Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

MODESTOV / modestov-2

.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
26.05.2014
Размер:
35.84 Кб
Скачать

2. Принципы геополитической конкуренции в современном информационном обществе

Рассмотрим основные принципы геополитической конкуренции в новых условиях, когда геополитическое пространство обретает все новые измерения, становясь пространством информационным. Из семи приводимых ниже принципов один (1) относится к конкурирующему геополитическому субъекту; четыре (2-5) имеют отношение к объекту, т.е. к осваиваемому геополитическому пространству; один принцип приходится на целеполагание в освоении этого пространства (6) и один отражает новые характерные черты в способе его освоения (7).

1. Принцип расширения субъектности. В нем выражена тенденция к вовлечению в современный геополитический процесс все новых субъектов. В их числе различные негосударственные образования типа отдельных частных корпораций (“Майкрософт”, “Интел”, “Ай-Би-Эм” и др.), активно действующих в области разработки и внедрения новых информационных технологий, используемых для организации информационного пространства, превращающегося в важнейшей компоненту нового геополитического пространства. Среди новых субъектов организации пространства - надгосударственные образования (например, глобальная сеть “Интернет”).

2. Принцип повышения однородности пространства, в котором разворачивается геополитическое соперничество. Однородность необходима любому геополитическому субъекту для оформления необходимого ему единого правового пространства, в котором только и возможно гражданское общество, преодолевающее обособленность, изолированность корпораций, сословий, местностей, городов и т.п. “Создание такого пространства, - отмечает М.В. Ильин, - немыслимо без преобразования географической среды, повышения ее проницаемости и коммуникативных возможностей. Прежде всего речь идет не просто о формировании разветвленной сети путей сообщения (дорог, речных и морских путей), но и о ее уплотнении, а главное о развитии и коммуникативных “узлах” мощных трансляционных способностей, включая способность тиражирования информации”40 .

3. Принцип глобализации геополитической конкуренции, означающий расширение масштабов геополитического процесса, относящегося к отдельному геополитическому субъекту, до пределов мира в целом. Этому способствует значительное распространение компьютерных сетей на основе телекоммуникационных сетей общего пользования. Благодаря этому находящийся на любом расстоянии пользователь получает свободный доступ к ресурсам нужной ему информационной системы, подсоединяя к ней свой компьютер в качестве терминала через коммуникационные каналы мировых глобальных информационных сетей типа “Интернет”. В этой сети, в частности, объединено до 40 тыс. сетей, десятки миллионов пользователей в 159 странах.

4. Принцип регионализации, который при стремлении к глобализации геополитического процесса диалектически предполагает сохранение его региональной направленности, его неравномерное развитие в силу различия условий того или иного региона (страны) и продолжающейся острой конкуренции между противоборствующими геополитическими субъектами. Так, в начале 1998 г. в американской печати появились сообщения о выделении особого сегмента в сети “Интернет”, который свяжет 110 национальных университетов, исследовательских центров, корпораций (таких, как 3Com Corporation, IBM, Northern Telecom, Bay Networks и др.). Эта обособленная сеть, которую называют “Интернет-2”, будет обеспечивать скорость передачи данных, в 100 раз превосходящую обычный “Интернет”. Разработчики “Интернета-2” (или NGI - Next Generation Internet) прямо говорят о том, что она должна способствовать усилению американского господства в научных исследованиях и высшем образовании41 .

5. Принцип многомерности. Геополитическая конкуренция значительно осложняется в эпоху информационной геополитики появлением новых измерений. Помимо вертикальной составляющей, в пространстве стали выделять и пытаться организовывать эфир в его частотно-временной структуре. Еще более сложным является собственно информационное пространство со своими измерениями. В пространстве вычленяются культурно-языковые подпространства. Еще более усложняется структура геополитического пространства при его освоении в макро- и микроизмерениях. Геополитическое господство ныне устанавливает не только (а, может быть, и не столько) тот, кто контролирует большие или меньшие территории на поверхности земли, а тот, кто более другого преуспел в освоении микромира - в развитии микроэлектроники (а теперь и наноэлектроники), генной инженерии и т.п. Доминирует тот, кто сможет разместить больше кристаллов на единице площади в создаваемой им элементной базе.

Конечно, значимое расширение геополитического пространства за счет углубления его в микро- и макромир практически не беспредельно. Как отмечает философ И.Г. Корсунцев, “мы вправе предположить, что на смежных масштабных уровнях, возможно, действуют те же закономерности развития, которые известны на Земле, - возникновение процессов самоорганизации и саморазвития, рефлексии и других признаков жизни, правда, скорее всего в других по сравнению с известными нам формах. Если это так, то трудно даже вообразить, например, до какой степени должно быть сжато время на микроуровнях и каким невообразимым для нас быстродействием и другими параметрами должны обладать информационные структуры этого уровня!”42 .

6. Принцип стремления к достижению информационного господства. В нем заключается основная целевая установка современного геополитического процесса. Реализация этого принципа состоит в достижении одним из геополитических субъектов такой степени неравенства в уровне развития информационного ресурса по сравнению с аналогичным уровнем других геополитических субъектов, при которой данный субъект может принимать и проводить в жизнь выгодные ему управленческие решения, навязывая их другим геополитическим субъектам, подчиняя их своей воле. Характерно, что господствующий субъект может добиться этого в рамках информационного противоборства без привлечения иных сил и средств, без применения иных способов воздействия. При достижении информационного превосходства выработка и реализация выгодных для данного геополитического субъекта решений, идущих вразрез с интересами других геополитических субъектов, может дополнительно потребовать иных форм и способов воздействия на соперника.

Существует также точка зрения, согласно которой информационное господство геополитического субъекта позволяет ему необратимо обеспечить себе главенствующую, определяющую роль в развитии мирового информационного ресурса. В случае, если информационный ресурс данного геополитического субъекта развивается опережающими темпами, но отрыв еще не столь значителен, чтобы стать необратимым, то речь может идти о достижении информационного превосходства.

7. Принцип эпистемологизации геополитической конкуренции означает растущую интеллектуализацию этого процесса, повышение роли знаний в борьбе за геополитическое пространство. Зачастую процесс его освоения прямо приобретает именно форму накопления знаний о нем, его свойствах и способах их использования в интересах данного геополитического субъекта.

Впрочем, возможны и более инструментальные формы реализации этого принципа, заключающиеся в самом переносе борьбы за геополитическое пространство и соперничества за превосходство в нем в область знаний. Речь фактически идет о развертывании геополитической конкуренции именно в информационном пространстве. О подобной метаморфозе пишут Д.С. Черешкин, Г.Л. Смолян и В.Н. Цыгичко: “Сети передачи данных превращаются в поле битвы будущего. Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела”43 .

 40 Ильин М.В. Геохронополитика - соединение времен и пространств // Вестник Московского университета (Сер.12 Политические науки). 1997. №2. С.42.

 41 Mowery M.W. Technology Advances Challenge Fundamental Internet Concepts: Battles are underway for dominating the high-stakes Internet territory // Signal. January 1998. P.20; Bender B. Internet Plans Assessed // Jane’s Defence Weekly. 22 April 1998. P.8.

 42 Корсунцев И.Г. Конечное в бесконечном. - М.: ИПК Госслужбы, 1996. С.18.

 43 Черешкин Д.С., Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н. Реалии информационной войны // Кон-фидент. 1996. №4. С.9.

Соседние файлы в папке MODESTOV