Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Русск.яз. Ответы (не все).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
132.83 Кб
Скачать

Вопросы 29-30 Падение редуцированных

фонетический процесс утраты ъ и ь как самостоятельных фонем в истории славянских языков (см. Редуцированные). П. р. сыграло большую роль в формировании звукового и грамматического строя всех славянских языков. В период славянской общности произошло ослабление слабых редуцированных — на конце слов (вовъ), перед полноценными гласными (Къniga) и перед сильными редуцированными — (šъvьсь) и потеря ими ударения: * вовъ́ > во́въ. Компенсацией этого ослабления было усиление сильных редуцированных в слоге, предшествующем слабому <ъ> или <ь> (otbc). После образования отделения славянских языков слабые <ъ> и <ь> исчезли во всех славянских языках в разное время (в древнерусском языке в 11—12 вв., а в северных диалектах в 13 в.). Сильные редуцированные во всех славянских языках прояснились в гласные полного образования (явление вокализации). В русском языке ‹ъ> изменилось в <о>, <ь> — в <э>: *sъnъ русское «сон», *otьсь > русское «отец».

В сочетании с плавными r и l (между согласными) <ъ> <ь> всегда прояснялись в <о> и <э> (русское *вьрхъ > верх — 13 в.), в диалектах развивалось «второе полногласие» на базе тех же сочетаний (*вьрх > верёх; литературный «верёвка», 13—14 вв.). Заключительным этапом П. р. считается утрата и вокализация особых

редуцированных [ы́] и [и́]: воробья (-би́jь) > воробей (-б’ja) — в сильной позиции; воробию (-биja) > воробья (-б’ja) — в слабой позиции. Эти явления наблюдались уже в период расщепления древнерусского языка, поэтому в украинском и белорусском языках другие результаты.

Падение редуцированных происходило во всех славянских языках, но протекал этот процесс в них по-разному.

В праславянском языке, предке древнерусского и современного русского, было 11 гласных фонем. Кроме общих с современным русским языком а, е, о, у, и, ы (два последних гласных в современном языке образуют одну фонему, а в праславянском и раннедревнерусском это ещё были две разные фонемы) существовали: два носовых гласных (носовые е и о), два редуцированных (ъ «ер» и ъ «ерь»), гласный “fe «ять».

Представить себе, как произносились носовые гласные в праславянском языке, легко тому, кто знает французский или польский: в этих языках тоже есть носовые гласные. Они произносятся, например, во французских словах temps [ta] — «время», rien [rje] — «никогда», тдпЬ’е [motr}>— «наручные часы». Носовые гласные были и в старославянском. Кирилл, составляя славянскую азбуку, ввёл для их обозначения специальные буквы — «юсы», В кириллице было два «юса»: а — «юс малый», обозначавший носовой е, и к — «юс большой», обозначавший носовой звук о. По-старославянски писали: млжь 'муж', сждии 'судья', пжт/. 'путь', иджтъ 'идут', меслцш 'несущая'; патл 'пять', сАдгтъ 'сядет', ходатъ 'ходят'.

Судьба носовых гласных в славянских языках складывалась по-разному. В диалектах восточных славян они исчезли очень рано — ещё до появления в XI в. первых памятников письменности. Но пропали они не бесследно: носовой е перешел в [а], смягчив предшествующий согласный, а носовой о — в [у]. Так, звук [а] в словах грязь, мять, вянуть, жать и многих других восходит к праславянскому носовому е, а [у] в сжжлхмудрый, суд, внутренний, ловлю, поющий и других восходит к праславянскому носовому о.

Откуда учёные знают, когда были утрачены носовые гласные? По самым старым рукописям, написанным на Руси, видно, что книжники читали букву а как [а], а ж как [у]: вместо а они могли написать буквы a, ia (про них точно известно, что они читались как [а]) и наоборот; а также написать вместо ж буквы оу, ю (а эти буквы читались как [у]) и наоборот. На одной и той же странице рукописи XI в. можно увидеть такие, например, написания: bacbi и вьса ‘вся’; СЖД7. и соудъ ‘суд’; жажда и ЖАЖда ‘жажда’; пиша; и (шшю ‘пишу’; науати и нлуати ‘начать’; мжж/. и моуж/, ‘муж’. Позже, в XII в., буква я. выходит из употребления.

Как образовались носовые гласные, нам рассказывают чередования в суффиксах существительных на – мя: время — времени, имя — имени. У этих слов есть суффикс – мя-//-мен-, который на конце слова оканчивается на – я (окончание при этом пулевое), а если за ним идёт гласный окончания, то он оканчивается па – ей-. Когда-то в праславянском языке суффикс имел единый вид: – мен-. Затем начал действовать закон откритого слога. По этому закону в языке могли быть только слоги, оканчивающиеся на гласный, но не на согласный (слоги типа слон, так были невозможны). Закону открытого слога противоречили и последние слоги форм “вре-мен, *и-мен (сравните с лат. nomcn — «имя»). Сочетание ен в этих формах слилось в один носовой гласный, и тогда все слоги стали открытыми. Позже, в раннем древнерусском языке, носовой е превратился в я, и получились наши современные формы — время, имя. А в формах имени, времени не было необходимости преобразовывать сочетания – ен-, поскольку все слоги в них и так были открытыми. Об образовании носовых гласных из сочетаний «гласный + носовой согласный н, м» в положении перед согласным говорят и чередования в корнях глаголов: взять — возьму, /шчать — начну, жать — жну, жать — жму, распять — распну (а,я здесь восходит к носовому е).