Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дед.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
27.15 Кб
Скачать

Каждое лето, когда я приезжал в Украину к бабушке с дедушкой я расспрашивал деда о войне.

Когда был мальчишкой, меня больше интересовали количественные показатели: сколько немцев застрелил, сколько танков подбил… Дед на подобные вопросы отвечал уклончиво, а вот историй рассказывал много. Многие из них я слышал несколько раз. Теперь, когда деду 86, многие из них мне впору пересказывать ему, потому, что память его уже подводит. Видимо новых историй я уже не узнаю от него. Истории остались в памяти какими-то обрывками, как обгоревшие письма…

Чтобы не забыть, то, что осталось в памяти о той войне, чтобы внуки знали как воевали наши деды, я решил записать всё, что помню и знаю в виде коротких рассказов.

Записки о Войне

Отец деда и мой прадед Андрей Степанович Богуш был сержантом царской армии и воевал с немцами в Первую мировую войну. Во время гражданской войны был камисаром красной конной бригады и вёл борьбу с отрядами Махно.

После войны, был директором Книгокультторга в Харькове. В 1937 году (возможны неточности) стал членом ЦК партии Молдавии, переехав с семьёй в Тернополь.

***************

В ночь 1939,Андрея Степановича арестовали. Забрали все вещи из квартиры, семью, жену и пятеро детей (Лариса, Кира, Анатолий, Роман и дед мой,)выкинули на улицу. Они поселились в подвале среди дров. Люди помогли с вещами, но открыто помогать семье репрессированного было опасно…

По рассказам знакомого, Андрея Степановича вскоре перевезли в Москву, где подвергали пыткам и дважды водили на расстрел…Но не казнили , а отправили этапом на Дальний Восток…

Мама, Любовь Соломоновна, нашла комполка прадеда, Царёва, который, рискуя своей жизнью устроил детей Андрея Степановича в детский дом в г.Ананьев (Молдавия). Не удалось устроить только старшего сына, Романа и Киру (младшую сестру).

****************

Старший сын, Роман, ушёл добровольцем на фронт. Он погиб под с.Волуйки в звании комвзода 24.07.43. Я каждый раз проезжаю эту станцию, когда еду на поезде в Украину…

За старшим братом пошёл на фронт средний брат, Анатолий . Погиб в западной Украине под селом Коломыя. Его жетон нашли только в 1946 г. и , посмертно, наградили медалью «За боевые заслуги».

******************

Любовь Соломоновну, с младшей дочерью, Кирой, эвакуировали куда-то на Южный Кавказ. Но там им не удалось спастись от немцев.

Дед потом, после Войны, приезжал в то село, куда их эвакуировали.. Он нашёл женщину, которая везла на телеге его мать и двухлетнюю сестру ко рву на расстрел… Эта женщина вспоминала, что девочка постоянно плакала и просила кушать… Маму и сестру дедушки, вместе с другими евреями, поставили у рва и расстреляли фашисты …

*******************

Отступление 1941 год

Детский дом отступал с частями Красной армии. Люди шли сплошным потоком. Всё смешалось…

Дед видел, как отступающие танки сбрасывали с моста машины, телеги, людей… Чтобы задержать наступление немцев, мосты часто взрывались прямо с отступающими…

Отступление было паническим, поэтому воспитанники детского дома бежали не вместе. Девочки отстали, а мальчишки на лошадях форсировали реку и дошли до Херсона, потом в Николаев и Одессу. По пути не прекращались бомбёжки. Беглецов снова определили в детдом.

*********************

1942 год. Доброволец

1942 году деду исполнилось 17 лет. На фронт брали с 18-лет, но под угрозами деда уйти на фронт без документов, ему выписали солдатскую книжку и его 180-ый учебный запасной полк направили за Кавказский хребет. Обучали их 29 дней. Форма и обувь побились за долгие переходы по горам. Дед рассказывал, что они уже ноги сбивали вкровь, когда как-то раз за боевым шагом их застали, проезжавшие мимо Ворошилов и Петров, командующий Северокавказским фронтом. Ворошилов был возмущён внешним видом солдат и приказал их одеть и обуть. Им выдали английские ботинки, форму, забрали оружие и отправили на студебекере на фронт под Туапсе.

(Судьба несколько раз сводила деда с известными военноначальниками и партийцами. Так дед рассказывал, что в детстве, когда они жили в Харькове, он был дружен с сыном Якира Петром. Бывал у него в гостях. Рассказывал как их часто ругали за совместные хулиганские мальчишеские выходки )

Когда приехали к фронту, местный старшина, выдавая деду карабин, спросил, умеет ли тот стрелять.Дед был очень молод тогда и не привык подчиняться, поэтому из 29 дней учёбы, он просидел на губе 24 дня и мало чему выучился, но сказал, что конечно умеет стрелять. После чего, взял карабин и нажал на крючок… Выстрел оторвал старшине половину уха.

И деда направили служить в сан-роту к девчонкам, помогать раненых вытаскивать с поля боя.

Так начинался его боевой путь)

Сан-рота

Бои шли тяжёлые. Немцы рвались к нефтяным запасам Кавказа. Наша армия вгрызалась в каждый метр своей земли.

Дед вспоминает, как ему, старшему группы, и трём девочкам сан-роты приказали доставить тяжелораненого в голову немецкого «языка» в штаб. Нести надо было несколько километров, на носилках, карабкаясь по обледеневшим горам. Немец был постоянно без сознания и стонал. Вскоре вся группа выбилась из сил. Все плакали навзрыд, но тащили носилки. Передвигаться получалось медленно, буквально ползком. Не донесли.

Думали, расстреляют их теперь…

Но командование, за то, что принесли носилки, хоть и пустые не стали наказывать деда, а направили в стрелковый полк. Так дед стал солдатом.

Вскоре он проявил себя в бою, получил звание ефрейтор и стал командиром отделения.

Затем ему дали миномёт 50 мм. Позже 80 мм и,уже сержантом, он получил миномёт 120 мм и 7 человек расчёта в своё командование.