- •1 Курса д/о гр.1081
- •Глава 1.
- •Глава 2.
- •Глава 3
- •3) Карпеев е.П. «м.В. Ломоносов: имя Россия. Исторический выбор 2008» м.: аст: астрель, 2008 г.
- •4) Карпеев э.П. «Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь». М.: оги, 2009 г.
- •5) Шапиро а.Л. «Русская историография с древнейших времён до 1917 года». М.: Культура, 1993 г.
Глава 2.
Структурно «Древняя Российская история» делится на вступление и две части. Первая - «О России прежде Рурика» и вторая - «От начала княжения Рурикова до кончины Ярослава Первого».
Для современного читателя наиболее интересны вступление и первая глава, так как именно в них Ломоносов излагает свои новаторские для того времени идеи о истории отечества. Именно они позволяют нам сделать вывод о взглядах Ломоносова, оценить Ломоносова как исторического деятеля. В десяти главах первой части Ломоносов представляет свою версию наиболее темных веков отечественной истории.
Вторая часть - последовательное описание князей и периодов их правлений. Возможно, для нас эти описания не кажутся столь существенными, при такой вариации литературы на данную тему, но для XVIII века, история Древней России, написанная благозвучным и доступным языком, действительно была в новинку.
Во вступлении Ломоносов говорит о своем видении истории и о ее роли для общества. История - великая соединяющая сила и задачу ее Ломоносов выразил в следующих словах: «Велико есть дѣло смертными и преходящими трудами дать безсмертie множеству народа, соблюсти похвальныхъ дѣлъ должную славу, и перенося минувшiя дѣянiя въ потомство и въ глубокую вечность, соединить тѣхъ, которыхѣ натура долготою времени раздѣлила.»6
Вступление, да и вся «Древняя Российская история» полемична к работам родоначальников норманнской теории. Ломоносов убежден, что история славян начинается задолго до призвания Рюрика, задолго до возникновения феодальной государственности. Доказывая это, он помещает русскую историю в контекст мировой, сравнивает историю Руси с историей Древней Греции и Древнего Рима, и единственное, в чем славяне отставали от древних цивилизаций- в культуре и искусстве: «но только вину полагать долженъ на бывшей нашъ недостатокъ въ исскуствѣ, каковымъ Греческiе и Латинскiе писатели своихъ Героевъ в полной славѣ предали вѣчности».7 По словам Е.Н. Лебедева такой глубокий взгляд не был доступен никому из современников.
Ломоносов полагал, что все народы проходят одни и те же стадии развития, и хотя они могут отставать друг от друга, нельзя говорить о превосходстве одного над другим.
Не обошел своим вниманием Ломоносов и государственную систему России: «Благонадежное имѣем увѣренiе о благосостояниi нашего Отечества, видя въ единоначальномъ владѣнiи залогъ нашего блаженства, доказаннаго толь многими и толь великими примѣрами».8 В самодержавии Ломоносов видит опору и благополучие России, и впоследствии к его авторитетному мнению ссылались славянофилы.
В первой части Ломоносов раскрывает и углубляет основные мысли введения.
На мой взгляд, выдающийся тезис ученого- невозможность существования даже в самой глубокой древности этнически чистых народов: «Большую часть оныхъ видимъ военными неспокоiiствами, переселенiями и странствованiями въ таком между собой сплетенiи, что разсмотрѣть почти не возможно, коему народу дать вящее преимущество».9 Выдвинуть тезис, опираясь на скудные источники, находясь под давлением «истинных историков»- норманистов, который не потерялл своей актуальности и весом по сей день говорит о подлинном таланте.
Но все же основная цель Ломоносова - доказать древность славянского народа. Он широко привлекает свидетельства античных историков, доказывая, что славяне принимали участие в Троянской войне и «уже во II тысячелетии до н.э. были сильным и заметным на мировой арене народом»10. Одновременные упоминания античных историков о славянах является внушительным доводом в пользу теории Ломоносова о их древности. Отсутствие же у славян самодержавной власти не говорит об отсутствии государственности как таковой: «Сии народы Славяне и Анты не подлежатъ единодержавной власти; но издревле живутъ подъ общенароднымъ повелительствомъ»11. Демократия царила среди славянского народа задолго до Рюрика и, возможно, история России не казалось столь древней по сравнению с историей западных держав именно из-за отсутствия единоличного правителя. В конце первой части Ломоносов говорит о том, что славяне жили разрозненно, поэтому им был необходим сильный и властный правитель, который сумел бы объединить их под единым началом: « Изо всего сего явно, что къ приведенiю нашихъ Славянъ подъ самодержство необходимо нуженъ былъ Героii съ храбрымъ народомъ приобыкшимъ добровольно повиноваться, каковъ был Рюрик съ Варягами Россами».12 Следует отметить, что Варяги-Россы так же, по мнению Ломоносова, относились к славянам, чем и объясняется их призвание на Русь.
Но не всякий факт годен для Ломоносова дабы доказать древность своего народа. Он скептически относится к библейскому мифу о происхождении славян от внука Ноя- Мосоха: «Мосоха, внука Ноева прародителем Славенскаго народа ни положить, ни отрещи не нахожу основанiя»13. С недоверием относится Ломоносов и к преданию, согласно которому Рюрик состоял в родстве с римским императором Августом. Эта легенда была частью официальной идеологии, чем и оправдывается стесненность Ломоносова в высказываниях: «Вѣроятности отрешись не могу; достовѣрности не вижу»14.
Безусловно, в труде Ломоносова есть неточности, и современная наука не всегда согласная с ученым, но в целом описанная Ломоносовым история славян не отменена и по сей день.
