Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria nauki 3.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
572.42 Кб
Скачать

Развитие представлений о нервной системе в отечественной психологии хiх в.

Объективными условиями для выде­ления психологии в самостоятельную на­уку стали мысли отечественных и зару­бежных ученых о необходимости само­стоятельного развития психологии, от­дельно от философии, естествознания, педагогики и других наук. Это выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1960‑х гг. и было связано с появлением первых экспериментальных программ В. Вундта в Германии и И.М. Сеченова в России.

Имя Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) связано с созданием специальных научно-ис­следовательских учреждений – психоло­гических лабораторий, кафедр в вузах, начавших подготовку психологов, с вы­ходом специальных психологических жур­налов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением меж­дународных конгрессов по психологии. И.М. Сеченов окончил Военное инженерное училище в Петербурге и медицинский фа­культет Московского университета. Он считал своей основной задачей – при помощи анатомии объяснить деятельность человека и всю палитру психических явлений.

И.М. Сеченова можно по праву считать ос­новоположником отечественной научной психологии. Его важнейшие труды в этой области: "Рефлексы головного мозга", где он сформулировал рефлекторную теорию в связи с проблемой произвольных и непро­извольных движений; "Кому и как разра­батывать психологию" - изложил в споре с К.Д. Кавелиным общую программу построе­ния психологии, взгляды на предмет, ме­тод и задачи психологии; "Элементы мыс­ли" – естественнонаучная разработка познавательных процессов и др. В "Рефлек­сах головного мозга" И.М. Сеченов поставил задачу "доказать возможность приложе­ния физиологических знаний к явлениям психической жизни". Решение этой зада­чи вылилось в рефлекторную теорию пси­хического. Способность воспринимать внешние влияния в форме представле­ний (зрительных, слуховых и др.) скла­дывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкрет­ные впечатления, память, все психичес­кие акты развиваются путем рефлекса. Схема психического процесса одинакова и повторяет схему рефлекса: психичес­кий процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Психический процесс возникает и завершается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром, значит, влияние извне в форме чувствования первично. Мотивы, отвлеченные пред­ставления не являются первоначальны­ми причинами наших поступков. Постулировал, что в объяс­нении психики нужно исходить не из субъективной реальности, а из событий окружающей реальности.

В русской психологии, составляющей часть мировой, также не было единого понимания ее предмета и основных про­блем. Направления, сложившиеся к началу XX в. в американской и европейской психологии, имели место и в рус­ской науке. Между русскими и зарубеж­ными учеными существовали тесные свя­зи и преемственность, которые прокла­дывались по разным каналам: стажиров­ки в зарубежных лабораториях (у В. Вундта), переводы на русский язык трудов за­рубежных авторов, участие в междуна­родных конференциях и конгрессах, лич­ные контакты и пр. Официальная психо­логия была сосредоточена в университе­тах. В ее мировоззренческой направлен­ности и в деятельности Московского Пси­хологического Общества и его органа – журнала "Вопросы философии и психоло­гии" – преобладали разные формы идеалистической философии.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) считал, что решаю­щую роль в отделении психологии в са­мостоятельную науку сыграло введение в нее эксперимента. Эксперимент был заимствован из физиологии органов чувств и нервной системы. Другими пред­посылками возникновения психологии как самостоятельной науки стали появление психофизики и психометрии, успехи в об­ласти объяснения явлений жизни, разви­тие разных областей естествознания. С.Л. Рубинштейн занимался разработкой теории и методологических подходов в психологии. Основа деятельностного подхода – взаимосвязь и единство психики, сознания и деятельности. Логическим продолжением этой теории стала формулировка объяснительных принципов психологической науки: принципа «детерминизма», утверждавшего, что в основе внешних психических проявлений лежат внутренние процессы, и принципа «реконструкции», связавшего структуры, доступные наблюдению (особенности поведения и деятельности), со структурами, скрытыми от наблюдателя (непосредственным протеканием психических процессов).

В главном труде Александра Ивановича Введенского (1856-1925) – "Психоло­гия без всякой метафизики" - провозглашается отказ от обсуждения в пси­хологии каких-либо философско-метафизических вопросов: психология изучает душевные явления безоценочным обра­зом как факты внутренней природы, в от­личие от этики, эстетики, педагогики, ло­гики и др. Задача психологии – исследо­вать состав каждого душевного явления: каким образом и из каких элементарных явлений оно складывается, как изменяется в за­висимости от изменения его элементов, как влияют друг на друга разные душевные явления (память, мышление, воля и пр.).

Николай Яковлевич Грот (1852-1899) – организатор русской психологии в 1880-1890-х гг. Основал и до 1899 г. был редактором журнала "Вопросы философии и психологии", отражавшего состояние отечественной, в основном идеалистической, психологии конца XIX- начала XX вв. Основной труд – "Психология чувствований. В ее истории и главных основах" (1880) – капитальное исследование проблемы чувств. В соответствии с эволюционной точкой зрения Г. Спенсера Н.Я. Грот рассматривает психическую жизнь как один из видов взаимодействия организма со средой. Идеи Н.Я. Грота созвучны материа­листическим взглядам Сеченова. В дальнейшем Н.Я. Грот отходит от этого направления и за­нимается исследованием вопросов о природе души человека в соотношении с задачами научного обоснования высших начал нравственности. В статье "Осно­вания экспериментальной психологии" (1895) защищает эксперимент как новое направление в исследовании душевных явлений, подчеркивая необходимость чи­сто психологического эксперимента, в отличие от психофизиологического, каким он был в то время.

Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) развивал общепсихологические взгляды, близкие вундтовским. Его место в русской психологии созвучно месту В. Вундта в мировой науке. Был основате­лем первого в России Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Московс­ком университете, который стал базой научных исследований и центром по под­готовке профессиональных психологов.

Густав Густавович Шпет (1879-1937) – ученик Челпанова, философ, психолог, логик, литературовед, искусствовед. Был вице-президентом Академии художественных наук (ГАХН), вместе с Челпановым принимал участие в разработке проекта Психологического института. Выступил с требованием восстановить связь психологии и философии, считая ее "по существу необходимой"; критиковал абстрактные построения психологии и ее тесную связь с физиологией. Отмечал, что в России философия всегда была тесно связана с жизнью. Обращается к язы­ку в связи с проблемой этнической пси­хологии, критикуя за понимание ее как продолжения или модификации общей ин­дивидуальной психологии ("Введение в этническую психологию"). По Г.Г. Шпету, эт­ническая психология изучает "конкретный духовный уклад человека, народа, груп­пы", который своеобразно сочетается с другими реальными силами историчес­кой действительности и "предопределя­ет действия и переживания не только ин­дивида, но всякой группы". Особое зна­чение для этнической психологии видел в изучении языка, так как оно дает образец для изучения всех других форм выражения (миф, обычай).

Николай Николаевич Ланге (1858-1921) отстаивал биологический подход и выступал против рассмотрения психологии, как отрасли знаний, сопутствующей философии. Психика представляет собой реаль­ный факт; психическая жизнь должна быть рассматриваема как особое, свое­образное жизненное приспособление орга­низма, развившееся в нем в меру его био­логической полезности для сохранения индивида и рода.

Считал необходимым постулатом в психологии соединение двух точек зрения на психическую жизнь - объективной, рас­сматривающей психику как реальный жиз­ненный процесс, и субъективной, рас­сматривающей психику как субъективные переживания этой жизни.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) не создал собственной психологической концепции, но оказал огромное влияние на развитие психологии, мировой и отече­ственной. Впервые обратился к психологическим явлениям в связи со своими исследова­ниями пищеварительных желез. Выясни­лось, что работа пищеварительных же­лез может быть обусловлена не только чисто физиологическими моментами (раз­дражением полости рта), но и видом пищи, ее запахом, т.е. фактами психического порядка. Секрецию слюнной железы на эти факторы И.П. Павлов назвал "психической секрецией", но истолковал ее в физиоло­гических понятиях. Объяснение этих фак­тов и положило начало учению об услов­ных рефлексах. Вся дальнейшая работа И.П. Павлова была направлена на изуче­ние условно-рефлекторных связей: усло­вий их образования, развития, угасания. Подчеркивался биологический смысл ус­ловных рефлексов: они служат для урав­новешивания организма и внешней сре­ды. Условные раздражители имеют сиг­нальное значение: они – сигналы внешних возбудителей безусловных рефлексов. Характеризуя особенности высшей нервной деятельности человека, И.П. Павлов наметил учение о второй сигнальной сис­теме как о прибавке к механизмам выс­шей нервной деятельности.

И.П. Павлов надеялся, что его объективные исследования позволят проанализиро­вать адаптационные процессы от их простейших форм вплоть до высших проявлений, т. е. психических явлений у животных и со­знания у человека. Ученый признавал ре­альность субъективного мира и психоло­гию как науку, изучающую его.

И.П. Павлов интересовался вопросами нормы и патологии нервной деятельности: "Норма нервной деятельности есть равновесие всех процессов, участвующих в нервной деятельности. Нарушение этого равновесия есть патологическое состояние, болезнь, причем часто в самой так называемой норме; следовательно, точнее говоря, в относительной норме имеется уже известное неравновесие. Отсюда вероятность нервного заболевания отчетливо связывается с типом нервной сиcтемы"2. Эта мысль подтолкнула И.П. Павлова к представлению о четырех типах высшей нервной деятельности и их связи с темпераментом человека. На основе своего учения о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения И.П. Павлов выделил три основные свойства нервной системы – силу, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения и поставил им в соответствие четыре типа темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвинический темперамент; сильный, безудержный – холерический темперамент; сильный, уравновешенный, инертный – флегматический темперамент; слабый – меланхолический темперамент.