Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
voronin_o_v_prokurorskiy_nadzor_v_rossiyskoy_fe...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.38 Mб
Скачать

16.5. Отказ прокурора от обвинения

Часть 7 ст. 246 УПК РФ устанавливает: если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч.1 ст. 24 и п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

Отказ прокурора от обвинения включает в себя несколько элементов.

Во-первых, отказ означает отрицание прокурором законности и обоснованности обвинения, возникшего в процессе судебного разбирательства. Во-вторых, это отрицание выражается в публичном (судебном) выступлении прокурора в форме заявления. Наконец, отказ прокурора от обвинения означает прекращение обвинительной деятельности.

Таким образом, под отказом прокурора от обвинения необходимо понимать сделанное государственным обвинителем в судебном заседании заявление, в котором он полностью или частично выражает негативное отношение к обвинению в форме отрицания его законности и обоснованности, мотивирует невозможность его поддержания в отношении подсудимого и сообщает о полном или частичном прекращении обвинительной деятельности по уголовному делу 182.

Как отмечалось выше, отказ прокурора от обвинения в полной мере соответствует назначению уголовного судопроизводства. В связи с этим необходимо дать негативную оценку попыткам некоторых государственных обвинителей уклониться от заявления отказа в поддержании обвинения путем внесения ходатайств о возвращении дела прокурору для устранения нарушений закона, которые якобы не связаны с необходимостью восполнения неполноты проведенного расследования. Такая практика является незаконной, поскольку прямо не соответствует требованиям ч. 7 ст. 246 УПК РФ.

Отказ прокурора от государственного обвинения влечет изменение отношения к подсудимому со стороны суда и стороны обвинения: с подсудимым необходимо обращаться как с невиновным.

Действующее законодательство закрепляет две формы отказа прокурора от обвинения: полный и частичный.

При полном отказе от обвинения происходит полное отрицание обвинения в материально-правовом смысле и прекращение реализации обвинительной деятельности. Частичный отказ означает лишь отрицание части материально-правовой составляющей обвинения, обвинительная деятельность продолжается, но ее пределы при этом сокращаются.

Алгоритм обвинительной деятельности прокурора выглядит следующим образом:

  1. отказ от неподтвердившейся части обвинения;

  2. формулирование обвинительного тезиса оставшейся части обвинения;

  3. поддержание оставшегося обвинения.

Частичный отказ прокурора от обвинения необходимо отличать от изменения обвинения в сторону смягчения, заключающегося в следующем:

  1. исключение из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;

  2. исключение из обвинения ссылки на какую-либо норму уголовного закона, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой УК РФ;

  3. переквалификации деяния в соответствии с нормой уголовного закона, предусматривающей более мягкое наказание.

Другими словами, при частичном отказе прокурора от обвинения происходит усечение материально-правовой составляющей обвинения, отрицание части инкриминируемого деяния, а при изменении обвинения в сторону смягчения материально-правовой компонент остается неизменным, совершенное деяние инкриминируется в том же объеме, изменяется только его юридическая оценка.

Основаниями отказа от обвинения, как правило, является либо ошибочная оценка доказательств уголовного дела, полученных на стадии предварительного расследования, либо получение новых доказательств в судебном следствии, опровергающих выдвинутое обвинение.

Кроме того, основания отказа прокурора от обвинения можно подразделить в зависимости от оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования на реабилитирующие и нереабилитирующие. Первые включают в себя отказ прокурора от обвинения ввиду отсутствия события преступления (ч. 1 ст. 24 УПК РФ) или отсутствия в деянии состава преступления (ч.2 ст. 24 УПК РФ). Все остальные являются нереабилитирующими.

Иногда в литературе в отдельную группу также выделяют основания, обязывающие прокурора отказаться от государственного обвинения ввиду наличия обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии предпосылок для процесса: отсутствие жалобы потерпевшего либо примирение с потерпевшим по делам частного обвинения; наличие в отношении лица вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо иного решения суда о прекращении дела по тому же основанию; наличие в отношении лица неотмененного постановления органа дознания или следователя о прекращении дела по тому обвинению183.

Пункт 1.6 Приказа Генерального прокурора РФ № 141 от 13.11.2000 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» обязывает в случае радикального расхождения позиции государственного обвинителя с содержанием обвинительного заключения безотлагательно ставить в известность утвердившего его прокурора. Принимать согласованные меры, способствующие правовой обоснованности выступления стороны обвинения в суде и исключающие при этом какое бы то ни было посягательство на процессуальную самостоятельность государственного обвинителя.

Приведенное требование означает, что отказ государственного обвинителя от обвинения должен быть согласован с соответствующим территориальным или приравненным к нему прокурором. Вместе с тем, это не означает, что позиция государственного обвинителя связана позицией утвердившего обвинительное заключение или обвинительный акт прокурора. Участвующий в судебном разбирательстве государственный обвинитель, является самостоятельным участником процесса – стороной обвинения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]