Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Иван Грозный

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
12.01.2020
Размер:
1.91 Mб
Скачать

Рис. 6.3. Модель государственности Московского царства периода правления Ивана Грозного (продолжение)

31

Рис. 6.3. Модель государственности Московского царства периода правления Ивана Грозного (продолжение)

32

Рис. 6.3. Модель государственности Московского царства периода правления Ивана Грозного (продолжение)

33

Рис. 6.3. Модель государственности Московского царства периода правления Ивана Грозного (продолжение)

34

Рис. 6.3. Модель государственности Московского царства периода правления Ивана Грозного (продолжение)

35

Рис. 6.3. Модель государственности Московского царства периода правления Ивана Грозного (продолжение)

36

III. Количественная иллюстрация

Ни один из российских монархов не подвергался столь значительной мифологизации, как создатель опричнины Иван IV Грозный. Для обличителей пороков самовластия излюбленной темой стало описание жестокостей опричного террора. Адепты же державности апеллировали к политике Ивана Грозного для обоснования теории «православного меча»1.

Действительно, Иван IV был жестким правителем. Р.Г. Скрынников, доказывает, что при Иване IV Грозном в России осуществлялся «массовый террор», в ходе которого было уничтожено около 3-4 тыс. человек. Однако масштабы репрессий в Европе того времени были несоизмеримо выше. Так, например, именно во время, синхронное правлению Ивана Грозного, с 1547 по 1584, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, «число жертв... доходило до 100 тыс.». Из них было «сожжено живьем 28 540 человек». Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное «личное» участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито «более 3 тыс. гугенотов» только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму. «Ночь» имела продолжение, и «в общем во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов». В Англии периода Генриха VIII только за «бродяжничество» вдоль больших дорог «было повешено 72 тысячи бродяг и нищих». В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100000 человек. Так что российское средневековье не было более кровавым, чем европейское. Наоборот, оно, если подсчитывать жертвы государственных «репрессий», было самым гуманным.

Оппонируя либерально-западническим критикам российской государственности историк-эмигрант Н.И. Ульянов писал: «Существовало ли когда государство без взяточничества, без коррупции, без злоупотребления властью, без жандармов, притеснений и несправедливости? И впрямь ли далеко

1 Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. М., 1988; Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989; Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 1989; Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.

37

ушла Россия в этом смысле от Европы? Одних рисунков и эстампов Домье, посвященных французскому правосудию достаточно, чтобы стушевать и сделать ничтожной фигуру нашего примитивного Шемяки. Никогда в старой России не было таких кошмарных застенков и тюрем, как в просвещенных странах Запада. Были «Грозные Иваны, Темные Василии, но разве не было Христиана II датского, «северного Нерона»? Разве не было Эрика XIV шведского, Филиппа II испанского, «белокурого зверя» Цезаря Борджиа? В русском прошлом не найти ничего похожего на холодную жестокость венецианской Сеньерии, на испанские аутодафе, на альбигойскую резню, костры ведьм, Варфоломеевскую ночь. Про Россию никогда нельзя сказать того, что сказал Вольтер про Англию: «ее историю должен писать палач». И никогда русских крестьян не сгоняли с земли, обрекая на гибель, как в той же Англии в эпоху первоначального накопления. Никогда эксплуатация крепостных не была более безжалостной, чем в Польше, во Франции, в Германии. Даже при подавлении бунтов и восстаний русская власть не проявляла такой беспощадности, какую видим на Западе. Расстрел 9 января и карательные экспедиции 1905 г. не идут ни в какое сравнение с парижскими расстрелами Кавеньяка и Галифе. Если же обратиться к колониальным зверствам европейцев, то у самого К.Маркса, описавшего их в 1 томе «Капитала», не повернется язык сравнить с ними русское освоение Сибири или Кавказа».2

2 Ульянов Н.И. Исторический опыт России // Скрипты. Анн Арбор, 1981. С.218.

38

Рис. 6.4. Количество погибших при терроре в разных странах в средние века

IV. Исторические афоризмы, крылатые фразы

А) «Избранная рада» - название, данное на польский манер А.М. Курбским кругу лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном.

В русских официальных источниках термин «Избранная Рада» не фигурирует. Вводя его А.М. Курбский пытался интерпретировать деятельность грозненского кружка по типу управленческой системы Польши. Проводилась идея, что модель государства этого периода не имела самодержавного характера. Отсюда шло утвердившееся затем в историографии

39

противопоставление периодов Избранной рады и опричнины. В русских официальных источниках название «Избранная рада» применительно к ближнему кругу Ивана Грозного отсутствовало.

Предложенное А.М. Курбским название «Избранная рада» расценивается многими историками как некорректное. Если «избранная» понималась в значении «выборной», то это неверно, т.к. никакой выборной процедуры в данном случае не было. Если же как синоним «лучшие», как некий вариант боярского собрания, то сравнительно худородный социальный состав её участников опровергал и такую трактовку. Н.М.Карамзин приводил не менее интересное ее название - «Священный союз».

Контекст создания соответствующего околовластного органа был связан с беспорядками, последовавшими за царским венчанием. Начавшиеся в Москве небывалые по масштабу пожары были восприняты Иваном IV в мистическом смысле. В канун самого крупного из них знаменитый юродивый Василий Блаженный пророчествовал о сожжении Москвы. В начавшемся 21 июня 1547 г. пожаре сгорело 25 тысяч дворов и погибло около 2 тысяч жителей. Взорвавшиеся запасы пороха уничтожили часть крепостных стен и башен Кремля. Погибли в огне государева казна, Оружейная палата, царская конюшня, Благовещенский собор (включая фрески Андрея Рублева). Среди суеверного народа распространился слух, что причина пожара коренится в колдовстве, чинимом Глинскими. Будто бы они вынимали человеческие сердца, опускали их в воду, и кропили полученным раствором дома москвичей. Отмеченные таким образом строения якобы и сгорели. Во время вспыхнувшего в столице восстания был забит досмерти камнями дядя царя Юрий Васильевич Глинский. Направившись затем к царской резиденции в село Воробьево народ требовал выдачи и других Глинских - бабку государя Анну и дядю Михаила. Однако царю все же удалось усмирить мятежников.

Потрясение, пережитое Иваном IV во время восстания, стало благоприятной почвой для влияния на него выходца из Новгорода, священника кремлевского Благовещенского собора Сильвестра. При его содействии при

40