эта история меркнет уже следующим утром, когда становится известно о захвате заложников в бесланской школе. Среди боевиков, захвативших школу в Беслане, насколько известно, было две женщины с "поясами шахидов", обе они погибли еще до начала штурма - возможно, в результате конфликта с командиром боевиков, которого они пытались убедить, что нельзя воевать с детьми. 23 октября 2007 года в Дагестане смертник взорвал маршрутное такси. 6 ноября 2008 года такая же трагедия случилась в Северной Осетии.

А после того, как 16 апреля 2009 года был снят режим контртеррористической операции в Чечне, целая вереница терактов-самоубийств прокатилась по этой республике. 15 мая 2009 года смертник подорвался перед зданием МВД Чечни в Грозном. После этого президенты Чечни и Ингушетии развернули совместную операцию против боевиков на границе двух республик. Это не помешало смертнику 22 июня взорвать кортеж президента Ингушетии так, что сам глава региона чудом остался жив. 27 июля смертник взорвался у входа в театральный комплекс в Грозном. 21 августа чеченскую столицу атаковали два смертника на велосипедах. 25 августа смертник совершил самоубийство в Мескер-Юрте, 28 августа еще двое взорвались в Грозном. 3 сентября чеченские силовики задержали четверых парней, которые признались, что они тоже должны были взорвать себя. 12 сентября еще один самоподрыв произошел у школы в Грозном. Если суммировать только те случаи, которые упомянуты в этом тексте, получается, что в России с 2000 года взорвалась 41 "живая бомба". В Израиле за период так называемой интифады взорвали себя 59 палестинцев. В пересчете получается, что "плотность огня" смертников на Ближнем Востоке пока еще выше, чем на Северном Кавказе. А во-вторых, Израиль воюет. Там хорошо представляют себе, с кем и почему идет война, и предпринимают соответствующие шаги для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность населения. Официальные израильские данные, к примеру, свидетельствуют, что снижению числа атак смертников весьма способствует стена, которой страна отгораживается от палестинских территорий, а также практика разрушения домов родственников самоубийц. Семьям палестинских шахидов, как известно, платят что-то вроде вознаграждения за того, кто взорвал себя и шагнул таким образом в рай. Но если ЦАХАЛ все равно снесет дом, в который вкладывается эта "лепта", коммерческий смысл подвига исчезает. И это, как показывает практика, во многих случаях ставит под вопрос смысл религиозный. Но хотя кое-где на Северном Кавказе и есть практика сжигания домов родственников боевиков. И Россия не сможет отгораживаться от Северного Кавказа бетонной стеной. Хотя о таком решении проблемы подумывают не только маргинальные политики, но и очень многие обыватели, утомленные не столько тревожными новостями по телевизору, сколько плохо контролируемым притоком своих соотечественников южного происхождения.