Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pechat_Ekzamenatsionnye_voprosy.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
27.12.2019
Размер:
773.07 Кб
Скачать
  1. Куртуазная лирика.

Куртуазная (рыцарская) поэзия – это не просто поэзия, существовавшая при дворах европейских феодалов в XI – XIII веках. Куртуазная поэзия – это составная часть сложнейшего комплекса моральных норм, правил поведения и формальных установок для всех участников своеобразного спектакля под названием «куртуазная любовь». Поначалу куртуазность имела преимущественно социальный характер. Правила куртуазности были обязательной составляющей придворной жизни европейского рыцарства и отношения рыцаря к даме – идеализации возлюбленной, предельной поэтизации ее образа, бесконечного восхваления достоинств возлюбленной, на которую рыцарь не имеет никаких притязаний.

XI – XIII века – это время, когда в европейской культуре зарождается культ женщины, совершенно чуждый Раннему Средневековью VIII – X веков. Этот культ, коренным образом отличающийся от античного, прославлял не столько саму женщину, сколько ее идеализированный образ. Куртуазные поэты воспевали в равной степени красоту тела и благородство души возлюбленной. По мере развития куртуазной поэзии в ней стали довольно сильны и эротические мотивы – так, тема супружеской измены звучит в стихах провансальских трубадуров и немецких миннезингеров довольно отчетливо. Начавшись как любовная лирика, куртуазная поэзия не останавливалась только на любовной тематике. В ней в равной степени присутствовала и легкая сатира, и обязательная для Средневековья дидактика.

Традиционно куртуазная поэзия считается рыцарской поэзией. Это не совсем верно, хотя из рыцарского сословия и вышло большинство куртуазных поэтов. В куртуазной лирике существует две основных школы, два основных художественных направления – поэзия Прованса, где в эпоху Высокого Средневековья находился культурный центр французских земель, и поэзия германских миннезингеров. Прованс – место зарождения куртуазной культуры, место, где был выработан кодекс куртуазной любви.

К началу XI века Прованс находился в несколько более благоприятном положении, чем прочие французские владения. Города Прованса благополучно пережили эпоху Темных веков, здесь не прерывалась ремесленная традиция, и в экономическом плане эта область была самой процветающей в европейском Средиземноморье. Французские короли имели мало влияния в Провансе, и местные феодалы вели самостоятельную политику. Здесь не было такой вражды между феодалами и городами, как в остальной Европе, и сформировавшаяся к XI веку прованская культура была преимущественно светской. Ее развитию способствовали и тесные контакты Прованса с процветающими странами мусульманского мира и знакомство с богатой исламской культурой (в том числе и с любовной лирикой арабских поэтов IX – XI веков).

В XI веке Прованс имел собственный литературный язык, со сложившимися правилами и богатейшим словарем. Провансальский стал первым литературным языком новой Европы. Тогда же в этой области зародилось светское поэтическое движение, участники которого писали на провансальском языке. Они называли себя трубадурами. Расцвет поэзии трубадуров пришелся на XII век. В XIII веке, вплоть до покорения Прованса французскими королями и полного разрушения провансальской культуры, эта лирическая традиция продолжалась, оказав существенное влияние на литературный процесс стран Европы.

Поэты-трубадуры служили в свите знатных феодалов, принадлежали, как правило, к знати, имели рыцарское достоинство. Это обуславливало основной круг тем творчества трубадуров – повседневная жизнь обитателей замков, военные походы, рыцарские идеалы. Поэзия трубадуров предназначалась для песенного исполнения (это сближает ее с народной традицией и с бродячими певцами-жонглерами). Если поэт не обладал даром певца и музыканта, он нанимал для исполнения своих песен тех же бродячих музыкантов, аккомпанирующих ему во время выступления перед аудиторией. Кстати говоря, в пристальном внимании к личности автора – едва ли не основное отличие куртуазной поэзии от других видов литературного творчества того периода. Поэзия трубадуров – полностью авторская, никакой анонимности она не признавала. Под собственным именем писали стихи даже женщины (впервые в истории европейской культуры занявшиеся литературным творчеством).

Поэзия трубадуров отличалась высокой стихотворной техникой. Трубадур должен был мастерски владеть рифмой, обязательной для этой лирической традиции. Кроме того, существовала масса чисто формальных требований. Поэзия трубадуров, зародившись как песенная, заимствовала у народных песен основные композиционные элементы. В ней имелось несколько основных типов стихотворения (плач, песня, альба – песня влюбленного на заре, и многие другие), каждый из которых обладал строго заданной строфикой, а иногда и рядом других обязательных элементов, соблюдение которых было неукоснительным правилом. Строфика, порой весьма сложная, с изысканной системой рифмовки, была определяющей для данного типа произведения. Тем не менее, первые поэты Прованса творили достаточно свободно, уделяя больше внимания содержанию, чем форме. Строгая формализованность – признак уже поздней поэзии трубадуров.

Что же касается тем, то любовь была главной среди них. Трубадуры воспевали от первого лица, от имени своего лирического героя, возвышенную любовь (fin amor) рыцаря к даме. Эта любовь ни в коем случае не должна была находить ответного чувства. Любовник обязан был томиться в надежде на взаимность, которая, возможно, наступит в будущем, а тем временим с благодарностью принимать такие знаки внимания, как касание руки или поцелуй возлюбленной. Для усиления мотива неразделенности чувства трубадуры чаще всего воспевали любовь рыцаря к супруге своего сеньора.

Герой поэзии трубадуров развлекает возлюбленную в то время, как ее муж воюет во исполнение своего рыцарского долга. Если же сам трубадур отправляется на войну, повинуясь вассальной клятве, он вспоминает о прекрасной даме, и эта мысль – единственное, что утешает его в тяготах похода. По мере развития и формализации провансальской лирики, образ возлюбленной дамы приобретал все более идеализированные черты, становясь аллегорией женственности. И хотя куртуазная лирика была далека от религиозных идей, существует несомненное сходство образа возлюбленной в поздней куртуазной лирике с образом Мадонны, чей культ необычайно усилился в эпоху Высокого Средневековья.

«Возвышенную любовь» трубадуры противопоставляли «ложной», плотской любви, которой, правда, тоже уделили немало строк. Довольно частый мотив поэзии трубадуров – любовные похождения рыцаря с какой-нибудь пастушкой (иногда заканчивавшиеся тем, что рыцарю крепко доставалось от грубых мужланов – брата или жениха приглянувшейся ему девицы). Впрочем, «ложную любовь», согласно куртуазным правилам, можно было испытывать как раз только к простолюдинке, а никак не к благородной даме. Стихи о «ложной любви», fals amors, представляют собой интереснейшие образцы сатирической поэзии Высокого Средневековья.

Поэзия Прованса была, возможно, наиболее демократичной для своего времени. Среди трубадуров были представители всех сословий, мужчины и женщины. До наших дней дошли стихи герцога Гийома Аквитанского, сына крестьянина Гираута де Борнейля, некоего монаха из Монтаудона (эти имена дают лишь представление о том, насколько широко было распространено движение трубадуров). Французские короли, всегда недовольные излишней самостоятельностью и богатством Прованса, в конце концов покорили эту область, и куртуазная культура была уничтожена усилиями католической церкви.

В это же время в германских землях развивалась собственная традиция любовной поэзии – миннезанг, что в переводе означает «любовная песня». Возник миннезанг несколько позже куртуазной лирики Прованса, что было связано с более поздним формированием рыцарской культуры в Германии – в XII – XIII веках. Миннезингеры принадлежали в основном к сословию министериалов, то есть людей, имеющих рыцарское достоинство, но полностью зависящих от своего господина.

Ранний миннезанг в Германии формировался под сильным влиянием народных песен немецких шпильманов и много взял из последнего в качестве формальной поэтической базы. В этом он, бесспорно, схож с поэзией трубадуров, хотя влияние провансальских поэтов стало ощущаться в немецкой поэтической традиции ближе к концу XII века. Наивысший этап развития немецкого миннезанга – творчество выдающегося поэта Вальтера фон дер Фогельвейде и плеяды его современников, пришедшееся на первую треть XIII века.

Любовная лирика, как и у провансальских трубадуров, занимает в поэзии миннезанга основное, но совсем не единственное место. Ранний миннезанг, развивающий народные традиции, близок к городской литературе с ее сильным сатирическим настроем. Огромное место в поэзии миннезингеров занимают описания природы, особенно весны. Через состояние природы поэт-миннезингер проецирует и собственные чувства. На дворе весна – и его сердце расцветает, подобно цветку. Возлюбленная охладела к нему – и в душе поэта такая же осень, как и за окном. Психологическая характеристика природы, пусть и в несколько упрощенном варианте, впервые появилась в европейской поэзии именно у миннезингеров.

В целом творчество немецкого миннезанга – в такой же мере явление рыцарской культуры, как и поэзия трубадуров. Однако мотивы возвышенной любви к даме у миннезингеров несколько слабее. В этом плане немецкая поэзия искреннее провансальской, да и несколько свободнее в формальном отношении. Хотя, как и лирика трубадуров, творчество миннезингеров отличается высоким уровнем поэтической техники, блестящей рифмовкой, множеством повторов и других формальных элементов, заимствованных у народной поэзии.

Богатое наследие оставили немецкие поэты XII – XIII веков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]