Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Салтыков.История Русской Православной Церкви.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
08.01.2020
Размер:
768.51 Кб
Скачать

Глава II церковь в первой половине хvi века

Помимо разгрома жидовствующих начало ХVI века ознаменовано и другими церковными событиями.

При митрополите Симоне, на соборе 1503 года, были приняты следующие решения: запрещение епископам брать за поставление в церковные степени, запрещение служить в миру вдовым священникам и диаконам, запрещение священнослужителям совершать Литургию, если накануне они впали в пьянство, запрещение монашествующим разного пола жить в одном монастыре. Все это дисциплинарные вопросы, очень важные в церковной жизни того времени. Еще один очень важный вопрос, поднятый на соборе 1503 года, касался монастырской земельной собственности.

Столкнулись две точки зрения. По одной из них, выражаемой заволжскими старцами Паисием Ярославовым и преподобным Нилом Сорским, вотчиновладение есть нарушение монашеского обета нестяжательности, монахи должны жить трудом рук своих или милостыней христолюбцев. Накапливаемые монастырями богатства, по их мнению, являются причиной распространения ересей и падения авторитета Церкви.

Другая точка зрения наиболее полно была высказана преподобным Иосифом Волоколамским, защищавшим церковное землевладение. По этой точке зрения, строительство и ремонт церковных зданий, все, необходимое для богослужения, обучение и обеспечение клира невозможно без средств, источником которых являлось в то время землевладение. Исторический опыт Церкви показывает, что наличие монастырских имений с древних времен не препятствовало достижению вечного спасения, хотя злоупотребления возможны и всегда были. В монастырях приготовляются будущие иерархи, и для их подготовки нужны средства. Наконец, Церковь должна оказывать благотворительность, для чего также нужны средства.

Первая точка зрения, выражаемая «нестяжателями», имела поддержку великого князя Ивана Васильевича, который надеялся обогатиться за счет монастырей. Но подавляющее большинство участников собора встало на защиту монастырского землевладения. Возвышенная и благородная позиция «нестяжателей» имела своим идеалом Фиваидскую пустыню, но она не вмещает всей многогранности монастырско-церковной действительности. Для того, чтобы Церковь во всей полноте несла в мир апостольскую проповедь, необходима определенная материальная обеспеченность. Это и защищал Иосиф Волоцкий.

Эпоха митрополита Геронтия и Симона характеризуется резким возрастанием государственной мощи Москвы, которая постепенно стано-вится центром Русского государства. Все большее увеличение места и зна-чения России на политической карте тогдашнего мира требовало осмысления и соответствующего оформления идеи Русского православного царства.

Митрополит Варлаам

(1511-1522)

В 1511 году, через три месяца после смерти митрополита Симона на Московскую первосвятительскую кафедру был возведен Варлаам, архиман-дрит Московского Симонова монастыря. Решающую роль в его поставлении сыграл личный выбор великого князя Василия Иоанновича. От епископата требовалось только согласие.

Наступивший период характеризуется существенным изменением отношений между Церковью и рождающейся русской монархией: не успев еще стать царством, «Третий Рим» уже стремится подчинить себе церковную иерархию. Если Иван III всей своей неприязни к митрополиту Геронтию так и не смог свести его с престола, то наследовавший ему Василий III уже чувствовал себя настолько сильным и единовластным государем, что по своему собственному решению не только ставил, но, как мы увидим, и низлагал митрополитов. Именно в этом фактическом подчинении высшей иерархии воле государя и состоит значение данного исторического момента. В дальнейшем зависимость митрополитов от монарха еще более усиливается: «...хотя митрополиты наши большую часть были избираемы, а иногда и судимы соборами, но всегда под преобладающим влиянием государей; иногда же и избирались и удаляемы были от кафедры непосредственно властью самих государей... При Иоанне III удален был только один из них, и совершенно законно (митр. Зосима – А.С.); Василий Иоаннович удалил также одного, но по своей воле; Иоанн Грозный удалил трех, кроме тех двух, которые удалены были в его малолетство происками бояр; даже при кротком и набожном Феодоре Иоанновиче лишен был своей кафедры один наш первосвятитель по внушению Бориса Годунова».1

Митрополита Варлаама современники характеризуют как мужа святой жизни, но великий князь остался им недоволен. По своим монашеским убеждениям Варлаам примыкал к «заволжским старцам», «нестяжателям». Он, видимо, довольно резко разграничивал государственную и духовную сферу и не стремился идти навстречу произвольным желаниям великого князя.

О деятельности митрополита Варлаама сохранилось мало сведений. Из важных политических событий его времени следует отметить возвращение Смоленска (1 августа 1514 года), находившегося более столетия в составе Литвы. Одновременно произошло воссоединение с Московской митрополией Смоленской епархии.

При митрополите Варлааме учащаются сношения с восточными церквами. В 1515 году была послана грамота на Афон, с просьбой прислать книжного переводчика. Одновременно великий князь разрешил афонским монастырям собирать в России милостыню. В 1518 году с Афона прибыла небольшая группа монахов, среди которых был и избранный афонскими старцами ученый переводчик – знаменитый Максим Грек. В то же время прибыло посольство от константинопольского патриарха Феолипта. Александрийский патриарх Иоаким, иноки Синайской горы присылали за милостыней.

Митрополиту Варлааму пришлось иметь дело с отзвуками движения жидовствующих. Появился некий «жидовин» Исаак, пытавшийся, очевидно, возобновить дело Схарии. Около 1520 года был созван собор по делу Исаака. Главным обличителем его выступил преподобный Максим Грек, который, в духе святого Иосифа, советовал предать его внешней власти на казнь.

Сохранились известия о любви митрополита Варлаама к иконописа-нию: Варлаам сам писал иконы. Так, в 1518 году он торжественно встречал и, затем, сам обновлял в своих палатах две иконы – Спасителя и Божией Матери – из Владимира.

В 1521 году объединенные силы казанских и крымских татар напали на Русское государство и дошли до Москвы. Великий князь уехал собирать войско, оставив в столице митрополита и воевод. Одновременно продол-жалась длительная война с Литвой, закончившаяся только в 1522 году. События этой войны дали толчок к удалению Варлаама. Василий III подозревал одного из пограничных князей, Василия Шемячича, князя Новгород-северского, в измене, и хотел именем митрополита заманить его в ловушку. Когда Варлаам отказался взять роль предателя, он был низложен и вскоре сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Его удаление произошло в декабре 1521 года. Так излагает дело С. Герберштейн, бывший в Москве в 1526 году. Год смерти митрополита Варлаама неизвестен.