Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СТАТЬИ. Книга 2 ГОТОВ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.83 Mб
Скачать

Литература

1.Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. – М.: Ин-т психологии РАН, 2006.–333 с.

2. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: дис. … д-ра психол. наук. – Курск, 2008. – 259 с.

3. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): дис. ... д-ра психол. наук. – М., 1980. – 335 с.

4. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). – Воронеж: Кварта, 2007. – 210 с.

Гендерный аспект волевых качеств современного студенческого лидера9

Логвинова М.И., Логвинова Т.И., Логвинов И.Н., Беспалов Д.В.

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»,

ewredika67@yandex.ru

Слова лидер («leader») и лидерство («leadership») образованы от англосаксонского корня «lead» (в переводе на русский – «дорога», «путь»), который происходит от глагола «leaden», что значит «путешествовать», «идти». В настоящее время в обыденном языке под лидером понимается: а) человек, более успешный по сравнению с другими в какой-либо деятельности; б) спортивная команда, набравшая большее количество побед или баллов; в) корабль, возглавляющий группу судов и т. п.

Однако понятие «лидер» в представленном выше позиционном понимании отличается от социально-психологического представления о лидерстве. Лидер-спортсмен, первым пересекший финишную черту, имеет мало общего с лидером группы. Лидер-спортсмен успешен, ему аплодируют, им восхищаются, однако затем он продолжает свой жизненный путь, и возможно, в гордом одиночестве. В отличие от него, лидер группы – это человек, у которого есть «идущие за ним» последователи. Таким образом, в социально-психологическом понимании лидерство связывается с более или менее организованной группой людей, объединенных общей целью, ценностями, интересами и т. п. [1].

Р.Л. Кричевской и Е.М. Дубовская рассматривают лидерство как преимущественно психологический по своей природе феномен, спонтанно возникающий и развертывающийся в системе неформальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими.

Основу лидерства (прежде всего в малой группе) составляет процесс межличностного влияния, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер. Последствия влияния в лидерстве отражены в изменениях поведения, отдельных личностных черт, установок, мотивации и т.п. членов группы. Конечная цель влияния в лидерстве – ориентация людей неформальными (психологическими) средствами на решение стоящих перед группой задач [3].

Проблема лидерства является одной из основных в социальной психологии. Её изучением интенсивно занимались такие отечественные психологи как М.Г. Андреева, А.Л. Журавлёв, Р.Л. Кричевской, А.С. Чернышёв и др. При этом М.Г. Андреева считает, что лидерство следует рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Однако этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Особое внимание при рассмотрении феномена лидерства следует уделять процессу выявления лидера. Выявить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определённых обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться [1].

Динамичные процессы, имеющие место в современном обществе, значительные изменения, происходящие в производственных силах, ведут к возникновению напряженных и экстремальных ситуаций в общественной жизни, а следовательно, и в жизнедеятельности групп и коллективов. Одним из факторов, благодаря которому группа способна им эффективно противостоять, по мнению А.С. Чернышева, выступает именно лидерство [4].

Классические исследования молодежного лидерства в нашей стране относятся к трем историческим периодам – 20–30 годы, 50–70 годы и 80–90 годы ХХ века. Современные представления о феномене лидерства в основном базируются на данных указанных выше исследований, относящихся прошлому веку [4].

Заметим, что проблема волевой сферы современных молодежных лидеров на данный момент в значительной степени не изучена. А ведь от особенностей волевых качеств личности молодежных лидеров зависит вектор развития социума в будущем.

Трудно не признать, что для молодежных лидеров важен высокий уровень развития волевых качеств личности, позволяющий из множества путей достижения целей совместной деятельности выбрать оптимальный. А выбрав его, приложить все силы для организации деятельности членов группы по преодолению возникающих трудностей, чтобы успешно решать задачи, стоящие перед группой членства [5].

Рассмотрим такой элемент волевой сферы, как настойчивость. Настойчивость – волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. Вполне вероятно, что низкий уровень развития настойчивости современных молодежных лидеров впоследствии может проявиться в нестабильности общественных отношений, произволе в отдельных его сферах, привести к рассогласованности между ожидаемыми и реальными результатами.

Низкий уровень развития у молодежных лидеров такого референта, как самообладание, также вряд ли положительным образом отразится на состоянии общества. Ведь самообладание определяется, как способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Неумение лидера справляться с внешним выражением эмоций, оставаться хладнокровным в экстремальной ситуации может навредить не только самому лидеру, но и его последователям.

Сказанное выше подчеркивает значимость изучения волевой сферы молодежных лидеров.

Изучение волевых качеств лидеров-подростков осуществляется достаточно планомерно. Например, глубокое исследование волевой сферы молодежных лидеров подросткового возраста проводилось представителями Курской социально-психологической школы С.В. Сарычевым и И.Н. Логвиновым. Примечательно, что рассматривались волевые качества лидеров молодежных учебных групп в разных образовательных средах и отличающихся социальными ситуациями развития. Кроме того, учитывался гендерный аспект [5].

Однако прослеживается тенденция, согласно которой наблюдается довольно редкое обращение психологов в своих исследованиях к изучению волевой сферы студенческих лидеров, что и побудило нас обратиться к более детальному исследованию этого вопроса. Ведь лидерство в студенческом и подростковом возрасте имеет существенные особенности. Так, подростковый возраст считается наиболее сложным, но и наиболее продуктивным для формирования лидерских качеств. А в юношеском возрасте человек реализует потребность в самоактуализации, в том числе и в лидерской деятельности, проявляет большую ответственность, решает сложные задачи, требующие активности самого субъекта [7].

Гендерный аспект лидерства представляет собой новую и активно развивающуюся область психологического знания, которая позволяет фиксировать интересные научные факты [4].

Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение гендерного аспекта уровня развития волевых качеств личности у современных студенческих лидеров.

В качестве объекта исследования выступили волевые качества личности студенческих лидеров.

Предметом исследования являются настойчивость, самообладание и общий индекс ВСК молодёжных лидеров студенческого возраста.

Базой исследования выступили студенты-активисты Курского государственного университета, принимавшие участие в работе школы студенческого актива. Общий объём выборки составил 36 человек, среди которых 42% составили юноши, а 58% – девушки.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что гендер является фактором, детерминирующим особенности волевой сферы современных студенческих лидеров.

Для выявления молодежных лидеров нами использовалась методика «Карта-схема …» [9]. Волевые качества лидеров исследовались нами с помощью опросника ВСК [8]. Для установления наличия статистически значимых различий использовался непараметрический критерий хи-квадрат (χ2-квадрат).

Проанализируем теперь эмпирические данные, полученные при помощи опросника ВСК.

Как у юношей, так и у девушек-лидеров преобладает высокий уровень общего индекса ВСК, однако у девушек этот уровень наблюдается чаще (77% против 60%). Как в первой, так и во второй группе реже всего встречается низкий уровень этого показателя (у юношей – 7%, у девушек – 5%). Средний уровень развития отмечается у каждого третьего студенческого лидера мужского пола (33%) и каждого пятого молодежного лидера женского пола (18%).

Далее рассмотрим результаты изучения уровня развития волевой сферы по показателю настойчивость. Среди молодежных лидеров-юношей наиболее редко встречающимся уровнем исследуемого показателя является низкий, который характерен для 7% опрошенных. Доминирующим является средний уровень развития настойчивости. Им обладают практически три четверти испытуемых (73%). Каждый пятый исследуемый показал высокий уровень настойчивости (20%).

Среди студенческих лидеров-девушек низкий уровень настойчивости не зафиксирован. Преобладающим является средний уровень исследуемого референта, он составляет 71%. Почти у трети испытуемых наблюдается высокий уровень настойчивости (29%).

Следующий анализируемый референт – самообладание. Около половины респондентов мужского пола (53%) показало средний уровень развития данного показателя. Несколько реже встречается высокий уровень развития (у 40% респондентов). Низкий уровень диагностировался достаточно редко – в 7% случаев.

У студенческих лидеров-девушек преобладает высокий уровень развития самообладания (62%). У трети исследуемых (33%) лидеров из этой группы наблюдается средний уровень развития данного показателя. И только у 5% лидеров был выявлен низкий уровень развития самообладания у студенческих лидеров женского пола.

Полученные эмпирические данные, описывающие уровень развития волевых качеств у респондентов, были сопоставлены нами с помощью непараметрического критерия хи-квадрат.

В результате нами было установлено, что между уровнем развития самообладания студенческих лидеров-юношей и студенческих лидеров-девушек существуют статистически достоверные различия (χ2=9,73; р<0,01).

Кроме того между уровнем развития настойчивости молодежных лидеров мужского и женского пола также выявлены статистически достоверные различия (χ2=8,68; р<0,05).

Нами были сравнены данные по общему индексу ВСК студенческих лидеров-юношей и девушек-лидеров. В этом случае также были зафиксированы статистически достоверные различия (χ2=6,86; р<0,05).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что между уровнем развития волевой сферы современных студенческих лидеров мужского и женского пола существуют статистически достоверные различия.

На основе анализа данных, полученных в ходе проведения исследования гендерного аспекта волевых качеств современного студенческого лидера, можно сделать следующие ниже выводы.

1. Низкий уровень развития волевой сферы у студенческих молодежных лидеров как женского, так и мужского пола диагностировался крайне редко и не превышал 7% респондентов в каждой из исследованной групп.

2. Высокий уровень развития всех исследуемых референтов чаще встречается у молодежных лидеров-девушек, чем у лидеров-юношей.

3. Средний уровень развития исследуемых показателей чаще наблюдается у студенческих лидеров мужского пола.

4. Низкий уровень развития общего индекса ВСК, самообладания и настойчивости несколько чаще фиксировался у студенческих лидеров-юношей, чем у девушек.