Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Александр Дюков, Алексей Яковлев - Забытый гено...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
06.01.2020
Размер:
3.61 Mб
Скачать

9. Из протокола допроса боевика упа Степана Тарасюка, 8 мая 1944 года

Вопрос: В каких селах Демидовского района проживало польское население?

Ответ: В Демидовском районе в селах Демидовка, Адамовка и Барамли проживало польское население.

Вопрос: Расскажите подробнее, как сотня «Ватры», в которой были Вы, производила ограбление и уничтожение польского населения в вышеуказанных селах.

Ответ: В июле м-це 1943 года, какого числа не помню, вечером командир сотни «Ватра» собрал весь личный состав сотни и сказал: мы имеем задание от высшего командования в селах Адамовка, Бурамель, Демидовка сжечь все дома польского населения, а само население уничтожить, и далее сказал, что проведение такой операции является необходимой задачей, так как мы, повстанцы, воюем за самостоятельную Украину и «на нашей земле не должно быть ни одного поляка».

После проведения подготовительного собрания «Ватра» сотню разбил на три группы, из которых первая группа для проведения такой операции должна будет пойти в с. Адамовку, вторая группа – в с. Бурамель, третья группа – в село Демидовку, в каждой группе по 3032 человека. Я попал в первую группу под командованием командира взвода «Сокола», фамилию не знаю, вторая группа под командованием «Корень», фамилию не знаю, третья группа под командованием «Граб», фамилию не знаю.

Вопрос: Как проводилась операция и какое участие принимали Вы в ней?

Ответ: Операция проводилась по всему району одновременно, т. е. после собрания вечером из с. Малыв, где стояла сотня, все три группы пошли по местам, группа «Сокола», в которой был я, пошла в с. Адамовку. Командир «Сокол» из одного дома с. Адамовки вызвал украинца по фамилии Метельский, имя и отчества не знаю, примерно лет тридцати, который нашей группе показал дома, где живут поляки, итак мы насчитали примерно 20–25 домов. После этого начали поджигать дома, вместе с другими я сам лично поджигал дома, находившийся скот в загонах мы выпускали, из населения в селе никого не было, так как они знали о причиняемых зверствах участниками УПА, на ночь из села заблаговременно уходили прятаться в леса. Скот был разобран местными жителями-украинцами, мы только взяли две коровы на мясо.

Такие же действия произведены нашими участниками в селах Бурамель – сожжено 25–30 домов и Демидовке – сожжено 15–20 домов. Сколько населения убито в с.с. Бурамель и Демидовка я не знаю.

После этого мы возвратились в с. Малыв.

ДА СБУ. Ф. 13. Д. 985. Л. 257–262.

Оригинал, рукопись.

10. Из протокола допроса боевика упа Ивана Гриня, 1 марта 1951 года

Вопрос: Расскажите свою практическую деятельность, будучи в бандбоевке в селе Павловка в бандгруппе коменданта Оранского С. У.

Ответ: Будучи в бандбоевке ОУН бандгруппы коменданта Оранского С. У., я выполнял все приказания и распоряжения коменданта как непосредственного своего начальника, а именно: по заданию коменданта банд-группы Оранского я участвовал с оружием в руках против мирного населения польской национальности. Начиная летом, примерно в начале июля м-ца 1941 года, я участвовал в массовом расстреле польского населения. Было так, что в село Павловку приехала бандгруппа из леса Иванчевского р-на примерно до 40 человек, и местной боевки было до 12 человек, которой тогда командовал Оранский С.У., и соединились вместе. Имел тогда станковый пулемет (русский) и два миномета малого калибра. Ночью подготовились, и на другой день вся бандгруппа, в том числе и я, в дневное время напали на польский костел, а в то время шло в костеле богослужение, где находилось граждан польской национальности до 200 – двести человек старых и малолетних детей, костел был окружен, и началось уничтожение граждан, был открыт огонь из пулемета в центральные двери и в окна, после чего было много уничтожено тогда граждан и детей, а которым удалось убегать, то их догоняли и убивали на ходу. Потом, после расстрелов в костеле граждан польской национальности, начался погром по селу Павловке отдельных семей бандбоевкой Оранского, где я также находился в данной бандбоевке и вместе выполнял все указания своего непосредственного начальника. Все это длилось с лета 1943 года и до осени 1943 года.

Вопрос: Где закопаны трупы гр-н польской национальности, в расстрелах которых Вы принимали непосредственное участие?

Ответ: Где я участвовал в расстреле польского населения, например, до 200 человек похоронили в селе Павловка Иванческого р-на, возле польского костела. На это мобилизовали местных жителей, выкопали большую яму с западной стороны костела и туда сносили из костела трупы. Их там закапывали всего на расстоянии от костела до 25–30 метров. Также я участвовал в расстреле семьи Стажинских на хуторе Голяндерня с. Павловки, когда их расстреляли, то было также местным жителям приказано, чтобы трупы их закопали, но я сразу после расстрела оттуда ушел, места, где похоронена семья Стажинских, я не могу указать, а также там же расстреляли старика и старуху, я после расстрела ушел оттуда, после этого оставался Оранский Спиридон и Гринь Михаил, Гошко Иван, а я ушел домой. После мы с группой банды порасстреливали, в том числе и я принимал участие в расстреле, Бурчак Антонину и ее мать-старуху, они были убиты на хуторе Михаловка с. Павловки под их домом днем, похоронили их в их огороде, недалеко от их дома.

ДА СБУ. Ф. 13. Д. 985. Л. 153–159.

Оригинал, машинопись.