Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Філософія - Хрестоматія Артеменко.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Анаксімен

(Вцілілі уривки зі скороченнями друкуються за рос. перекладом: Фрагменты ранних греческих философов. – М. : Наука, 1989. – С. 134)

1. Плутарх. О первичном холоде, 7. 947 b: «Коль скоро во Вселенной имеются четыре первичных тела (огонь, вода, воздух и земля), которые вследствие их обилия, простоты и силы большинство полагает элементами и началами остальных [тел], необходимо, чтобы и первичных, и простых качеств имелось бы столько же. Что ж это за качества, как не теплота, хладность, сухость и влажность (947 р)? Или же, как думал древний Анаксимен, нам не следует признавать субстанциальности ни за холодным, ни за горячим, но [должно рассматривать их] как переменные состояния общей материи, возникающие вторично от изменений [субстрата]? Холодным он считает сжимающуюся и уплотняющуюся часть материи, а горячим – разреженную и «расслабленную», – таким термином он ее назвал. Потому-де и не без основания говорится, что человек испускает изо рта как теплое, так и холодное: сжатое и сгущенное губами дыхание охлаждается, когда же рот расслаблен, оно становится теплым на выходе от разреженности.

2. Мнения философов, I, 3, 4 («О началах»): Анаксимен, сын Эвристрата, милетец, утверждал, что начало сущих – воздух, ибо из него все рождается и в него вновь разлагается. «Как душа наша, – говорит он, – сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» («воздух» и «дыхание» [здесь] употребляются синонимически). Он так же, [как Анаксимандр: см. 12 А 14], ошибается, полагая, что животные состоят из простого и однородного воздуха или пневмы, ибо не может существовать одно начало всех вещей – материя, но необходимо принять также и творящую причину. Так, [одного] серебра недостаточно для того, чтобы оно стало кубком, если нет творящей причины, т. е. серебряных дел мастера; то же самое справедливо и для меди, и для дерева, и для [любого] другого материала.

Геракліт Ефеський

(Вцілілі уривки зі скороченнями друкуються за рос. перекладом: Фрагменты ранних греческих философов. – М. : Наука, 1989. – С. 191, 200, 208)

Платон. Кратил (440 а) Кажется, что все [чувственно воспринимаемые] вещи текут. Равным образом невероятным окажется утверждение, что знание возможно..., если все вещи переменчивы и ничто не остается прежним. (b) ... Мне не кажется, что то сущее, о котором мы сейчас говорим, подобно течению и порыву. Обстоит ли дело таким образом или же так, как полагают последователи Гераклита и многие другие, было бы не легко исследовать, как если бы универсум был движением и больше ничем. (177 с) Последователи Гераклита очень энергично задают тон этому учению. (180 а). Все движется и течет. (183 а)..., если все движется, то любой ответ, о чем бы он ни был, одинаково верен... Софист, 249 b

Аристотель. Метафизика, Ш 5. 1010 а 7: Кроме того, они видели, что вся эта природа движется, а ни один предикат, высказанный об изменяющемся предмете, не может быть истинным; тем более невозможны истинные высказывания о том, что изменяется всячески и во всех отношениях. Из этого взгляда развилось [букв, «расцвело»] крайнее воззрение упомянутых [философов], а именно воззрение тех, кто считал себя последователями Гераклита; подобного воззрения держался и Кратил, который под конец пришел к мнению, что не следует ничего высказывать [утверждать], и только шевелил пальцем, а также упрекал Гераклита за то, что тот сказал «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», поскольку сам полагал, что нельзя войти даже один раз. Или что все движется, согласно Гераклиту.

О душе, А 2. 405а 28: Мнение о том, что сущее находится в движении, разделяли Гераклит и большинство философов.

О небе, 1. 298 b 29: Все вещи возникают и текут, застывшего же нет ничего, и пребывает лишь нечто одно, из чего все эти вещи возникают путем естественного переоформления.

Стобей, III, I, 179 (III, с. 129 Н.): «Должно следовать общему, но хотя разум (логос) – общ, большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок».

(с) Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 369 А: Начала всего не следует полагать ни в неодушевленных телах, как Демокрит и Эпикур, ни в бескачественной материи, которую оформляют единый творящий разум (Логос) и единое провидение, надо всем одерживающее верх и всепобеждающее, как стоики.

(b) Симпликий. Комм. к «О небе», с. 294, 4 Н.: И Гераклит говорит, что космос то обращается в огонь, то снова образуется из огня через определенные периоды времени, в следующих словах: «Мерно возгорающийся и мерно угасающий». <…>.Гераклит, выражающий свою мудрость в загадках, вкладывает в свои слова не тот смысл, который находит в них большинство [толкователей]: приведенные выше слова [Гераклита], казалось бы, относятся к возникновению космоса, однако он же пишет и следующее: «Этот космос не создал никто из богов, никто из людей, но он был всегда».

(е) Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 369 АВ: Не может возникнуть что-либо плохое там, где бог – причина всего, или хорошее там, где ничего, ибо «гармония мира натянута в противоположные стороны, как у лиры и лука», согласно Гераклиту.