Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Панасюк А.Ю. - Судебная психология. Избранные л...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
3.56 Mб
Скачать

9.4.1. Одежда как критерий оценки принадлежности к определенной социальной группе

Ниже представлены основные социальные группы:

1. Люмпены (бомж, бродяга, нищий...).

2. Рабочие (крестьяне) неквалифицированные.

3. Рабочие квалифицированные (токарь...).

4. Специалисты со среднеспециальным образова­нием (техник, медсестра...).

5. Техническая интеллигенция (инженер...).

6. Гуманитарная интеллигенция (врач, учитель...).

7. Научная интеллигенция (профессор...).

8. Деятели искусств (режиссер, актер...).

9. Руководители крупных предприятий, регионов (начальник департамента, губернатор...).

10. Бизнесмены (владелец банка, компании...). Следует заметить, что принадлежать к той или иной социальной группе можно как де-юре, т. е. по занимаемой должности, так и де-факто, т. е. по сво­ему менталитету, по собственной системе ценностей. Таким образом, человек может одновременно при­надлежать сразу к двум разным социальным груп­пам: например, по должности он крупный начальник (группа № 9), а по своему духу, по системе своих Ценностей он принадлежит, допустим, к группе № 4.

А теперь решаем задачу, как это происходит на занятиях у Вашего покорного слуги.

— Уважаемые коллеги, — обращаюсь к присутст­вующим на занятии слушателям, — давайте предпо­ложим, что Вы наблюдаете за стоящими недалеко мирно беседующими мужчинами примерно одинако­вого возраста, одинакового телосложения... Вы о них ничего не знаете, кроме одного: один из них работа­ет сменным мастером на заводе, а другой — профес­сором на кафедре (кстати, и по доходу они не очень-то отличаются: нынче у профессора оклад с надбав­ками за всякие там звания не более 7—8 тыс. руб­лей). Итак, уважаемые коллеги, кто из них кто, по каким критериям Вы их различите?

— Да очень просто, профессор, нужно послушать, как они говорят.

— Хорошо. Верно, только Вы, извините, не обра­тили внимание на инструкцию: я говорил, что они

стоят вдали от Вас.

— Ну, тогда рабочий будет в спецовке, в масле, а профессор одет чисто...

— Извините, коллега, но они не на работе, а на улице, допустим, около магазина, это — раз, а во-вторых, я не говорил, что один из них рабочий, один из них работает мастером на заводе, а вовсе не рабо­чим. Итак, как их различить?

(После нескольких попыток «все-таки подслу­шать», посмотреть на их руки («извините, дале­ко»), посмотреть, «у кого какой лоб» («среднего размера у того и у другого»), слушатели наши вы­ходят на ответ «по одежде».)

— Может, по одежде?

— А что Вы имеете в виду?

— Ну, у профессора она чистая...

— А мастер — он что, грязнуля?

(Смущение.)

— Ну, у профессора одежда сшита по моде...

— Уважаемые коллеги, хорошо знаю, что большинство профессоров вовсе не думают о моде в одежде...

— А я думаю так: у профессора скорее костюм, галстук, рубашка...

— А мастер — без рубашки?

— Вполне возможно, просто свитер, водолазка, джинсы или брюки не от костюма. f — А галстук? т — Скорее всего, без галстука.

Все верно. Мастер в цехе относится к четвертой группе, которую с полным основанием можно на­звать «классом безгалстучников», как и три первые группы, а также как и группа № 8 (вместо галсту­ка — платочки, шарфики...). А группу № 5, а осо­бенно № 6, 7 и 9, а также отчасти группу № 10 с не меньшим основанием можно назвать «классом гал­стучников». Принадлежность к этим группам обязы­вает человека носить галстук. Но если по своему менталитету человек принадлежит к одной из групп «безгалстучников» (допустим, к группе № 4, откуда он родом), а по должности — к группе «галстучни­ков», то он будет, конечно, носить галстук (этикет требует), но будет носить так, как это делает В. Жи­риновский — всегда с расстегнутой верхней пугови­цей, ибо «душно мне в нем», говорят такие люди. А еще некоторым политикам нравятся «встречи без галстуков» (такой этикет был распространен в пери­од президентства Ельцина) — подобная форма одеж­ды соответствует их менталитету «безгалстучников».

— Уважаемые коллеги (это я продолжаю диалог со своими слушателями на подобном тренинговом занятии), а теперь еще и о диагностической функ­ции мужской сорочки: для какой социальной группы более характерна белая, а для какой — цветная?

— Так у Вас, профессор, всегда же белая, вот для Вас она и характерна.

— Благодарю за наблюдательность, но я о соци­альных группах...

— Так вот, для профессоров...

— То есть для группы № 7 (научная интеллиген­ция), согласен, а еще для каких групп?

— Для шестой, для пятой, для девятой, для деся­той...

— Согласен, коллеги. Правда, вот десятая груп­па — бизнесмены, предприниматели... Конечно, трудно представить на официальном приеме в офисе «Газпрома» господина Миллера без белоснежной со­рочки, галстука и черного (темного) костюма, хотя с другой стороны, говорят, что бизнесмен М. Ходорковский появлялся у себя в офисе в джинсах. Но, как бы там ни было, белоснежная сорочка — непре­менный официальный атрибут одежды перечислен­ных Вами социальных групп. А вот для первых че­тырех групп если и мужская рубашка, то цветная, в клеточку, а то и вовсе — бейсболка, водолазка.

— А вот мой друг любит только черные рубашки, Как это?

— Почему для указанных выше групп (№ 5, 6, 7, 9, отчасти 10) характерна именно белая сорочка? А для врачей, например, этот цвет — цвет их про­фессии, почему, как Вы думаете?

— Да все очень просто, у врачей должно быть все очень чисто, а на белом любое пятнышко сразу вид­но...

— Значит, если я правильно понял, белое нужно там, где такая чистая работа, как у врачей. Верно. В белой сорочке к станку не встанешь. Белая сороч­ка — белая работа. Есть люди, менталитет которых еще с детства сформирован в том духе, что они все­гда находятся там, где чисто; их с детства приучили к аккуратности, к чистоте. А теперь представьте: че­ловек воспитывался совсем в иной среде (родите­ли — рабочие, уборщицы и т. п.), и никогда он в детстве не знал белоснежных сорочек. Каким-то об­разом он, что называется, выбился в люди, поднялся до, допустим, девятой группы, где без белоснежной сорочки появляться нельзя. И он носит ее, эту белую рубашку, преодолевая себя, до прихода домой, а до­ма с удовольствием надевает черную, и в гости — то­же, и к своим друзьям. А почему черная, а не цвет­ная? Вспомните, для людей какой профессии чер­ный цвет — как белый для врачей? Верно, для священников, монахов и т. п. А почему так? В прин­ципе черный цвет, это когда световые лучи не отра­жаются; а значит, человека, одетого в такие одежды, как бы нет в этом мире. Подобный цвет более при­сущ людям с аутистическими чертами характера, сущность которых в стремлении уйти в себя, уйти от этого мира, в замкнутости, необщительности...

Резюме. Характер одежды в определенной мере ^отражает принадлежность человека к той или иной асоциальной группе. И даже тогда, когда человек принадлежит к одной группе де-юре, а к другой — де-факто, по своему менталитету, то и в этом случае его одежда скорее проявит его характер, чем зани­маемую должность (а расстегнутая пуговица В. Жи­риновского даже на приеме у президента страны — как хороший аргумент в обоснование сказанного).

Отсюда очередной практический вывод: получая психологически обоснованную информацию о соот­ветствии менталитета собеседника той или иной со­циальной группе, стройте тактику своего поведения в ходе беседы с ним с учетом подобной габитарной информации, что обеспечит более эффективное про­фессиональное общение.