
- •Начальный этап развития языкознания.
- •1. Предмет, задачи и периодизация истории языкознания.
- •2. Веды и грамматика Панини.
- •3. Древнегреческая философия и вопросы языкознания.
- •4. Александрийские грамматисты.
- •5. Европейское языкознание в средние века и эпоху Возрождения.
- •6. Арабское языкознание.
- •7. Языкознание Нового времени (XVII—XVIII вв.).
3. Древнегреческая философия и вопросы языкознания.
В Древней Греции изучением языка занимались философы Аристотель, Гераклит, Августин, Платон, Хрисипп и Кратес Малосский. К важнейшим проблемам древнегреческой философии относились 1) происхождение языка и 2) взаимоотношение слова и вещи. Древнегреческие философы выступали против божественного происхождения языка и отмечали, что речь - уникальное явление, свойственное только человеку, что речь могла быть создана лишь сознательными и разумными усилиями. В их трудах есть зачатки почти всех теорий происхождения языка, которые возникли в 18 веке.
Вопрос о взаимоотношении слова и вещи – это спор о природном или условном характере слов. В Древней Греции он формулировался так: «Создан ли язык «по природе» (physei) или «по установлению» (thesei)?»
1. Часть философов считала, что язык возник «по природе» (physei). В звучании или в значении имён отражаются свойства вещей и людей. Основоположником теории «отприродности» имени был Гераклит Эфесский (540 - 475 гг. до н. э.), сформулировавший ряд принципов диалектики. Ему принадлежат знаменитые афоризмы: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» и «Всё течёт, всё изменяется». По Гераклиту, восприятие вещей определено их природой. Иными словами, природа создала имена. Люди должны открыть правильное имя, созданное природой. Но это удаётся далеко не всем. Только лучшие люди могут открыть правильные имена, соответствующие природе вещей. Истинные названия - это тени или отражения вещей. Теории «отприродности» имени в дальнейшем придерживались и стоики.
Доказывая свою правоту, сторонники Гераклита выдвинули ряд тезисов:
- названия вещей определены их природой, поскольку люди не могут произвольно менять названия предметов;
- проклятия и молитвы действуют на названных в них людей именно потому, что их имена связаны с их природой;
- «отприродность» имени состоит в том, что и имя, и глагол есть звуки, а звуки - явления природы; следовательно, имена и глаголы «отприродны».
2. Другие философы считали, что язык возник «по установлению» (thesei). Имена людям и вещам дают искусные в своём деле установители имён. Эту теорию выдвинул философ-материалист Демокрит (ок. 460 до н. э.). Он предложил следующие аргументы:
- если бы все названия давались «по природе», то у разных вещей не могло бы быть одинаковых названий. Демокрит имеет в виду явления омонимии и полисемии;
- при «отприродном» характере языка многие вещи не могли бы иметь по нескольку названий. Речь идёт о синонимии;
- если бы названия давались «по природе», невозможно было бы переименовывать людей;
- многие вещи безымянны.
Последователи Демокрита, демонстрируя произвольность установленных имён, называли своих рабов не полнозначными словами, а союзами и частицами; обыгрывали имена собственные своих оппонентов.
Спор между сторонниками двух гипотез о происхождении имён был изображён философом-идеалистом Платоном (427—347 гг. до н.э.) в диалоге «Кратил, или О правильности имён». Платон критикует обе гипотезы. В диалоге участвуют Гермоген - сторонник теории происхождения имён «по установлению», Кратил - сторонник теории «отприродности» имён и Сократ - выразитель авторских идей. Сократ пытается примирить полярные точки зрения. Он говорит, что слова могут отражать сущность вещей. Например, звук [ r ] подобен порыву, и язык при его произнесении приходит в сильное сотрясение. Поэтому [ r ] входит в слова rein 'течь', tromos 'дрожь'; [ l ] (лямбда) используется для всего гладкого, лоснящегося. Сократ думает, что изначально связь между вещью и названием была, но потом от первоначальных слов образовалось много новых, и эта связь утратилась. Установители имён могут и правильно, и неправильно создать имя. Для имён лучше, когда большинство их звуков являются сходными с вещами. Слова - символы, но если установитель именует правильно, то они соответствуют природе вещей.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), колебавшийся между идеализмом и материализмом, считал, что вещи и вызываемые ими впечатления везде одинаковы, но знаки везде разные. Отсюда следует, что ни одно имя не существует от природы. Слова лишь случайным образом связаны с вещами. Аристотель относился к языку как к отдельному предмету исследования и заложил основы системного изучения языка. Он писал о звуках, из которых строятся слоги, о словах, состоящих из слогов, о предложениях, состоящих из слов. В трактате «Поэтика» Аристотель разработал грамматическую терминологию. Он выделял восемь частей речи: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение.
Элементами он называет звуки речи и делит их на гласные, согласные и безгласные. Слог характеризуется как сочетание гласного и согласного. Союз и член - служебные части речи. Под словом Аристотель понимает символ, который представляет собой единство психического представления, находящегося в душе, и звукового материального облика. Глагол, в отличие от имени, указывает на время. Например, здоровье - имя, здоров – глагол, так как обозначает признак предмета в данное время. Глагол служит обозначением сказанного о подлежащем. Таким образом, Аристотель даёт логическое объяснение частям речи как субъекту и предикату. Изменения глаголов и имён по лицам, числам, временам, падежам Аристотель называет падежами. В «Риторике» Аристотель рассуждает о простых и сложных предложениях с логической точки зрения. После Аристотеля стало возможным лингвистическое описание системы языка, а логико-грамматический взгляд на язык преобладает вплоть до XVIII в.
Дальнейшее развитие языкознание получило в трудах стоиков (III в. до н. э.). Стоики, особенно их глава Хрисипп (280 - 206 гг. до н. э.), уточнили многие лингвистические термины. Они описали 24 звука, пять частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, член. Падежи стоики стали относить только к именам. Каждому падежу дали название и разделили их на прямые и непрямые. Названия падежей (именительный, родительный, дательный, винительный и пр.) через старославянский язык проникли и в современную русскую грамматику. Особое внимание стоики уделяли формам слов - акциденциям. В споре о природе названий стоики были на стороне Гераклита. Они считали, что слова изначально истинны. Доказывая эту точку зрения, стоики попытались заложить основы этимологии, так как занимались поисками первоначального названия - этимона 'истины'. Хрисипп рассматривал язык как средство выражения мыслей и чувств. Стоики создали теорию знаков и первыми выделили в языке обозначаемое и обозначающее. Обозначаемое – это предмет, внешний объект, а обозначающее – это звук, выражающий предмет.
Древнеримские грамматисты Марк Теренций Варрон, Элий Донат, Присциан в средние века применяли греческие грамматики к латинскому языку. Присциан описал латинский язык в грамматике «Грамматическое учение». Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) написал «Латинский язык» и продолжал этимологические изыскания. Он определил этимологию как науку, которая устанавливает, «почему и отчего появились слова». Его этимологии иногда бывали удачными, иногда нет. Латинское слово luna, например, он делил на две части (1u и nа), из которых первую связывал со словом lucere 'светить', а вторую - со словом nох 'ночь'. Luna, в соответствии с этим объяснением, является небесным телом, которое светит ночью. Связь слова luna с глаголом lucere была установлена правильно, но слово nох никакого отношения к происхождению слова luna не имеет.
Не имея твёрдых критериев, не пользуясь сравнительно-историческим методом, лингвисты средних веков давали произвольное толкование многим словам. Например, значение латинского слова hostis 'враг' связывалось с начальной буквой h, которая графически якобы похожа на двуручный меч. Такое же ненаучное объяснение Варрон дал происхождению слова aqua 'вода'. Он считал, что aqua возникло из слов а 'от' и qua 'которая', и поэтому означает 'жидкость, с помощью которой поддерживается жизнь'. Последователи Варрона продолжали этимологические исследования в таком же духе. Фосс, автор этимологического словаря, вышедшего в Амстердаме в 1662 г., утверждал, что а) любая гласная буква может превратиться в любую другую гласную; б) любая согласная может превратиться в любую другую согласную; в) любая гласная может превратиться в любую согласную и наоборот. В итоге этимологию стали резко критиковать. Вольтер язвительно писал: «Этимология - это наука, в которой гласные ничего не значат, а согласные почти ничего не значат». «Реабилитация» этимологии стала возможной только с открытием сравнительно-исторического метода в начале XIX в.