
- •1) Общая характеристика классической парадигмы философствования.
- •2) Неклассическая парадигма философии и науки.
- •3) Гностико-мистическая традиция европейской философии.
- •4) Платоновско-христианская традиция европейской философии.
- •5) Онтология классической философии и её противоречия.
- •6) Основные системы классической философии.
- •7) Интеллектуальная революция р.Декарта: методическое сомнение как поиск беспредпосылочного основания истины.
- •8) Концепция "саморазвивающегося" Абсолюта.
- •9) Новоевропейская культура как культура господства человека над природой: р.Декарт, и.Кант, и.Г.Фихте.
- •10) Преодоление противоречий классической рациональности в философии и. Канта : обоснование метафизической рациональности.
- •11) "Коперниканский переворот" и. Канта.
- •12) "Феномен" и "ноумен" в философии и. Канта.
- •14) Субъективный идеализм и. Г. Фихте ; основное противоречие системы Фихте.
- •15) Объективно-идеалистическая система г.В.Ф.Гегеля.
- •16)"Абсолютное понятие" в системе Гегеля: решение основного противоречия истемы Фихте.
- •17)Идеи "раннего" л.Витгенштейна: "Логико-философский трактат"
- •18) Идеи "позднего" Витгенштейна: "Философские исследования".
- •19) Основные идеи феноменологии э.Гуссерля (интенциональность, феноменологическая редукция, естественная установка итд)
- •20) "Фундаментальная онтология" м.Хайдеггера: "Бытие и время"
- •21) Основные идеи в статье м. Хайдеггера "Время картины мира"
- •22)Структурализм как новый тип рациональности.
- •23) Ф.Соссюр как основоположник структурализма : основные характеристики метода структурного анализа.
- •24)Картина мира в Античной культуре ( а.Ф. Лосев "12 тезисов об античной культуре")
20) "Фундаментальная онтология" м.Хайдеггера: "Бытие и время"
Хайдеггер – последователь и ученик Гуссерля. Хайдеггер ставит во главе своей философии –вопрос о бытие. Его цель было: разработать онтологию, где бытие и время (темпаральность, как человеческое существование) стали бы неразделимыми. Он говорил о том, что человек и мир связаны. Предметом исследования является «смысл бытия вообще». В начале «Бытия и времени» Хайдеггер ставит вопрос: «По какому сущему должен быть прочитан смысл бытия, какое сущее должно быть отправным пунктом для открывания бытия?» Согласно автору, это сущее есть человек, поскольку именно ему «свойственно то, что вместе с его бытием и через его бытие последнее ему самому открыто.» Понимание у Хайдеггера означает открытость вследствие которой для Dasein не просто существует мир, но оно само есть бытие-в-мире. Мир, по Хайдеггеру, не есть нечто внешнее. Изначальная открытость тут-бытия характеризуется как настроенность, расположенность. «To, что мы онтологически называем расположенностью, есть самое обычное и известное: настроение, настроенность». Настроенность, по Хайдеггеру — бытийная характеристика тут-бытия. По Хайдеггеру, бытие сущего непосредственно открыто человеку в отнесённости к его намерениям (возможностям). В частности, по Хайдеггеру, экзистенциальное понимание является истоком «созерцания феноменов». Хайдеггер называет его предпониманием. Наиболее непосредственно и адекватно предпонимание выражается, в стихии языка. Поэтому именно к языку следует обратиться онтологии для исследования вопроса о смысле бытия. В книге исследование ведется через освещение таких тем, как смертность, тревога (не в обычном, а в экзистенциальном смысле), временность и историчность. Хайдеггером намечалась вторая часть книги, смысл которой состоял в «деструкции» истории философии, но он не претворил в жизнь свои намерения
21) Основные идеи в статье м. Хайдеггера "Время картины мира"
Основные черты отражения понимания себя и способов своего отношения к миру прекрасно суммированы М. Хайдеггером в статье "Время картины мира". Немецкий мыслитель указывает, что при слове "картина" мы в первую очередь думаем об изображении. Как изображение она предполагает не буквальную копию с оригинала, а фиксацию черт, которые мы считаем наиболее существенными, значимыми. А это означает, что мы имеем дело с определенной конструкцией, создание которой предполагает некоторую точку отсчета, а именно автора или зрителя и известную степень дистанции от объектов, изображенных на картине. Такой подход подразумевает как утрату некоторой близости или интимности связи с окружающими нас вещами, так и возможность объективации отношения к ним. Вот почему картина мира всегда тяготеет к тому, чтобы, в первую очередь, быть сферой знания и знания научного. На этом этапе осмысление восприятия мира как картины означает, что мы находимся на такой стадии понимания себя и мира, когда становится очевидным, что именно мы конструируем миры и уже не можем вернуться к наивной вере в то, что имеем дело с вещами самими по себе. Но Хайдеггер идет дальше, детальнее определяя границы и своеобразие эпохи, которую он называет "время картины мира". "Мир здесь выступает как обозначение сущего в целом", - подчеркивает он. Во-вторых, предполагается, что нарисованные вещи представлены перед нами во всей их полноте. "В этом "составить картину" звучит компетентность, оснащенность, целенаправленность".
Понятно, как указывает Хайдеггер, что там, где мир не может войти в картину, не может быть и картины мира. Вот почему и в каком смысле нельзя говорить об античной или средневековой картинах мира. Возможно, что ни древние греки, ни древние китайцы в своих мифологиях, философиях и религиях не воспринимали окружающую их действительность как картину. Это наш язык описания. Но ведь и знания о прошлом предназначены для нашего понимания, пусть и через понимание других.
Поэтому видение мира как картины является своего рода уникальным достоянием, присущим только человеку Нового времени (если такое Новое время есть и наша эпоха). С этого периода рождается знаменитое субъект-объектное отношение, где мысль обречена биться в рамках оппозиции отражения/конституирования. Но самое главное, что так поданный мир может быть только объектом подчинения, покорения, обладания, господства, поскольку человек как субъект вывел себя за его пределы и мир ему ничего о нем сказать не может.
Хайдегер пытался истолковать Новое время при помощи метафизики. Его основные идеи состоят в том, что в любую сферу жизни, человек вносит свое Я. К сущностным явлениям Нового времени относится его наука. Равное по рангу явление — машинная техника. Сама машинная техника есть такое самостоятельное видоизменение практики, когда практика начинает требовать применения математического естествознания. Машинная техника — это пока наиболее явственный извод существа новоевропейской техники, совпадающего с существом новоевропейской метафизики.
Процесс вхождения искусства в горизонт эстетики. Это значит: художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство расценивается как выражение жизни человека.
Четвертое явление Нового времени ознаменовано тем, что человеческая деятельность понимается и организуется как культура. Культура теперь — реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств. Из сущности культуры вытекает, что в качестве такого культивирования она начинает в свою очередь культивировать и себя, становясь таким образом культурной политикой.
Пятое явление обезбожение — двоякий процесс, когда, с одной стороны, картина мира расхристианизируется, поскольку под основание мира подводится бесконечное, безусловное, абсолют, а с другой — христианские церкви осовремениваются, перетолковывая свое христианство в мировоззрение. Обезбоженность не исключает религиозности, что, наоборот, благодаря ей отношение к богам впервые только и превращается в религиозное переживание. Если это произошло, значит, боги улетучились. Возникшая пустота заполняется историческим и психологическим исследованием мифа.