Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия 1-5.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.18 Mб
Скачать

Тема 2. Онтология

1. Понятие онтологии.

Онтология (от греч. ov, род. падеж ovtos — сущее и lovos — слово, понятие, учение) — раздел философии, описывающий существующее.

Первый онтологический вопрос – вопрос о существовании: существует ли нечто? Что есть, а что не есть? Что есть, а что кажется? Не являемся ли мы сами чьей-то галлюцинацией?

Т ак, однажды Чжуан-цзы приснилось, что он маленькая бабочка, весело порхающая среди цветов. Проснувшись, философ не мог решить, Чжуан-цзы ли он, видевший во сне, что он бабочка, или же бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы?

Древнеиндийская философия описывает мир как ма́йю (букв. «не это»), т.е. как морок, иллюзия. Характерно сравнение майи с постоянно меняющимися очертаниями облаков, пузырями на воде и т. п. Согласно буддизму все различия мнимы, а в мире есть только "пустота" – шунья.

Все есть и не есть. Поэтому сущее различено в себе на бытие и небытие. Поскольку небытие мыслится от бытия, то Аристотель формулирует в «Метафизике» закон бытия: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было».

Гегель в «Науке логике», начиная с бытия, отмечает: 1. Бытие есть чистая неопределенность и пустота. Бытие не было бы абсолютным началом, если бы у него была какая-нибудь определенность. 2. Бытие, неопределенное непосредственное, есть Ничто. Ничто есть. Мы мыслим ничто, представляем его себе, говорим о нем; стало быть оно есть; ничто имеет свое бытие в мышлении, представлении, речи и т.д. Бытие и ничто – одно и то же. Бытие есть по своему существу ничто, и наоборот. 3. Бытие и ничто нераздельны. Движение непосредственного исчезновения одного в другом есть становление. Становление есть нераздельность бытия и ничто.

В более общем виде тождество бытия и небытия можно зафиксировать как движение. Таким образом, сущее есть движение.

Закон сохранения материи и движения Ломоносова: "...Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому".

Основным вопросом онтологии стал вопрос о движении: как движется сущее?

2. Стихийный материализм

Первоначально как данность принималось самодвижение мира. Мир мыслился как стихия и движение стихий. Данное восприятие мира называется «стихийный материализм».

Как стихийный материализм характеризуется ионийская философия.

ФАЛЕС (из г. Милет; около 640/625 — около 547/545 до н.э.) — один из легендарных "семи мудрецов". По Фалесу: 1) все сущее воз­никло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой; 5) все есть вода.

АНАКСИМАНДР (610—540 до н.э.) — ученик и последователь Фалеса, счел общей основой всего апейрон – «беспредельное». Все, что выделяется из беспредельного, т.е. определяется, ограничивается, наказывается исчезновением в этом же беспредельном. А из каких начал вещам рожденье, в те же самые гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу противозаконное возмещение неправда (=ущерба) в назначенный срок времени».

АНАКСИМЕН (585—525 до н.э.) — ученик Анаксимандра. В качестве ма­териального первоначала предложил такое, которое одновременно отвечало и идее Фалеса (первоначало как конкретная природная стихия) и представлениям Анаксимандра (бескачественное начало — апейрон). Воздух — это самая бескачественная из всех стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных теле­сных качеств. При этом воздух — это качественное пер­воначало, хотя во многом и являющееся образом всеоб­щей стихийности. Из воздуха благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни. "Подобно тому как воздух в виде нашей души скреп­ляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю".

КСЕНОФАН (580/577 до н. э., Колофон, Малая Азия — 485/490 до н. э., Элея, Южная Италия) полагал, что в чувственно-физическом мире начало — земля, корни которой простираются в бесконечность. Бог один и един, правит миром силой мысли.

ГЕРАКЛИТ (544–483) - из города Эфеса, находившегося рядом с Милетом. По Гераклиту, одна и и та же вещь и существует, и не существует, Мир Гераклита находится в движении: «Нельзя войти дважды в одну и ту же струю, нельзя дважды коснуться одного и того же тела: наши тела текут, как ручьи». Гераклит думал, что "космос" всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасаю­щим. Божественный первоогонь — логос. Внимающие логосу и живущие "по природе" достигают огнесоразмерного просветле­ния ума и становятся богами при жизни.

"Ло­гос" порождает через борьбу и расколы множествен­ность вещей ("путь вниз"). Гераклит учит и о суде над миром, и о том, что все в нем будет охвачено огнем. “Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и охватит”, — говорит он. Со­гласие и мир через "оцепенение" циклично возвраща­ются в состояние первоогня ("путь вверх").

ЭМПЕДОКЛ (ок. 490 - ок. 430 до н. э.), полагал, что «любовь» и «вражда» («ненависть») движут 4 «корнями всех вещей» (огонь, воздух, вода и земля), из которых все возникает сочетанием в определенной пропорции.

АНАКСАГОР_(500–428_до_Р.Х., из малоазийского города Клазомен). В Ионии молодой Анаксагор усвоил некоторые взгляды Анаксимена Милетского. Впоследствии он переселился из Ионии в Афины и явился, т. обр., первым философом г. Афины.

Учение о гомеомериях («семенах»). Возражения Анаксагора: 1) нельзя объяснить, каким образом взаимное расположение и количественная пропорция огня, воды, земли и воздуха создает индивидуальную, необъяснимую вещь; 2) невозможно объяснить, каким же все-таки образом из одной вещи возникает другая вещь: например, каким образом из съеденной мною морковки в конце концов возникает совершенно другая вещь – мышцы, волосы и т.д. Анаксагору Клазоменскому, пишет Аэций, «казалось в высшей степени непонятным, каким образом что-нибудь может возникнуть из небытия или уничтожиться в небытие. Действительно, мы принимаем пищу простую и однородную – хлеб и воду – и ею питается волос, жила, артерия, мясо, мускулы, кости и остальные части [тела]. Итак, если это происходит [таким образом], то должно согласиться с тем, что в принимаемой [нами] пище находится все существующее и что увеличение всего происходит за счет уже сущего. И в нашей пище находятся частицы – производители крови, мускулов, костей и всего прочего. Эти частицы могут быть в ней усмотрены только разумом. Ведь не следует все возводить к ощущению, которое нам показывает, что хлеб и вода производят все это, но должно знать, что в них находятся разумом созерцаемые частицы. И вот по причине того, что части, заключающиеся в пище, подобны производимым ими вещам, он назвал их гомеомериями (подобочастными) и признал их началами сущего».

Полагал, вещи возникают путем соединения и разделение гомеомерий. Их элементов бессчетное количество: сколько качественных различий мы наблюдаем в вещах, столько и гомеомерий. «Вместе все вещи были, – говорит Анаксагор, – бесконечные и по множеству и по малости». Анаксагор выдвигает принцип «всё во всем». Каждая вещь состоит из подобных себе вещей, которые накоплены («подобочастные» т. е. как тела, в которых частицы подобны и другим частицам целого и самому целому). «Во всем есть часть всего», и «чего [в вещи] больше всего, тем каждая отдельная вещь наиболее кажется и казалась». Каждая вещь и все вместе - это хорошо упорядоченные смеси, в которых присутствуют семена всех вещей, пусть в мельчайшей мере, в различных пропорциях. Преобладание того или иного семени определяет отличие вещей друг от друга. Именно поэтому, говорит Анаксагор: "В каждой вещи есть часть каждой другой вещи".

Не только смесь частиц должна быть бесконечна по числу самих частиц. И каждая отдельная частица («гомеомерия») подобна целому, т. е. заключает в себе все существующее, все его качества и в этом смысле скрывает в себе бесконечность. Анаксагор говорил: «И в малом ведь нет наименьшего, но везде есть меньшее. Ибо бытие не может разрешаться в небытие. Но и в отношении к большему всегда есть большее. И оно равно малому по количеству. Сама же по себе каждая [вещь] и велика и мала».

Ум (Нус) – движущая сила, производящую их сближение или разделение: «Все вещи были вместе: затем пришел ум и привел их в порядок». «Остальные [вещи], – говорит Анаксагор, – имеют в себе часть всего, ум же – бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо, если бы он не существовал сам по себе, но был бы смешан с чем-нибудь другим, то он участвовал бы во всех вещах, если бы был смешан [хотя бы] с какой-либо [одной вещью]. Эта примесь мешала бы ему, так что он не мог бы ни одной вещью править столь [хорошо], как [теперь, когда] он существует отдельно сам по себе. И действительно, он – тончайшая и чистейшая из всех вещей; он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господствует ум. И над всеобщим вращением господствует ум, от которого это круговое движение и получило начало... И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал ум. Как должно было быть в будущем, как [раньше] было, [чего ныне уже нет], и как в настоящее время есть, порядок всего этого определил ум. Он [установил] также это круговое движение, которое совершают ныне звезды, Солнце, Луна и отделяющиеся воздух и эфир. Само это вращение производит отделение [их]. Отделяется от редкого плотное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое... Вполне же ничто, кроме ума, ни отделяется, ни выделяется из другого. Ум же всякий –как больший, так и меньший, одинаков».

Разум – «участие человеческого ума в мировом Уме».

Стихийный материализм разделил собственно стихии и движущие им духовные начала (Логос, Мысль, Любовь и Ненависть, Ум). Стихии природы стали обозначить общим термином материя (от греч. Дерево). Так, возник еще один онтологический вопрос: о соотношении материального и идеального (духа, мышления, сознания).