Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вассерман с-риск кризисн.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.52 Mб
Скачать

Глава 12 Илкка Хенрик Мякинен, Данута Вассерман Некоторые социальные факторы самоубийства

положение в обществе, возможности поддержки и стабильность. Безус­ловно, связь между безработицей и самоубийством существенно зави­сит от значения безработицы для индивида. Во время кризиса 30-х го­дов подъем безработицы в США и Западной Европе сопровождался по­вышением частоты самоубийств (особенно среди мужчин), однако в современных исследованиях на совокупном уровне подобного явления проследить не удалось. Это отличие отчасти можно объяснить развити­ем систем финансовой поддержки, смягчающих последствия безрабо­тицы. Тем не менее, принадлежность к группе безработных, существу­ющей независимо от экономических тенденций, может быть показате­лем серьезных личностных или социальных проблем.

Если человек, находящийся во взаимозависимой социальной ячейке, например семье, становится безработным или иным образом покидает рынок труда, то это обстоятельство редко обладает исключительно инди­видуальным влиянием. В зависимости от экономических и других обсто­ятельств влияние на целостную семью бывает различным: от легкой до­сады или даже облегчения, возникающего у родственников, до серьезно­го жизненного кризиса, ведущего к суицидальному поведению.

Как правило, у людей с полноценной занятостью и доходом от про­фессиональных занятий отмечается самый низкий уровень самоубийств. Риск суицида у безработных зависит от многих факторов: например, сложно сказать, в какой степени высокую частоту самоубийств у пожи­лых в большинстве стран Европы можно объяснить исключительно от­рывом от трудовой деятельности. Тем не менее, существуют две особые, легко распознаваемые группы высокого суицидального риска:

— люди, оказавшиеся вне рынка труда по различным причинам, не связанным с семейными или профессиональными соображениями (на­пример, получающие пособие по нетрудоспособности);

— безработные, которые хотят иметь, но не могут найти работу. Первая из этих групп характеризуется наиболее серьезным риском.

Существуют, впрочем, различия и среди лиц, имеющих работу. Не­смотря на некоторые отличия между странами, большинство европей­ских исследований обращает внимание на «классовую лестницу» смерт­ности вследствие самоубийства. У мужчин с самыми высокими профес­сиональными позициями — так называемых «белых воротничков» — уровень суицидов является самым низким; он начинает возрастать по мере движения по классовой лестнице вниз и достигает максимума на низших ступенях — среди неквалифицированных рабочих. Эта зависи-

119

I

Раздел III Группы суицидального риска

мость совмещается (и отчасти обусловливается) с другими социально-психологическими и кульгуральными различиями представителей раз­личных статусов занятости.

Не столь ясной и однозначной предстает ситуация у женщин Суще­ствуют данные о наличии Ц-образной зависимости, когда женщины, занимающие средние позиции, имеют наименьший риск, а у представи­тельниц низшего и высшего звена отмечается самый высокий уровень суицидальности. В то же время следует иметь в виду, что в социальных науках классификация женских классовых позиций в современном об­ществе является предметом дискуссий

Переезды и миграция

В целом принято считать, что все изменения в социальном окруже­нии так или иначе, в зависимости от степени важности разорванных социальных связей, могут провоцировать самоубийство. Не вникая в вопрос о причинно-следственных связях, можно утверждать, что оди­ночество, разводы и негативные изменения статуса занятости человека связаны с суицидальными кризисами и возможностью соответствую­щих действий. Эта же тенденция характерна и для географических пе­ремещений. Обнаружено, что среди людей, совершивших самоубий­ство, недавнее или повторное изменение места жительства встречается чаще. Более того, регионы с высоким уровнем миграционных процес­сов нередко характеризуются большой частотой суицидов.

Что касается самоубийства и географических перемещений, боль­шинство исследований было сосредоточено на эмш рации-иммиграции (т.е. пересечении межгосударственных границ). В общем, уровни суи­цидов у иммигрантов имеют тенденцию к росту в новой стране по срав­нению со страной происхождения. Этот факт во многих случаях можно объяснить «негативной селекцией» мигрантов (в основном уезжают тс, кому нечего терять), а также общим стрессом на протяжении иммигра­ции и последующим психосоциальным риском (7, 8).

Однако в отношении долговременных последствий миграции ясная картина отсутствует — существуют данные о процессах конвергенции, которые с течением времени приближают суицидальную смертность мигрантов к показателям представителей коренной популяции, однако эти данные применимы не везде и не для всех групп. Например, финны — иммигранты в Швеции даже после десяти лет проживания в новой стра­не имеют очень высокий уровень суицидальной смертности (8).

120