Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СТАТЬИ. Книга 2 ГОТОВ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.83 Mб
Скачать

Литература

1. Александрова Ю. В. Построение и валидизация проективной методики для диагностики отношения к другому человеку // Психол. журн. – 1999. – Т. 20, №3. – С. 111–118.

2. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа и БСК, 1997. – 316 с.

3. Левкович В. И. Моральная регуляция поведения и активность личности // Социальная психология личности / под ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1979. – С. 63 – 84.

4. Трофимова Н. Б. Акмеологическая концепция развития духовного потенциала старшего школьника : автореф. дис. ... докт. психол. наук. – Тамбов, 2009. – 56 с.

РАЗДЕЛ V. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ

Развитие социальной активности группы на основе реализации модуля учебной программы «Помоги другому!» в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей

Е.В. Андреева

Курск, Россия, МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

ekaterina.tarasova.86@bk.ru

Проблема. Актуализация проблемы социальной активности личности и группы в последние десятилетия вызвана объективными обстоятельствами общественного развития. Жизнедеятельность школьника все в большей степени стала ограничиваться обучением, а все способности – сводиться к умственным, интересы – к познавательным. Формирование личности ассоциируется только с выработкой у учащихся знаний, умений и навыков в том или ином виде деятельности. Такая образовательная парадигма приводит к тому, что значительная часть юношей сталкиваются с трудностями при определении жизненной перспективы и вхождении в социум, адаптации в нем.

Теоретические основы решения проблемы. Анализ исследований феномена «социальной активности» в социально-гуманитарных науках свидетельствует о необходимости реализации междисциплинарного подхода в изучении данного понятия. Понятие «активность» в русском языке трактуется как нечто деятельное, энергичное, развивающееся. В различных областях знания данное понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности. Выражение «социальная активность» встречается в работах по психологии (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Анреева, В.И. Данилов, Т.Г. Емельянова, С.А. Котова, И.М. Кузнецов, А.Б. Купрейченко, А.В. Петровский, В.А. Ситаров, Л.И. Уманский, А.В. Усова, А.С. Чернышев, Е.А. Шанин, Г.С. Широкалова) педагогике (Т.С. Борисова, Т.Н. Мальковская, М.И. Рожков), социологии (В.И. Данилов, И.М. Кузнецов, А.А. Николаева).

Философско-мировозренческий подход исходит из того, что активность представляет собой преобразование действительности и обусловлена противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности [13, с. 444–445]. Активность воплощается в деятельности – направленной и сообразной цели [11, с. 50]. В первозданном виде активность существует лишь у младенца, которому предстоит длительный процесс социализации. Новорожденный является субъектом активности, но до субъекта деятельности ему еще далеко [13, с. 150].

Социальная активность с позиции социологического подхода – это конкретные социальные функции субъекта, его практическая деятельность по реализации интересов общества или класса [6, с. 6].

Общепсихологический подход под активностью понимает «деятельное состояние живых организмов, условие их существования в мире» [9, с. 8]. Часто в психологии выражение «социальная активность» используется для обозначения социального направления такого личностного конструкта, как общая активность. Так М.Я. Басов утверждает, что активность проявляется «во взаимоотношениях индивида с окружающей его средой в разнообразных формах и процессах поведения» [8, с. 599]. С Басовым согласен и С.Л. Рубинштейн, который понятие активности, связывает «не только с личностными мотивами самоинтеграции и систематизации в единое целое своих влечений, желаний и мотивов, но и с реализацией своих устремлений в общественно значимых формах» [11, с. 47].

Если общепсихологический подход говорит об активности как о деятельности, направленной на преобразование окружающего мира, то в педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности. Российская педагогическая энциклопедия под активностью личности понимает «деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении» [10, с. 31]. Отечественные педагоги Е.А. Ануфриев, И.З. Гликман делают акцент на значимости социальной активности как деятельности, реализуемой личностью для общества в целом, коллектива, направляющей человека на положительно окрашенные цели. В результате, если человек осознаёт социальный смысл решения общественной задачи, у него доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта, то можно говорить о реальном проявлении социальной активности. Такая активность по Е.А. Ануфриеву «... способствует общественному прогрессу, ориентирована на положительные общественные ценности, наполняющие жизнь человека особым смыслом [1, с. 150]. Обобщая исследуемые подходы можно сказать, что социальная активность в педагогике рассматривается как родовое понятие и близко соотносится с понятием «общественная активность». В этом случае оно определяется, говоря словами А.Б. Купрейченко, «как вовлеченность личности в социальные практики гражданского общества: добровольчество, денежные пожертвования, практики самоорганизации по месту жительства (субботники, мероприятия по благоустройству, собрания жильцов дома), а также выражение своего мнения через интернет» [7, с. 197]. Если рассматривать социальную активность с данной точки зрения, то можно говорить о таких её уровнях: человек – человек (благотворительный уровень), человек – общество (культурный и информационный уровень) и человек – государство (социально-политический уровень).

Проанализировав данные понятия, мы считаем, что необходимо рассмотреть еще одну психологическую категорию – субъекта, так как именно последний выступает носителем активности. Исследователи отмечают, что критериями развития субъектности подростков являются активность как внутренняя потребность субъекта к эффективному освоению окружающей действительности, к самовыражению относительно внешнего мира; деятельностное отношение к себе и окружающей действительности (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Ру­бин­штейн и др.). Ряд ученых (Г.М. Андреева, А.А. Волочков, О.В. Краснова, Л.И. Уманский, I. Rosow, E.F. Bexton) считают, что социальная активность является необходимым условием формирования человека как субъекта исторического процесса, предпосылкой всестороннего развития личности.

В нашем исследовании мы опираемся на определение М.С. Никитенко, считающего, что соцальная активность «это свойство личности, включающее осознание ею значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, желание стремиться к высшим целям» [8].

Социальная активность – высшая форма активности. На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. Л.И. Божович отмечала, что «путь формирования личности ребёнка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя этой среды, и своей собственной личности» [3, с. 28].

Социальная активность присуща не только отдельному человеку как социальному существу, а также группам людей, обществу. Вместе с тем на сегодняшний день наблюдается противоречие между недостаточным использованием потенциала группы в организации общественно – значимой работы с молодежью. Развитие социальной активности изучалось в большей степени на личностном уровне (А.З. Андержанова, А.В. Богданов, И.Ф. Голованов, Т.Г. Емельянова, Н.А. Зимарева, В.А. Ельцова, Т.Н. Мальковская, А.Г. Николаева, В.А. Ситарова, А.В. Усова). Ряд исследователей подчёркивали решающую роль малой группы (М.В. Кожемякин, В.Н. Цепелев) и образовательной среды (в части среды УДОД) (А.В. Богданов, И.Ф. Голованова, Е.Г. Семенова) в развитии социальной активности.

Малоосвещённым остаётся вопрос о роли группы (на микроуровне) и образовательной среды (на макроуровне) в развитии социальной активности. Между тем социальная активность всегда определяется особенностью социальной среды, в которой уже заключается специфическая субъектная активность общества, которая наделяет его содержанием и придаёт направленность.

Многие исследователи (К.М. Гайдар, А.С. Макаренко, М.И. Рожков, Л.И. Уман­ский, А.С. Чернышев) подчёркивают решающую роль малой группы в стимулировании таких личностных параметров, как активность, направленность, организованность и сплочённость. Социальная активность личности выступает стимулом для активности других, и в этом смысле она предполагает то, что, благодаря ей, «личность субъекта становится агентом, проводником общественной информации, ее норм и установок» [12, с. 47]. Членство в малой группе помогает осуществлять конкретные виды активности, более успешно адаптироваться в новых условиях, укреплять собственную идентичность.

Исходя из проведённого теоретического анализа, можно сделать следующие выводы: 1. Активность понимается как деятельность, направленная на преобразование окружающей ситуации (внешних условий). Внутренние условия выступают как причины развития социальной активности, а внешние – как условия, обстоятельства стимулирования социальной активности. 2. Многие исследователи уделяют большое внимание общественной значимости феномена социальной активности, как деятельности, направленной на удовлетворение важнейших интересов коллектива и общества. 3. Психологи и педагоги подчёркивают решающую роль группы в стимулировании социальной активности личности. 4. Можно говорить о достаточном разнообразии в подходах к определению понятия «социальная активность». 5. Социальную активность группы можно определить как высшую форму активности группы, проявляющуюся в готовности и желании участвовать в общественно значимой деятельности, ориентированной на положительные ценности, наполняющие жизнь людей высшим смыслом.

Организация исследования. Изучение социальной активности группы, как любого целостного феномена, предполагает выявление системы показателей, пригодной для фиксации данного феномена. Теоретический анализ позволил нам выделить ряд параметров социальной активности группы, каждый из которых представлен в виде континуума (от 0 до 10). При разработке данных показателей мы опирались на качества различных видов совместной активности группового субъекта К.М. Гайдар [4]. Данный континуум имеет следующие полярные состояния: 1) осознанность – бесцельность проявления; 2) целенаправленность – импульсивность проявления; 3) систематичная – эпизодическая; 4) основана на самоорганизации группы – основана на внешних организационном контроле; 5) внутринаправленная – внешненаправленная; 6) вопроизводящая – преоб­разующая (творческая); 7) адаптивная – неадаптивная; 8) приводящая к объективному результату (продутивная) – безрезультатная (непродуктивная); 9) вызывающая субъективную удовлетворённость – вызывающая субъективную неудовлетворённость; 10) способствует включенности в группу – способствует групповой разобщенности; 11) просоциальная направленность социальной активности группы – антисоциальная направленность социальной активности.

На основе выявленных показателей нами была разработана методика экспертной оценки социальной активности группы. Она представлена в виде семантического дифференциала по 11 вышеизложенным показателям, в форме оценочных 10-балльных шкал. Оценку социальной активности группы производят педагоги, непосредственно работающие с данной учебной группой.

С января по февраль 2013 года нами были опрошены: 1) педагоги дополнительного образования (МБОУ ДОД «Центр детского творчества») и вожатые, работающие с обучающимися клуба «Школа лидеров», в количестве 9 человек. На данный период времени члены клуба завершили обучение по модулю «Помоги другому!», ориентированному на практическую отработку полученных навыков через участие в социально значимых акциях, благотворительных концертах, постановке детских утренников; 2) педагоги дополнительного образования (МБОУ ДОД «Центр детского творчества») и педагоги общеобразовательных школ, работающие с обучающимися детского объединения «Патриот» социально-педагогической направленности. Цель обучения по данной программе – воспитание достойного гражданина через поисковую деятельность.

Детское объединение (клуб) – это традиционная базовая форма объединения детей по интересам. Группа осваивает конкретный профиль деятельности (в соответствии с программой изучает один учебный курс; с группой, как правило, работает один педагог).

Результаты и выводы. В ходе исследования первой группы были получена следующая иерархия: 1) адаптивная – неадаптивная; 2) просоциальная направленность социальной активности группы – антисоциальная направленность социальной активности; 3) приводящая к объективному результату (продутивная) безрезультатная (непродуктивная); 4) основана на самоорганизации группы – основана на внешних организационном контроле; 5) систематичная – эпизодическая; 6) способствует включенности в группу – способствует групповой разобщенности; 7) вызывающая субъективную удовлетворённость – вызывающая субъективную неудовлетворённость; 8) осознанность – бесцельность проявления; 9) целенаправленность – импульсивность проявления; 10) внутринаправленная – внешненаправленная; 11) вопроизводящая – преобразующая (творческая).

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: 1. Ведущие места в полученной иерархии занимают такие показатели, как адаптивность, просоциальная направленность (направленность активности на социально значимые цели), продуктивность активности, самоорганизация группы. 2. Единство целей и ценностных ориентаций, определяющих направленность активность группы, является чрезвычайно значимым для развития групповой социальной активности. Вместе с тем для нас важно найти ответы не только на вопросы «Для чего делаем?» и «С кем делаем?», но и на вопрос «Каков результат моей деятельности?». Необходимо, чтобы результатом творческой деятельности учащихся становился материально-духовный продукт этой деятельности и появившиеся в процессе её осуществления общественные связи. 3. Педагоги характеризуют социальную активность данной группы как импульсивную и воспроизводящую. Она проявляется от случая к случаю, частично осознанно. Социальная активность направлена в большей части на решение внутригрупповых задач. Нет преобладания творчества в социально значимой деятельности, оно выступает в качестве личной инициативы. Деятельность адаптивна. На этом уровне группа в своей деятельности стремится выйти за рамки исполнения социальных норм и обязанностей, способна к свободному самостоятельному выбору цели, способа поведения и действия.

В ходе исследования второй группы были получены следующие данные: 1) адаптивная – неадаптивная; 2) вызывающая субъективную удовлетворённость – вызывающая субъективную неудовлетворённость; 3) осознанность – бесцельность проявления; 4) основана на самоорганизации группы – основана на внешних организационном контроле; 5) целенаправленность – импульсивность проявления; 6) способствует включенности в группу – способствует групповой разобщенности; 7) систематичная – эпизодическая; 8) вопроизводящая – преобразующая (творческая); 9) просоциальная направленность социальной активности группы – антисоциальная направленность социальной активности; 10) внутринаправленная – внешненаправленная; 11) приводящая к объективному результату (продуктивная) – безрезультатная (непродуктивная).

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы. 1. Доминируют такие параметры, как адаптивность, удовлетворённость от деятельности, осознанность. Причём последние два параметра, по замечанию педагогов, доминируют лишь у лидерского ядра группы. 2. Отмечаются низкие показатели по параметрам продуктивности деятельности и её социальной значимости, по сравнению с группой обучающихся «Школа лидеров».

Таким образом, в результате исследования мы получаем следующие данные: 1. Показатели параметров социальной активности в группе со специально организованным обучением социальной активности выше. 2. Наиболее значительными являются различия в таких параметрах, как продуктивность деятельности и её социальная значимость и систематичность проявления. 3. Психолого-педагогические условия развития играют важную роль в развитии социальной активности (В.И. Панов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.). Воспитание социальной активности личности происходит через организацию преобразующей деятельности ребёнка в среде, его участие в различных социальных практиках по выбору. 4. Включение личности в социально активную группу стимулирует активность личности. Группы, в которые включен индивид, являются одним из важнейших факторов его развития и регуляции поведения, что осуществляется в процессе усвоения групповых норм, ценностей, эталонов ролевого поведения, личностного статуса.