Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Філософія - Хрестоматія Артеменко.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Ізборник 1073 р.: Феодор, пресвітер Раїфський Про поняття

(Фрагменти тексту подано за рос. перекладом у виданні: Златоструй. Древняя Русь Х–ХІІІ вв. – М. : Молодая гвардия, 1990. – С. 253.)

Слова «сущность», – имею в виду само слово и именование,— мы вовсе не обретаем в Божественном Писании80. В обычном употреблении слово «сущность» используется для обозначения имущества. Если некто владеет домами, стадами и прочими вещами, то все это называется сущностью [имуществом] владельца. В этом же смысле в просторечии тех, кто имеет все это в изобилии, мы именуем богатыми, то есть многосущными. Потому же в Писании и народ называется избранным, то есть собственным: [«Господь избрал...] Израиля в собственность Свою», то есть в достояние и обладание.

В терминологическом же употреблении слово «сущность» производится от глагола «существовать». И сущностью называется именно [существующая] вещь. Ведь «сущее» есть общее имя для всего существующего. «Сущее» же разделяется на «сущность» и «случайное».

Определяют же «сущность» так: «сущность» есть имя общее и неопределенное, равным образом относящееся ко всем находящимся под ним ипостасям [индивидам] и соименно сказывающееся о них. И [еще]: «сущность» есть то, что сказывается о подлежащих ипостасях и умосозерцается во всех них равным и одинаковым образом. И [еще]: сущность есть вещь самобытная, не нуждающаяся для своего существования в чем-либо другом, то есть существующая в себе, а не в ином, как случайное. Случайное же есть то, что не может существовать в себе, но имеет бытие в другом.

Сущность, тем самым, есть подлежащее, как бы материя вещей; случайное же созерцается в сущности.

Скажем, имеется тело и форма его. И не тело находится в форме, но форма в теле, ибо тело есть сущность, а форма – случайное.

Подобно и в случае души и мудрости: не душа пребывает в мудрости, но мудрость – в душе. Поэтому и не говорится: тело формы и душа мудрости, но: форма тела и мудрость души. Душа, тем самым, есть сущность, а мудрость – случайное. При упразднении души упраздняется и мудрость, при упразднении же мудрости душа не упраздняется, ибо душа может быть и без мудрости.

Таким образом, все, что является самоипостасным и в себе, а не в другом имеет бытие, есть сущность. Сущности же бывают или телесные, или бесплотные. Телесные сущности – это земля, вода, воздух, огонь и то, что составлено из них: камни, растения, одушевленное тело. Бесплотные же сущности – ангел, разумная душа. И все это, как сказано, называется сущностями. Творец же сих – Бог.

Климент Смолятич Послання Фомі пресвітеру

(Фрагменти тексту подано за рос. перекладом у виданні: Златоструй. Древняя Русь Х–ХІІІ вв. – М. : Молодая гвардия, 1990. – С. 180–181.)

Прочитав писание твоей любви, хотя и не сразу, я удивился, а в память свою углубясь, очень восхитился твоим благоразумием, возлюбленный мне о Господе брат Фома. Есть в письме твоем любезное порицание нашего тщеславия… Говоришь мне: «Философию излагаешь», но это ты пишешь весьма несправедливо. А что, пренебрегши обычными для чтения сочинениями, излагал я Гомера, и Аристотеля, и Платона, которые были прославлены в греческих странах, то, то не к тебе [писал], а к князю, и к тому же не часто...

Да, странно ты говоришь мне, что я ищу славы. Вот я назову тебе желающих славы. Это те, которые присоединяют дом к дому, и села к селам, приобретают изгоев, и сябров, борти и пожни, пустоши и пашни. От всего этого я, окаянный Клим, вполне свободен; но вместо домов и сел, бортей и пожней, сябров и изгоев у меня – четыре локтя земли, чтобы могилу выкопать, и эта моя могила на глазах у многих. <…>. А если бы я захотел славы, то это не было бы удивительным, ибо, по словам великого Златоуста, богатство презрели многие, а славу – никто. И тогда прежде всего, по мере своих сил, я искал бы власти, но Ведающий сердца и утробы, Он один знает, сколько я молился, чтобы избавиться от нее. Если же так случилось по Его промышлению, то не подобает мне противиться этому. <…>

Не подобает ли тщательно вникать в Божественные писания?81 И последуем ли мы за блаженным Соломоном, говорящим в притчах: «Если утвердишь око свое на него, ни с кем не сравниться тебе». Что, и Соломон, славы ища, так пишет?

Или еще, славы ища, он пишет: «Премудрость создала себе храм и утвердила семь столпов»? Соломон так говорит: «Премудрость создала себе храм». «Премудрость» – Божество, а «храм» – человечество, ибо истинный наш Христос Бог, как во храм, вселился в плоть, воспринятую им от Пречистой владычицы нашей Богородицы. А «утвердил семь столпов» – означает семь соборов святых и богоносных наших отцов 82.

Или опять, что говорит родитель Соломона [Давид]? «Возлюбили рабы твои каменья, и о прахе его жалеют». Да о каменьях ли и о прахе говорит богоотец? Или, любимец, велишь мне разуметь здесь каменья и прах, когда Богоотец говорит об апостолах?

Если же я читаю из книги Бытия боговидца Моисея: «И сказал Господь Бог: «Вот стал Адам, как и мы, как один из нас, и теперь как бы не простер он руки своей и не взял от дерева жизни!» – то это ли читаю я тщеславия ради? <…>

И что для меня, брат, Иаков и две жены его, Лия и Рахиль, если просто читать об этом, а не понимать духовно?