Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диагностика Внутренних болезней животных Васил...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
05.01.2020
Размер:
5.12 Mб
Скачать

Исследование вен

Исследование вен производится с целью определения степени их наполне­ния, характера венного пульса, венозного давления, обнаружения возникаю­щих в их полости шумов. Исследование производится при помощи осмотра, пальпации, аускультации и записи на пленку. В ряде случаев это дает возмож­ность выявлять серьезные расстройства со стороны сердечно-сосудистой систе­мы и крови.

Поверхностно расположенные вены определяются путем осмотра. Они хоро­шо выступают у животных с короткой шерстью и тонкой кожей. У породистых лошадей, например, поверхностные вены резко очерчены и выступают в виде причудливо расположенной сети. Особенно хорошо они бывают заметны на голове, конечностях, на боковой поверхности груди и брюха. Из крупных веноз­ных сосудов, расположенных поверхностно и доступных исследованию осмот­ром, следует назвать яремную вену, молочную у крупного рогатого скота и шпорную у лошадей.

Значительное наполнение и набухание вен зависит от затруднения тока крови и наблюдается чаще всего в нижележащих отделах, например на конеч­ностях, в области подгрудка и живота. Застои могут быть общего и местного характера. Общие венозные застои возникают вследствие затруднения притока крови к правому предсердию, а застои местного происхождения связаны с пре­пятствием к опорожнению вены или венозной системы.

Затруднение притока крови к правому предсердию прежде всего отражает­ся на состоянии яремных вен, ближе к нему расположенных. Они значительно в этих случаях набухают, увеличиваясь в размере до толщины 2—3 пальцев, и выделяются в яремном желобе в виде толстых тяжей, причем правая вена, ближе расположенная к сердцу, оказывается значительно толще и напряжен­нее, чем левая. При осмотре можно отметить набухание вены в диастолический период, в момент сокращения предсердий, и меньшее набухание вен при систоле, дающей обратный толчок вене при закрытии трехстворчатого кла­пана. При вдохе, вследствие присасывающего действия грудной клетки и улуч­шения оттока, вены несколько спадаются, при выдохе они наполняются сильнее.

Затруднение притока крови в правое предсердие наблюдается при заболе­ваниях как непосредственно сердца, так и вследствие сжатия экссудатом, эмфи­зематозным легким и рядом других причин. Наиболее частой причиной веноз­ного застоя является ослабление правого желудочка в результате митральных н трикуспидальных пороков, при нарушении компенсации, перикардите, эмфи­земе легких, пневмотораксе, скоплении жидкости в плевральной полости, ново­образованиях, диафрагмальных грыжах.

При тяжелых заболеваниях сердца, с резким расстройством его функции, возникает общий венозный застой, который сопровождается появлением оте­ков, сильным покраснением слизистых оболочек и иногда появлением брюшной и грудной водянки. Местные венозные застои возникают на почве сдавливания вен снаружи рубцами, опухолями, увеличенными органами или же вследствие затруднения кровотока по вене вследствие воспалительных процессов в самой вене: флебитов или тромбозов, или же тромбофлебитов, когда оба процесса соединяются вместе. У животных возможен тромбоз вен мошонки и препуция, а также закупорка вен конечностей.

Пульсация поверхностно расположенных вен, например яремной, может иметь различное происхождение, а потому определение причины, обусловливаю­щей пульсацию вены, имеет практическое значение.

Ундуляция вен. Пульсаторные движения вен, вызванные толчком сонных артерий, называются ундуляцией. Такого рода пульсаторные движения вен можно наблюдать у лошадей с длинной, тонкой шеей, покрытой к тому же короткой шерстью. При сдавливании вены пальцем пульсация в перифериче­ском отрезке усиливается вследствие их набухания. По Мареку, ундуляция возникает вследствие колебания интраторакального давления. Часто встречает­ся у здорового рогатого скота.

Венный пульс. Пульсация вен, связанная с работой сердца, называется венным пульсом, который может быть отрицательным и положительным.

Отрицательный венный пульс совпадает с диастолой желудочков и непо­средственно предшествует сердечному толчку. При систоле правого предсердия отток венозной крови из вены прекращается вследствие закрытия венных кла­панов. Прекращение оттока сказывается на яремной вене тем, что она сильно набухает. Это особенно хорошо бывает заметно у лошадей и рогатого скота. При наклонении головы пульсация и набухание увеличиваются.

Сдавливание вены посредине яремного желоба приводит к прекращению пульсации как в центральном, так и в периферическом отрезках. Исчезновение пульсации позволяет дифференцировать отрицательный венный пульс от дру­гих колебаний вены.

Положительный венный пульс. Пульсаторное движение вен, возникающее вследствие обратного оттока крови во время систолы из правого желудочка в правое предсердие, представляет собой настоящее пульсаторное движение и называется систолическим или положительным венным пульсом. Пульсовая волна из правого предсердия передается на полые вены и их разветвления, создавая впечатление правильной систолической пульсации. От ундуляции и отрицательного венного пульса она отличается тем, что при сдавливании вены пульсация в периферическом отрезке исчезает, а в центральном сохраняет­ся и усиливается. Характерным для положительного венного пульса является также то, что он по своей силе не уступает пульсации артерий и совпадает с сердечным толчком, тоном двустворки и пульсом близлежащих артерий.

Этих отличительных признаков бывает достаточно при дифференциации-пульсации вен, когда сердечная деятельность бывает учащена незначительно. При тахикардии анализ становится затруднительным и нередко возможен толь­ко методом флебографии.

Положительный венный пульс может возникнуть и при нормально функ­ционирующем трехстворчатом клапане. Это возможно при мерцательной арит­мии, при которой имеется застой в правом предсердии. Систола предсердий при мерцательной аритмии становится неполноценной, и кровь изливается в желу­дочки неполностью вследствие лишь разности давления. При систоле желудоч­ков вследствие задержки оттока крови и передачи волны через закрытый кла­пан возникает пульсация яремных вен, синхронная систола желудочков. В от­личие от положительного венного пульса, который появляется при недостаточ­ности трехстворки, при мерцательной аритмии пульсация исчезает вследствие сдавливания вены как в периферическом, так и центральных участках, вена запустевает и спадается.

Определение венозного давления. Венозное давление определяется прямым (кровавым) методом по яремной и шпорной венам. Пункцию вены производят стерильной иглой на границе верхней и средней трети шеи (яремная вена). Определение венозного давления у животных производится при помощи флебо-осциллометра Шарабрина.

У взрослых, здоровых животных венозное давление колеблется в следую­щих пределах: у лошади и рогатого скота 80—130 мм, у верблюда 220—286 мм водяного столба.

Необходимо учитывать, что на венозное давление оказывают влияние различные факторы, среди которых можно назвать возраст, породу, пол, упи­танность, состояние вегетативной нервной системы, внешнюю температуру и др. Венозное давление значительно повышается при выраженной слабости сердца, при стенозе правого атриовентрикулярного отверстия, недостаточности трех­створчатого клапана и особенно сильно при травматическом перикардите выше 500 мм).

Понижение венозного давления отмечают при анемиях, возникающих после обильных кровепотерь, при понижении тонуса сосудистой стенки на поч­ве инфекции и интоксикаций. Резкое падение венозного давления отмечается при шоковых состояниях. Определение венозного давления у животных еще в достаточной степени не разработано.

Выслушивание крупных вен. При аускультации крупных вен прослушивает­ся слабый шум, который усиливается при систоле, а также при сдавливании вен стетоскопом. При недостаточности трехстворки и стенозе легочной артерии шум, который выслушивается на вене, является систолическим и прослушивает­ся только во время систолы. При анемических состояниях шум становится непрерывным и равномерным и напоминает по характеру жужжащий и доволь­но музыкальный шум крутящегося волчка, почему он и называется «шумом волчка». В местах, доступных для пальпации, шум волчка воспринимается рукой как дрожание.

Механизм возникновения шума волчка подобен механизму происхождения функциональных сердечных шумов. Здесь, видимо, играет роль скорость тока крови и степень гидремии. Уменьшение вязкости крови повышает скорость тока крови по сосуду. Шум волчка приобретает диагностическое значение в случаях, когда он прослушивается без сдавливания вены стетоскопом и яв­ляется необычным по своей интенсивности. У лошади шум волчка можно обна­ружить при значительных анемиях инфекционного и неинфекционного проис­хождения. При инфекционной анемии лошадей и кровепаразитарных заболе­ваниях значительно изменяются физико-химические свойства крови, в силу чего понижается вязкость и увеличивается быстрота тока крови в сосудах.

Флебография. Кривая венозного пульса записывается на пленку и носит название флебограммы. Запись яремной вены производится или обыч­ным методом передачи их через мареевский барабанчик рычажку кардиографа, или же лучом отражения, от зеркальца, участвующего в колебаниях венозной стенки, по методу Франка или Ома. Последние два метода являются более совершенными по сравнению с первым, когда запись производится с помощью обычной механической передачи. Метод Ома имеет преимущества перед методом Франка, так как в последнем пульсация вены переносится с помощью воздушной передачи, при которой не исключены колебания тканей, окружающих вену, тогда как в методе Ома воспринимается движение только вены. Небольшое зер­кальце на рычажке отражает луч света на фотографическую пластинку кимо­графа и дает кривую, волны которой запаздывают по сравнению с сердечными фазами приблизительно на 0,07—0,09 секунды. Различают два вида рисунка венозного пульса: предсердный и желудочковый.

У здоровых животных получается предсердная форма кривой. На флебо­грамме видны три волны, причем самая высокая предсердная волна А образует­ся в диастолический период, перед систолой желудочков, и зависит от набу­хания вены в период предсердного сокращения, который предшествует желудоч­ковому сокращению, когда ток крови по вене затруднен. С окончанием систо­лы правого предсердия получается наибольшая впадина X на кривой, завися­щая от тока крови из вены в пустое, расширяющееся предсердие, чему способ­ствует опускание основания желудочков книзу. Систола желудочков, вызываю­щая каротидный пульс, обусловливает тем самым появление зубца С на нисходящем колене волны А венозной кривой, которая совпадает с пульсом сонных артерий. Иногда волна С расщеплена, а передний ее зубец вызван сотрясением от захлопывания трехстворчатого клапана. После этого спадение нисходящего колена кривой продолжается, достигая наиболее глубокого уровня впадины X. Затем начинается новый подъем волны Д или В, по времени принадлежащей еще систолическому периоду. Эта желудочковая волна обусловливается нараста­ющим набуханием правого предсердия и яремной вены в период закрытия трех­створчатого клапана. Последующее открытие его вызывает спадение желудоч­ковой волны (впадина В) до появления новой волны А в конце диастолы.

Чем сильнее выражен венозный застой, чем больше наполнено правое предсердие и затруднено опорожнение его в правый желудочек, тем выше стоит волна В по сравнению с волной А, и венный пульс принимает характер желудочкового, для которого, таким образом, вовсе не требуется наличия недостаточности трехстворчатого клапана, как это предполагалось раньше, но достаточно одного большого венозного застоя

Желудочковая форма флебограммы характернее всего при недостаточ­ности трехстворчатого клапана, когда при осмотре обнаруживается положи­тельный венный пульс с максимальным набуханием вены в момент систолы желудочков. Если в этом случае сдавить вену и выдавить кровь из централь­ного участка вены в направлении к предсердию, то со стороны последнего посту­пает в вену обратная струя крови, обусловленная систолой желудочков. Флебо­грамма в этом случае дает высокий подъем желудочковой волны В, имеющий перед собой зубец С, волна же А находится на значительно более низком уровне.

Положительный венный пульс, кроме недостаточности трехстворчатого клапана, наблюдается также при недостаточности двустворчатого клапана при условии незаращения овального отверстия между обоими предсердиями. В этом случае систолическая волна из левого желудочка поступает в левое предсердие, а отсюда в правое предсердие и яремную вену. Этот же феномен отмечается при атриовентрикулярном (узловом) ритме, когда предсердия и желудочки сокращаются одновременно, и при мерцании предсердий, когда практически предсердие находится как бы в параличе, его сокращения нич­тожны и не имеют значения, так что на застойной яремной вене обозначаются лишь желудочковые волны.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ

СИСТЕМЫ

Заболевания сердечно-сосудистой системы в ряде случаев дают полное совпадение как клинических проявлений, так и морфологических изменений, обнаруживаемых на секции. В других же случаях, при выраженной клини­ческой картине, указывающей на расстройства со стороны сердечно сосудистой системы, на секции не удается найти изменений самыми тонкими современными методами. Таким образом, при оценке отдельных заболеваний приходится констатировать, что полного параллелизма между статикой и динамикой в рабо­те сердечно-сосудистой системы нет. Во многих случаях больное сердце, вслед­ствие гипертрофии, в функциональном отношении бывает таким работоспособ­ным, как здоровое сердце, а сердце, не имеющее на секции органических изме­нений, при жизни было настолько функционально слабым, что не позволяло использовать животное на работе вследствие легкой утомляемости и одышки.

Определение функциональной способности сердца имеет большое практи­ческое значение, особенно при оценке работоспособности лошади, выработке норм нагрузки и при определении прогноза сердечных заболеваний. Отсюда и возникает потребность в диагностике функциональной достаточности и недо­статочности сердечно-сосудистой системы.

Для определения функциональной способности сердечно-сосудистой сис­темы в настоящее время предложено много методов. Большинство их основано на сравнении показателей пульса и артериального кровяного давления до и после различного рода нагрузок. Слабой стороной этих методов является то, что установить строгую закономерность в реакции сердечно-сосудистой системы не удается не только у больных, но и у здоровых. Это объясняется тем, что изменение пульса и кровяного давления при различного рода нагруз­ках зависит не только от функционального состояния, но и от индивидуальных особенностей пациента, состояния у него вегетативной нервной системы, тре­нировки, величины нагрузки и целого ряда других факторов. Все «пробы» и «нагрузки» рассчитываются только на один орган, в частности, сердце, в то время как на нагрузку отвечает весь организм.

Это нисколько не умаляет, однако, значения методов определения функцио­нальной способности сердечно-сосудистой системы методом нагрузки и не отри­цает пользы проведения функциональной диагностики, но толкование явлений и трактовка полученных результатов должны согласовываться со всей кли­нической картиной. Это тем более необходимо, что сердце нередко не предупре­ждает организм об угрожающей опасности ослаблением своей деятельности, изменением пульса, кровяного давления и другими клиническими симптомами, обнаруживаемыми при клиническом исследовании.

С учетом этих замечаний Синев и другие авторы для определения функцио­нальной способности сердечно-сосудистой системы у лошади рекомендуют прогонку. Особенно эффективным этот метод, по Опперману, является при инфекционной анемии лошадей. Даже после 1—2-минутной прогонки пульс учащается до 90—120 ударов в минуту. Сердечный толчок резко усиливается, становится стучащим, сердечные тоны усиливаются и приобретают металли­ческий оттенок. Возбудимость сердца при инфекционной анемии падает через 20—30 секунд после прогонки и пульс возвращается к исходным вели­чинам.

А. В. Синев рекомендует при определении функциональной способности производить подсчет сердечных сокращений в течение 30 секунд, определяя их отдельно через каждые 5 секунд. Для этого как только будет остановлена лошадь после прогонки, не теряя ни секунды времени, с помощью фонендоскопа про­изводят подсчет сердечных сокращений в течение 30 секунд, определяя число их через каждые 5 секунд, вначале до прогонки, а затем после прогонки. Это дает возможность производить сравнение цифр. До прогонки обычно получа­ются очень близкие цифры—4,4,4,3,4,4, после прогонки эти цифры значительно возрастают, так как возбудимость сердца после остановки быстро падает, число сердечных сокращений в течение каждого интервала снижается. Через 20— 30 секунд сердце восстанавливает свою нормальную функцию.

При инфекционной анемии лошадей после полуминутной нагрузки сердце дает резкое ускорение в первые 5—10 секунд и быстрое, через 20—30 секунд, возвращение к норме. Эти цифры могут быть, например, такими: 17, 15, 12, 6, 4, 4. Если сумма сердечных сокращений, полученных после нагрузки, раз­делить на сумму, полученную до нагрузки, то можно получить индекс возбуди­мости сердца. Индекс здорового животного не превышает 1,5, в то время как при ИНАН он может достигать 3 и даже 4.

При других заболеваниях сердечно-сосудистой системы у лошадей возвра­щение пульса к исходным величинам происходит очень медленно.

Синев указывает, что у животных с нормальным сердцем, после легкой рыси в течение 15 минут, пульс достигает 45—65 ударов в минуту. Возвращение к норме происходит при этом через 3—7 минут. При функциональной недоста­точности (ИНАН исключая) количество пульсовых ударов повышается раза в два, достигая 70—95 ударов в минуту, восстанавливаясь до пределов нормы через 10—30 минут.

Для определения функциональной способности Синев рекомендует, кроме того, метод Рефишса. В основе этого метода лежит изм нение интенсивности второго тона легочной артерии, которое устанавливается путем аускультации.

Функционально безупречное сердце после нагрузки дает значительное усиление второго тона аорты, который становится, по сравнению с тоном легоч­ной артерии, резким, акцентруированным. Это объясняется повышением кровяного давления в большом круге кровообращения. У здоровой лошади второй тон аорты в состоянии покоя прослушивается ослабленным.

Функционально слабое сердце после нагрузки, вследствие сократитель­ной способности левого желудочка, не дает усиления второго тона на аорте по сравнению с тоном легочной артерии.

Следует отметить, что этот метод не может быть использован при усилении второго тона в покойном состоянии и при поражении клапанного аппарата сердца, например при недостаточности аортального клапана в случаях, когда сердечные тоны заменяются эндокардиальными шумами.

Метод с нагрузкой не может быть использован у лошадей с заболеванием конечностей, а также у тяжело больных.

Для определения функциональной способности сердечно-сосудистой сис­темы Мухин и Семушкин предлагают способ определения скорости кругооборота крови. Они предложили для этой цели лобелиновый (Мухин) и цититоновый (Семушкин) методы.

В яремную вену лошади вводится 5—8 мл 1%-ного раствора солянокис­лого лобелина (1,2—1,6 мл раствора на 100 кг веса лошади) и отмечается время появления у нее одышки (то же самое по цититоновому методу).

У клинически здоровых лошадей скорость кругооборота крови в среднем равняется 24,8 секунды (15—31 секунда). У больных с функционально недо­статочной сердечно-сосудистой системой она замедляется и тем больше, чем сильнее выражена недостаточность. Так, по Мухину, при заболеваниях сердца скорость кругооборота крови в среднем 56,6 секунды (48—67 секунд).