Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТУРЦИЯ.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
219.14 Кб
Скачать

Опека держав над Турцией* Конвенция о проливах 1841 г.

Провозглашение Гюльханейского акта не избавило Турцию от опеки европейских держав. 15 июля 1840 г. была подписана в Лондоне конвен­ция между Турцией с одной стороны, Англией, Россией, Австрией и Прус­сией — с другой, которая установила опеку названных держав над Тур­цией в форме «наблюдения за поддержанием целостности и независимости Османской империи». Конвенцией было предусмотрено запрещение воен­ным судам всех держав, включая Россию, входить в Босфор и Дарда­неллы. Особое приложение содержало условия, которые необходимо было предъявить Мухаммеду Али. Согласно этим условиям. Мухаммед Али получал в наследственное владение Египет и в пожизненное владение Палестину. Остальные территории он должен был вернуть султану. Если Мухаммед Али не примет этих условий в течение 10 дней, он ли­шается Палестины, а если он в течение 20 дней не даст удовлетворитель­ного ответа, будет свергнут усилиями держав, подписавших конвенцию. Франция, поддерживавшая Мухаммеда Али, отказалась подписать кон­венцию.

Мухаммед Али вначале отклонил ультиматум. Ответом на это была бомбардировка Бейрута и других сирийских портов английским флотом и угроза бомбардировать Александрию. К тому же потерпел поражение Ибрагим-паша в Сирии. В таких условиях Мухаммед Али вынужден был согласиться на еще более тяжелые условия: он оставался лишь наслед­ственным вассалом Египта, обязался платить дань султану, сократить свою армию с 200 тыс. до 18 тыс. человек, вернуть султану флот и признать англо-турецкий торговый договор 1838 г.

13 июля 1841 г. в Лондоне была подписана особая конвенция о режиме проливов, которую подписали Англия, Россия, Австрия, Пруссия и Фран­ция. Конвенция запрещала проход через проливы военным судам всех держав. Тем самым черноморский флот России оказался под замком. Режим проливов отныне регулировался не двусторонними соглашениями, как раньше, а международным соглашением. Конвенция о проливах фактически лишала Турцию контроля над проливами.

Наибольшую выгоду из турецко-египетского конфликта извлекла Англия. Она устранила со своего пути Мухаммеда Али, ослабила позиции Франции на Ближнем Востоке и позиции России в проливах и получила преобладающее влияние на политику Османской империи.

Вмешательство держав в турецко-египетский конфликт было не един­ственным примером опеки держав над Турцией. При их решающем участии были ликвидированы конфликты в Сирии и Ливане, а также турецко-персидский пограничный конфликт в 40-х годах; они начали использовать в качестве повода для вмешательства положение армян в Турции. В 1848 г. русские войска совместно с турецкими участвовали в подавлении народ­ного восстания в Молдавии и Валахии. Так в 30—40-х годах XIX в. были созданы политические предпосылки превращения Турции в полуко­лонию европейских держав. Одновременно происходило создание анало­гичных экономических предпосылок.

Реформы в Турции и ее экономическое развитие перед Крымской войной

В развитие Гюльханейского акта был издан ряд указов о реформах. Эти реформы получили в турецкой официальной историографии название «танзимат-и хайрийе» («благодетельные реформы»). В 1840 г. было рефор­мировано взимание налогов. Отныне налоги должны были взиматься самим государством через специальных сборщиков. Однако вскоре откуп­ная система была восстановлена. В том же году было составлено подобие уголовного кодекса и начата разработка гражданского кодекса. Указом 1843 г. была установлена новая структура армии: Была объявлена все­общая (для мусульман) воинская повинность. Срок службы в кадровой армии был сокращен с 15 до 5 лет. Срок пребывания в запасе был установ­лен в 7 лет. В том же году была отменена смертная казнь для ренегатов ислама. В 1847 г. были созданы коммерческие суды, в которых впервые свидетельские показания немусульман, рассматривались на равных осно­ваниях с показаниями мусульман. В 1850 г. был принят коммерческий кодекс, составленный по французскому образцу. Был учрежден государ­ственный совет для рассмотрения проектов законов, а при пашах-губерна­торах были созданы консультативные советы-меджлисы, куда входили представители знати и богачи, в том числе и от немусульманского населе­ния. В 1857 г. было создано министерство просвещения.

Паши, откупщики, ростовщики, духовенство и другие реакционеры, особенно в провинции, срывали проведение реформ в жизнь. Нередко население заставляли платить налоги и откупщикам, по-старому, и пра­вительственным сборщикам. Это вызвало отдельные восстания по всей стране. Особенным издевательствам подвергалось немусульманское насе­ление. Реакционеры не могли допустить и мысли об уравнении в правах мусульман с «гяурами». В ряде мест на Балканах — в Болгарии (извест­ное Нишское восстание 1841 г.), в Македонии, на Крите и Кипре произошли восстания. Восставшие требовали провести в жизнь реформы, декларированные в султанском Гюльханейским акте.

Реформы, проведенные сверху, нисколько не улучшили положение трудящихся масс, но они содействовали росту буржуазии, включая и нетурецкую по национальности. В то же время они способствовал! усилению позиций иностранного капитала в Турции, к тому времени уж* значительных. Тем самым ослаблялось их положительное значение, которое они могли бы иметь для развития турецкой экономики.

В 1838—1841 гг. Англия, Франция и другие западные государств заключили с Турцией невыгодные для нее торговые договоры, которые обеспечивали им новые привилегии дополнительно к издавна существовавшим на основе капитуляций. Иностранный капитал все более приспосабливал экономику Турции к своим потребностям. В 30—50-х года XIX в. увеличился импорт иностранных фабрикатов в Турцию и (в значительно меньшей степени) экспорт турецкого сельскохозяйственног сырья. Так, Англия, занимавшая первое место во внешней торговле Турции, за время с 1825 по 1852 г. увеличила экспорт своих товаров в Турцию почти в 8 раз, а импорт турецких товаров — менее чем в два раза. При этом Англия имела активное сальдо во внешней торговле с Тур­цией в 1826 г. в размере 286,4 тыс. ф. ст., а в 1852 г. — 6,2 млн. ф. ст. Турецкая внешняя торговля стала хронически дефицитной.

Импорт иностранных товаров, обеспеченный многими привилегиями, вызвал упадок турецкой промышленности. Экспорт сырья имел известные прогрессивные последствия для Турции: росли товарно-денежные отно­шения в деревне, расширялось или возникало заново производство неко­торых сельскохозяйственных продуктов — табака, хлопка, опиума, инжира и др. Но основная отрасль сельского хозяйства страны — производство зерновых культур — находилась в упадке.

Таким образом, как в политическом, так и в экономическом отношении в 30—50-х годах XIX в., несмотря на реформы, были созданы предпосылки для превращения Турции в полуколонию развитых капиталистических стран, главным образом Англии и Франции, в их аграрно-сырьевой придаток.

Существовали еще и внешнеполитические причины, которые привя­зывали Турцию к названным двум странам: их одинаковое отношение к России. Англия и Франция считали Россию своей главной соперницей на Ближнем Востоке. Они расходились с ней в вопросе о будущем Турции и судьбе ее владений. Николай I придерживался той точки зрения, что Турция неизличимо больна, близка к падению, и предлагал разделить ее территории. По его мнению, следовало создать из Молдавии, Валахии, Сербии и Болгарии независимые государства под протекторатом России. Египет и остров Крит он предлагал взять Англии. Что же касается яблока раздора — Константинополя (а следовательно, и проливов), то царь заявлял, что не претендует на него как собственник, но согласен быть его «временным охранителем».

Англия, Франция и Австрия решительно отклоняли предложение Николая I. Полагая, что раздел Турции по плану царя приведет к резкому усилению позиций России на Балканах и выходу ее на Средиземное море, они настаивали на сохранении Турции в пределах ее существующих гра­ниц (политика статус-кво). Разумеется, Турция была на их стороне и опиралась на них, чтобы сохранить в неприкосновенности свои владе­ния. Но Николай I решил силой добиваться своей цели.

Восточная (Крымская) война 1853—1856 гг.

Парижский мирный трактат .

Отношения между Россией и ее противниками в восточном вопросе настолько обострились, что малейший инцидент мог стать поводом к войне. Поводом оказался спор о так называемых «святых местах» в Иерусалиме и Вифлееме. Под нажимом Франции султан предоставил католической церкви преимущественные права на «святые места». Николай I потре­бовал от султана сохранить права на «святые места» православной церкви и не передавать их католикам, а также предоставить ему право покрови­тельствовать православным подданным султана. Последнее требование являлось покушением на суверенные права султана. Поддержанный Англией и Францией, султан отклонил требования Николая I. В ответ на это 26 июня 1853 г. русские войска по приказу царя вступили в Молдавию. 4 октября последовало объявление Турцией войны России.

30 ноября 1853 г. адмирал Нахимов разгромил турецкий флот в Синоп-ской бухте. Англия и Франция ввели свой флот в Черное море. 12 марта 1854 г. они заключили союзный договор с Турцией, направленный против России, а 27—28 марта объявили последней войну. Так рухнули надежды Николая I на легкую победную войну с одной слабой Турцией.

Основными театрами войны были Крым и восточные районы Малой Азии. В Крыму 120-тысячная турецко-франко-английская армия обрушила основной удар на Севастополь. Почти год (до 19 сентября 1855 г.) герои­чески оборонялся город, во много раз превосходящих сил противника. Севастополь достался союзникам дорогой ценой.

В Малой Азии русская армия, которой противостояли одни турецкие войска, одержала ряд крупных побед. В ноябре 1855 г. она захватила важную крепость Каре, обороной которой руководили английские офи­церы, и открыла себе дорогу на Эрзурум. Победа под Карсом в военном отношении в значительной степени компенсировала поражение России под Севастополем.

В операциях в Крыму (а в начале войны на Дунае) и в Малой Азии турецкая армия обнаружила слабую боеспособность. Ее состояние отра­жало расстройство, которым характеризовалось положение дел в Турции в целом. Но Турция воевала не одна.

Восточная война закончилась поражением России, вскрыв гнилость и разложение господствующего феодального режима. Россия оказалась не подготовленной к войне с коалицией ведущих европейских держав ни в экономическом, ни в политическом, ни в военном отношении.

Не была готова к войне и Турция. Когда выявилось поражение Рос­сии, Франция и Австрия, отнюдь не стремившиеся к тому, чтобы своими руками усиливать позиции Англии на Черном море, заговорили о мире. Англия, желавшая продолжения войны и перенесения ее на Кавказ, вынуждена была уступить. В конце 1855 г. Австрия предъявила России условия мира, выработанные совместно с Англией и Францией. Правитель­ство России дало на них свое предварительное согласие, и 25 февраля 1856 г. в Париже открылся мирный конгресс. Но еще до открытия кон­гресса Турция по рекомендации Англии и Франции провела одну внутрен­нюю меру с целью ослабить позиции России на переговорах.

Было ясно, что на мирном конгрессе Россия поставит вопрос о положении православного населения в Турции. Чтобы лишить ее воз­можности выступить защитником угнетенных национальностей в Турции, Англия и Франция еще в годы войны вынудили султана издать некоторые указы, которые должны были свидетельствовать об улучшении положе­ния немусульманского населения. Так, в 1854 г. был издан указ о допу­щении свидетельства не мусульман, в их уголовных тяжбах с мусульма­нами; 10 мая 1855 г. отменен взимавшийся в течение веков с не мусульман особый личный налог харадж (фактически он был заменен налогом за освобождение не мусульман от воинской повинности). Все эти указы ока­зались малоэффективными. Бесчинства турецких властей в отношении христианского населения Османской империи приняли во время войны неслыханные ранее размеры. Турки мстили за симпатии христиан к России.

Чтобы иметь возможность утверждать, что Турция становится на пути цивилизации и придерживается принципа равенства национальностей и религий, Англия и Франция еще в январе 1856 г. передали Турции меморандум, который содержал основные принципы высочайшего султанского указа (хаты хумайюна). Указ был опубликован 18 февраля 1856 г Он подтверждал провозглашенное Гюльханейским актом равенство в правах мусульман и не мусульман, обеспечение всем подданным, без различия: веры, безопасности личности, чести и имущества; новый указ декларировал допуск не мусульман к государственной службе и в военные школ! на равных основаниях с мусульманами; указ обещал равное налогового обложение для всех подданных без различия вероисповедания, постепенно

отмену откупной системы взимания налогов; он предусматривал также введение государственного бюджета, строительство дорог, создание банков, предоставление иностранцам права владения недвижимостью, использование капиталов, а также достижений науки и искусства европейских государств. В исторической литературе хаты хумайюн 1856 г. нередко именуется вторым Танзиматским актом (первый — Гюльханейский акт 1839 г.). ,

Используя этот указ, противники России добились того, что при обсуждении условий мира удалось обойтись без длительной дискуссии по острому вопросу о положении христианского населения в Османской империи. Этот же указ был принят как доказательство того, что Турция европеизируется, и на этом основании она была принята в состав европей­ских держав.

30 марта 1856 г. был подписан мирный трактат между Россией, с одной стороны, Австрией, Францией, Великобританией, Пруссией, Сардинией и Турцией — с другой. По договору Россия лишилась юго-западной части Бессарабии. Тем самым она потеряла контроль над устьем Дуная. Договор сильно ограничивал тоннаж черноморского военно-мор­ского флота России, запрещал ей строить на побережье Черного моря арсеналы, верфи и доки. Любопытно, что такие же обязательства брала на себя и «победительница» Турция. Сохранялся турецкий сюзеренитет над Сербией, Молдавией и Валахией. Дополнительно к договору была принята конвенция о проливах, подтвердившая закрытие проливов для военных судов всех стран. Соглашением, подписанным Англией, Фран­цией и Австрией 15 апреля 1856 г., эти страны обязались «гарантировать независимость и целостность Османской империи в границах Парижского трактата» и любое его нарушение рассматривать как повод к войне.

Крымская война имела весьма тяжелые последствия для Турции. Именно в годы войны началось финансовое закабаление Турции англо­французским капиталом. В 1854—1855 г. большие военные расходы выну­дили Турцию взять на крайне тяжелых условиях первые займы у англий­ских и французских банков. В 1856 г. английские капиталисты основали Оттоманский банк, эту цитадель иностранного капитала в Турции, и полу­чили первую концессию на постройку железной дороги в районе Измира на крайне невыгодных для Турции условиях. Турецкая армия и флот были разгромлены. В политическом отношении Турция фактически ока­залась под коллективным протекторатом Англии и Франции.

Экономическое/положение в 50—60-х годах XIX в. Новые реформы

Крымская война истощила экономические ресурсы Турции. Особенно тяжело она отразилась на положении крестьянства. Но и после войны правящие круги не только не приняли мер для облегчения его положения, но даже увеличили налоговое бремя. В 1850 г. сбор налогов составил сумму в 2,5 млн. лир, а в 1860 г. — 4 млн. Наряду с этим война способ­ствовала обогащению крупных землевладельцев на поставках продо­вольствия в армию.

Новые отношения, складывавшиеся в землевладении после ликвида­ции военно-ленной системы в 30—40-х годах XIX в., требовали нового аграрного законодательства. В 1858 г. был принят земельный закон. Он закрепил новые земельные отношения и вместе с тем сохранил многие феодальные нормы. Подавляющую часть земель составляли и по новому закону государственные и вакфные земли. Они сдавались в аренду. Их нельзя было продавать, закладывать, дарить; круг наследников этих земель был очень узок. Новый земельный закон сохранил много феодаль­ных черт в аграрном праве. Уступая требованиям крупных арендаторов государственных и церковных земель, правительство приняло в 1867 г. закон, который значительно расширил круг наследников этих двух кате­горий земель. В том же году иностранцам было предоставлено право приобретать в Турции недвижимое имущество. Иностранцы настаивали на этом главным образом с той целью, чтобы получить возможность при­обретать залежи ископаемых богатств, участки для строительства пред­приятий и домов.

Промышленность переживала застой. По-прежнему преобладала ремесленная промышленность и мелкое товарное производство. Правда, в 1861 г. цеховая регламентация была отменена. Но при господстве иностранных товаров на рынке эта мера не могла уже дать серьезных положительных результатов для развития промышленности.

Внешняя торговля развивалась в направлении, которое определилось несколькими десятилетиями ранее, ее оборот увеличился. Вместе с тем внешняя торговля увеличила зависимость Турции от иностранного капи­тала. Иностранные капиталисты получили новые железнодорожные кон­цессии. Правительство гарантировало им доход на каждый километр, передав концессионерам в качестве его обеспечения поступления с несколь­ких крестьянских налогов.

Все более ухудшалось финансовое положение страны. Расходы намного превышали доходы. Содержание армии и двора, оплата долгов поглощали львиную долю поступлений по бюджету.

Для покрытия расходов правительство стало часто прибегать к внешним займам. За короткий срок с 1854 по 1869 г. внешний долг Турции составил огромную сумму в 2391 млн. франков, из которых Турция получила лишь 1533 млн. Остальная сумма, в связи с крайне тяжелыми условиями получения займов, осталась в кассах банков. Но Турция был; обязана выплатить всю сумму займов плюс проценты.

Пользуясь финансовыми затруднениями Турции, иностранные капиталисты все более подчиняли ее своему диктату и вымогали у нее новые льготы. Одной из них было превращение в 1863 г. частного Оттоманского банка в банк с правами государственного. Оттоманский банк получи право выпускать банкноты, заключать от имени государства займы и т. } В 1864—1868 гг. в Турции открылись новые иностранные банки.

Новая буржуазия и помещики, а также иностранные капиталист нуждались в упорядочении администрации в Турции, в ликвидации произвола, создании нормальных условий для коммерческой и всякой иной предпринимательской деятельности. Султанское правительств приспосабливаясь к новым условиям, приняло в 1858 г. уголовный кодек в 1861 г. — коммерческий процессуальный кодекс, в 1869 г.— гражданский кодекс. В 1864, 1867—1871 гг. были проведены новые административные реформы по французскому образцу. В 1869 г. был издан Органический закон о народном образовании.

Вновь принятые кодексы и законы имели известное положительное значение, но не затрагивали основ господствующего режима. На деле реформы имели слабый эффект.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]