Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текст лекций ИСТЭК.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.48 Mб
Скачать

2. Экономическое учение Дж.М.Кейнса

С середины 30-х гг. XX в. несколько десятилетий развитие эко­номической теории шло под воздействием учения Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). С ним соглашались, его концепцию уточняли и дополняли, ее опровергали — но в любом случае никто из серьезных экономистов не мог пройти мимо идей английского исследователя.

Появление учения, получившего по имени его создателя название кейнсианства, можно датировать 1936 г., когда была опубликована книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

Кейнсианство приобрело миро­вую славу не столько из-за теорети­ческих построений и истолкования природы экономических явлений, сколько из-за своей главной поли­тико-экономической установки — обоснования необходимости государственного регулирования хозяйственных процессов. Кон­цепция Кейнса сложилась после мирового кризиса 1929-1933 гг. и отражала общее разочарование в господствовавшем ранее пред­ставлении об эффективной саморегуляции рыночного хозяйства. В центре внимания Кейнса две проблемы, выступающие на перед­ний план именно в периоды экономических депрессий: проблема спроса и проблема безработицы.

До Кейнса сторонники различных экономических направлений (кроме марксистов) открыто или молчаливо разделяли доктрину Сэя: каждый товаропроизводитель продает, чтобы купить, следо­вательно, предложение порождает соответствующий спрос и об­щего перепроизводства, общего кризиса сбыта быть не может. Кейнс отвергает так называемый «закон рынков» Сэя. Поскольку в ры­ночной экономике обмен осуществляется не по формуле «товар - товар», а по формуле «товар — деньги — товар», продавец может и не стать покупателем, ибо вырученные от продажи деньги могут обслуживать не только спрос, но и стремление к сбережению

Поэтому общий кризис сбыта вполне реален. Кейнс приходит к обобщению: объем национального дохода и его динамика непосред­ственно определяются не факторами предложения (т. е. факторами, от которых зависит производство), а факторами спроса. Заметим попутно, что Кейнс не разделяет концепции множественности факторов производства как создателей ценности. Он склонен счи­тать единственным фактором, создающим ценность, труд (включая труд предпринимателя), а оборудование, оборотный ка­питал и т. п. лишь условиями труда.

С проблемой спроса Кейнс увязывает и проблему безработицы. Явление безработицы теоретически анализировалось рядом ученых до Кейнса. Мальтус выводил безработицу из «закона народонасе­ления». Маркс считал безработицу неизбежным следствием роста органического строения капитала. Видный последователь Кемб­риджской школы Артур Сесил Пигу, выпустивший в 1933 г. книгу «Теория безработицы», видел две причины и соответственно две формы безработицы — фрикционную и добровольную. Изменения в технологии, в отраслевой и территориальной структурах произ­водства вызывают фрикционную безработицу, связанную с отсутст­вием информации о новых рабочих местах, с нежеланием рабочих менять профессию или место жительства, наконец, с тем, что для обретения нового рабочего статуса требуется время. Несогласие работать за данную плату, особенно участившееся при мощных профсоюзах, — причина добровольной безработицы. Кейнс не отри­цает существование фрикционной и добровольной безработицы. Но главной формой безработицы он считает вынужденную безрабо­тицу в масштабах всего общества, обусловленную состоянием спроса.

Кейнс вводит понятия функций совокупного предложения и совокуп­ного спроса. Первая определяется соотношением совокупных (для об­щества) издержек и занятости. На про­тяжении относительно коротких периодов времени это соотношение не меняется. Вторая функция отражает соотношение ожидаемых Доходов предпринимателей (в масштабах общества) и занятости. Оно весьма подвижно. Поэтому динамика занятости зависит глав­ным образом от функции совокупного спроса, определяющего доходы предпринимателей. Точка пересечения двух функций характеризует объем занятости. Кейнс называет ее точкой эффек­тивного спроса.

Эффективный спрос, т. е. совокупный платежеспособный спрос, определяющий степень занятости, зависит от ожидаемого уровня потребления и инвестиций.

Личное потребление — это функция прироста дохода. Но темпы роста потребления ниже темпов роста дохода. Кейнс называет ос­новным психологическим законом падение доли потребления и повы­шение доли сбережений при росте дохода. Следствием этого закона является относительное снижение спроса на предметы потребления. Компенсацией такого снижения может служить только увеличение инвестиционного спроса, иначе неизбежно сокращение занятости и падение темпов роста национального дохода.

Эффект мультипликатора. Инвестиции в любую отрасль влекут за собой рост занятости, увеличение доходов и потребления не только в дан­ной отрасли, но и в сопряженных с нею отраслях. В свою очередь, изменения в этих отраслях порождают рост занятости, доходов и спроса в отраслях «второго порядка» (по степени удаленности от сферы первичного инвестирования). Возникает эффект мультипли­катора. Понятие мультипликатора еще до Кейнса, в 1931 г. ввел в теорию английский экономист Ричард Кап (1905—1989), который исследовал влияние роста инвестиций на занятость. Кейнс рас­сматривает мультипликатор дохода. Величина этого мультиплика­тора М зависит от того, какова доля потребления в доходе. Она определяется по формуле

где К – предельная склонность к потреблению, выражаемая через отношение прироста потребления к приросту дохода.

В результате прирост национального дохода ΔY равен первоначальному приросту инвестиций ΔI, умноженному на мультипликатор М:

ΔY= ΔI×М

Главной проблемой, по Кейнсу, следует считать превращение сбе­регаемой части дохода в инвестиции. Если ожидаемая доходность инвестиций ниже нормы процента или равна ей, инвестирование для владельца средств бессмысленно. Чем больше разрыв между нормой процента и ожидаемой доходностью капиталовложений (Кейнс говорит о предельной эффективности капиталовложении), тем активнее процесс инвестирования.

Кейнс отрицает распространенное представление, что процент -это цена сбережения. Сбережения делаются лишь тогда, когда потребности удовлетворены, поэтому повышение ставки процента не стимулирует рост сбережений. Процент, по Кейнсу, — это цена, которую платят за отказ от ликвидности. Здесь вступает в силу другой психологический закон: стремление к ликвидности, т. е. желание держать свои свободные средства в наиболее ликвидной форме, чтобы иметь возможность обратить их в удобный момент в выгодные инвестиции. Отказ от ликвидности воспринимается как жертва, требующая компенсации. Такой компенсацией служит процент, который выплачивается обладателю денежных средств, предоставляемых им взаймы.

Степень предпочтения ликвидности зависит от характера сделки, риска, спекулятивных соображений. Но есть и другой значимый фактор, входящий во взаимодействие со стремлением к ликвид­ности и влияющий на норму процента: количество денег в обра­щении. Когда оно растет, предложение в ликвидной форме увели­чивается, в то же время покупательная способность денег падает (идет инфляционный процесс), что делает хранение сбережений в денежной форме все менее привлекательным. Процентная ставка понижается, инвестирование усиливается. Кейнс в целом пессимистически оце­нивает возможности капиталистической системы хозяйства добиться устойчивых высоких темпов роста путем рыночного саморегулирования. Предельная склонность к потреблению убы­вает при росте дохода (Кейнс считает это экономическим зако­ном). Идет прогрессирующее падение предельной эффективности капитала, а от этой эффективности зависит привлекательность превращения сберегаемой части дохода в инвестиции. Процентная ставка держится на слишком высоком уровне, что также ограни­чивает инвестиции. Поэтому необходимо активное государствен­ное вмешательство в экономическую жизнь. Кейнс решительно отбрасывает доктрину «laissezfaire».

Предлагаемые им меры направлены не на стимулирование про­изводства, а на увеличение спроса. Поскольку доля потребления в Доходе имеет тенденцию к снижению, объектом государственной политики должны стать в первую очередь инвестиции.

Кейнс выделяет два способа регулирования спроса: денежно-кредитную и бюджетную политику.

Денежно-кредитная политика направлена на стимулирование спроса через понижение нормы процента и воздействие на стремле­ние к ликвидности. Кейнс предлагает отказ от золотого стандарта и регулируемую «накачку» денежной массы в обращении. Кейнс отвергает обвинения, что тем самым пропагандируется инфляция. Обличение количества бумажных денег в обращении приводит к общему повышению цен лишь при полной занятости. Пока сущест­вует безработица, рост денежной массы будет стимулировать спрос, предложение же товаров останется эластичным.

Кейнс признает, что эта его логическая конструкция крайне упрощает реальность. Воздействие прироста денежной массы на инвестиции может быть ограничено ростом цен и заработной платы задолго до наступления полной занятости. Здесь может сработать множество факторов. Так, изменение количества денег в обраще­нии подхлестнет текущий спрос прежде, чем инвестиции принесут свои плоды; увеличение числа работающих приведет, в соответст­вии с законом понижения предельной производительности капи­тала, к росту издержек производства, а значит, и цен; различная эластичность предложения разных факторов производства вызо­вет нарушения производственного процесса и рост его издержек и т.д. Но не угроза инфляции ставит под сомнение превращение денежно-кредитной политики в основной инструмент стимулиро­вания спроса. Интерес к инвестированию определяется оценкой будущих выгод от капиталовложений. В условиях экономической депрессии эта оценка крайне низка, а вообще в ходе экономичес­кого цикла подвержена резким колебаниям. Кейнс приходит к выводу, что компенсировать эти скачки воздействием на норму процента не удастся. Поэтому решающее значение он придает не денежно-кредитной, а бюджетной политике.

Суть бюджетной политики, по Кейнсу, — организация инвестиций. Сокра­щение или недостаточный рост частных инвестиций следует компенсировать государственными вложениями. При этом не имеет принципиального значения, на что пойдут бюджет­ные средства. Важно, чтобы они через эффект мультипликатора привели к росту занятости и увеличению национального дохода. В долговременной перспективе даже непосредственно бесполезные затраты, подобные строительству египетских пирамид, оказывают полезное воздействие.

Кейнс не сторонник прямых государственных инвестиций в производство. Он выступает за использование бюджетных средств частными инвесторами через систему государственных заказов и закупок.

Кейнс не отрицает возможности государственного воздействия на потребительский спрос, но считает это не первоочередной его задачей. Пути такого воздействия он видел в фискальной политике которая должна обеспечивать более равномерное распределен^ национального дохода. Увеличивая доходы более бедных слоев эта политика способствовала бы росту эффективного спроса на предметы потребления.

Наконец, Кейнс выступает против политики свободной торговли, за протекционизм. Закрывая хозяйство от иностранной конкуренции, государственная власть создает условия для расширения отечествен­ного производства, а, следовательно, для повышения занятости, что является условием роста национального дохода.