Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kollektiv_avtorov_Smeh_v_Drevney_Rusi.414184.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
31.12.2019
Размер:
4.71 Mб
Скачать

Повесть о некоем господине

Некий господин приехал во свой дом и встрете его посреде двора раб его. Господин же вопросил раба своего о здравии и управлении дому своего.

‑Здравствуй, государь! Родители твои здравы и перездравы, только, государь, ножик твой булатной переломили да еще лут‑шего твоего коня уморили.

‑Как вы его уморили?

‑Матушку, государь, твою возили.

‑Куды возили?

‑На погост, подымя хвост. А отец и мать живы. И батюшка, государь, и матушка истыли, и мы их погребали, и мы их поминали.

‑Тьфу, дурак, ... ин сын, сказал все здравы: мать мою по* минали, а отца погребали.

‑А то не само здраво?

‑А што после отца моего пожитков осталось?

‑Государь, после батюшки твоего осталось денежной казны семь копеек, и те, государь, в расходе, еще свещникам дали, что батюшку твоего поминали, да еще, государь, в расходе портки, да скатерть, да семь копеек денег изошли па поминок.

Государь же вопроси старосты своего:

‑Много ли у тебя, староста, хлеба в расходе? И рече ему староста:

‑В расходе, государь, у меня многое число: кобелю Вопй‑лону да батюшке • твоему Родивону дано двадцать четвертей. Суке Поляне да матушке твоей Ульяне дано тридцать четвертей. Деловым ребятом да побылым телятом в расходе у меня твоего барского хлеба девяносто четьвертей и остатки, государь, мыши перетаскали пять четвертей.  

‑А, так ты, блядин сын, солгал и украл!

‑Никак, государь, ни солгал, ни украл, а остатки, государь, мыши перетаскали.

Текст (в списке 1792 г.) публикуется по изданию: Кузьмина В. Д. Неизвестные произведения русской демократической сатиры XVII века. – Известия АН СССР. Отделение литературы и языка, 1955, т. XIV, вып. 4, с. 374‑383.

Список с челобитной

Господину моему судье свинье бьет челом и плачетца и за печь прячетца, ис поля вышел, из лесу выполз, из болота выбрел, а не ведомо кто. Жалоба нам, господам, на такова же человека, каков ты сам, ни ниже, ни выше, в той же образ нос, на рожу сполс, глаза нависли, во лбу звезда. Борода у нево в три волоса, широка и окъладиста. Кавтан на нем сраной, пуговицы тверския, в три молота збиты. Господарь судья свинья, возми па колачи, а делом не волочи.

Текст (в списке первой четверти XVIII в.) публикуется по изданию: Адрианова‑Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М., 1937, с. ИЗ.

Челобитная

Господа бояря, судите, рядите в божию правду, в кресное целование. Дело у вас в месице саврасе, в серую суботу, в соловой четверк, в желтой пяток. День шел де я, Сергунка, в судне по подледью, в зиме на свинье, сам стоял на петах, а жопу вес в тороках по четыре чяса на день, а руки держал за пазухою, а ногами правил, а головою в седле сидел. Как буду де я, Сергунка, против Симонова лицем, Воробьева задом, тут де мои недруги стоят, ниже меня ростом и глупея меня разумом, именем он долог. И тут‑де они меня били и грабили, однорятку сняли не тем цветом, чирей нарядной да килу бархотную, татоур вяземских лык. Возми на колачи, а делом не волочи. Аминь. Хлопочи.

Текст (в списке первой четверти XVIII в. – ГПБ, О. XVII. 57) публикуется (с исправлением нескольких чтений по рукописи) по изданию: Адрианова‑Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М., 1937, с. ИЗ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]