Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История ЗЕ этнологии the end.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
832 Кб
Скачать

Идейные корни.

Идейные корни этнографической науки и возникновения в ней эволюционистского течения лежали в истории буржуазного мировоззрения XIX в. Развитие научного мировоззрения эпохи подъема буржуазии очень хорошо охарактеризовало Ф. Энгельсом в его «Диалектике природы» («Введение», написано в 1875—1876 гг.). Энгельс указал на самую основу этого развития: борьбу зарождавшегося капитализма с феодальными силами, развитие «современных европейских наций и современного буржуазного общества»; это был «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством». «С этого времени пошло гигантскими шагами также и развитие наук».

Принцип развития, эволюции завоевал и область биологии: эволюцию растительных и животных видов доказывали биологи Ламарк (1809), Бэр (1829—1837) и другие и, наконец, окончательно доказали Уоллес и Дарвин(1850-е ).

Вот эта-то идея эволюции, одерживавшая на протяжении первой половины XIX в. блистательные победы одну за другой в разных областях знания и вытеснявшая из них закостенелые полубогословские взгляды, не могла не проникнуть и в науку о человеке и его культуре, в науку, в то время только складывавшуюся. Неудивительно, что первой и классической школой в этнографической науке стала эволюционистская школа.

Основные идеи, на которых построены концепции представителей эволюционистской школы, очень несложны и могут быть выражены в нескольких словах: это идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия развития культуры; прямая однолинейность этогоразвития — от простого к сложному; психологическое обоснование явлений общественного строя и культурывыведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида.

Указанные идеи, конечно, по-разному преломлялись у отдельных представителей эволюционистского направления.

Важнейшими его представителями считаются: в Англии— Герберт Спенсер, Джон Фергюссон, МакЛеннан, Джон Лёббок, Эдуард Тэйлор, Джемс Фрэзер; в Германии—Адольф Бастиан., Теодор Вайц, Оскар Петель, Юлиус Лилперт, Генрих Шурц; во Франции — Шарль Летурно; в США — Люис Генри Морган.

Адольф Бастиан

(1826-1905) выступил одним из первых. Врач по образованию, он провел почти треть своей долгой жизни в 'путешествиях, побывав почти во всех частях света. Из своих путешествий Бастиан привозил много численные этнографические коллекции, которые легли в основу созданного и руководимого им Берлинского музея народоведения. Бастиан был также инициатором и активным членом Берлинского «Общества антропологии, этнологии и доистории», редактором издававшегося этим обществом журнала «Zeitschrift fur Ethnologic». Научно-литературная продукция Бастиана огромна — ему принадлежат многие десятки работ. Из них самые крупные: «Der Mensch in der Geschichte», 1—3, 1860; .«Beitrage zur verglekhenden Psychologic», 1868; «Ethnologische Forsehungen und Sammlung von Material, 1—2, 1871 — 1873; «Die deutsche Expedition an die Loangokuste», 1— 2, 1874—1875; «Allgemeine Grtmdzuge der Ethnologic», 1884; «Die Culturlander des alten America», 1—2, 1889, и др.

Уловить идеи Бастиана и изложить их систематически очень трудно, так как сам он писал в высшей степе ни сбивчиво и многословно. Книга Бастиана носит подзаголовок «К обоснованию психологического мировоззрения», и каждый из трех томов имеет особые названия: 1) «Психология как естественная наука», 2) «Психология и мифология», 3) «Политическая психология». Автор пытается опереться на успехи естественных наук, которым, по его словам, обязана наша современность своим«могучим прогрессом», и применить «точно позитивный метод исследования» естественных наук к исследованию«человеческого духа».

Психология, как полагал Бастиан, есть «наука будущего», которая может стать «краеугольным камнем единого мировоззрения». Это мировоззрение не будет, по его мнению, ни материалистическим, ни идеалистическим, ибо «истинная наука не знает ни материализма, ни идеализма, она охватывает то и другое». Единство человеческой психики, т. е: «стихийная (или элементарная) мысль», обусловливает единство человеческой культуры. Но каждый народ «развивает сам из себя определенный круг идей», и пока народ живет обособленной жизнью, этот «круг идей» остается постоянным, но сношения с другими народами вводят в него новые идеи, побуждают к действию и т. д.

При всей запутанности и хаотичности изложения основная точка зрения Бастиана была несомненно прогрессивной. Единство человеческого рода, единообразие человеческого сознания, умственный прогресс, зависимость его от условий среды и пр. — все это были здоровые и передовые для того времени идеи. Конечно, попытка свести всю историю человечества к «психологии», развитию «элементарных» и «народных» мыслей есть чистейший 'идеализм, хотя Бастиан и ссылался порой на действие внешней среды. Его претензия стать выше материализма и идеализма была наивна. Из всех эволюционистов Бастиан был, пожалуй, наиболее идеалистическим мыслителем.