Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия 1-5.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.18 Mб
Скачать

6. Софисты.

Софисты – платные учителя мудрости и красноречия в Древней Греции.

Софисты считали, что мудрость должна быть выгодной и доступной каждому. Софисты стремились: 1) опровергнуть, 2) показать, что собеседник говорит неправду, 3) привести его к тому, что не согласуется с общепринятым; 4) заставить противника делать ошибки и допускать погреш­ности в речи; 5) привести его к тавтологии, т.е. заставить говорить одно и то же.

Sophisma — измышление, хит­рость.

Примеры софизмов: "Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя есть рога". "Этот пес твой; он отец; значит, он твой отец". «Я – человек. Ты – не я. Ты – не человек».

Девиз софистов: "Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии" (Протагор). “Все истинно” (Протагор). “Все ложно” (Горгий).

Горгий (из Леонтин в Сицилии; предположи­тельно ок. 480-380 до н. э.) — древнегреческий философ-софист и ритор. В историю философии Горгий вошел благодаря сочинению с названием «О том, чего нет; или О при­роде» (пародирующим название трактата Мелис­се «О природе, или О том; что ееть»). В нем подробно аргументируются три тезиса: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было позна­ваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истол­ковать другому. Основные аргументы Горгия: 1) если бы нечто было, оно было бы либо возникшим, либо невозникшим. Воз­никшим оно быть не может, согласно постулатам Мелисса («ни из сущего, ни из не-сущего»); невозникшее же долж­но быть бесконечным, бесконечное не может находиться ни в самом себе, ни в другом, а то, что нигде не находится, согласно аргументу Зенона о месте, — ничто. 2) Если ре­альное («то, что есть») мыслимо, то нереальное («то, чего нет») должно быть немыслимо. Однако Сцилла и Харибда мыслимы. Значит, реальное немыслимо. 3) Словесное об­щение невозможно, так как «вещи – не слова и так как никто не вкладывает (в слова) тот же смысл, что другой».

Утверждали, что, поскольку закон есть соглашение людей, то следует ему подчинять только в их присутствии, а в их отсутствии – следовать закону природы.

7. Польза и вред философии.

Философская мысль возникает на ступени развития человеческого общества, которую принято называть цивилизацией (от civitas – гражданство, государство, город). Стадия цивилизации маркируется «городской» революцией и образованием первых государств, сложные комплексы которых конституируют первые цивилизации.

Город интегрирует провинциальную жизнь, вследствие чего городская жизнь характеризуется смешением различных образов жизни, культов и обычаев. В условиях города возникает необходимость в рефлексии разнородных установлений и выработке единых законов, упорядочивающих взаимодействие городских слоев и сообществ. Первые философы выполняют миссию законодателей и разрабатывают законы для своих городов (1). В эпоху Просвещения идеи ряда философов (Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо) легли в основу правовых актов Нового времени.

Рост и деление городов, отделение колоний от метрополий формируют возможность основания новых городов на базе заранее разработанного замысла. Так, философы начинают разрабатывать проекты идеальных городов-государств (2). Государствообразующая роль философии в ХХ веке нашла выражение в образовании мировой социалистической системы, основанной на марксистско-ленинской философии.

Активное включение философов в государственную жизнь, навыки рефлексии и полемики позволяют им выполнять дипломатические функции (3), с пониманием относиться к нравам и обычам разных народов.

Космополитизм философии преодолевает этноцентризм и стимулирует возникновение на ее основе мировых религий (4). Буддизм и христианство возникли как философские школы.

Установка философской мысли на всеобщность позволяет обобщать все многообразие практического опыта, что приводит затем к специализации и дифференциации философских исследований. По мере специализации от философии отпочковываются науки как более конкретные отрасли знания (математика, логика, физика, этика, политика, экономика и пр.) (5). Поэтому в истории науки философия часто квалифицируется как матерь всех наук (и даже искусств) и всеобщая наука как таковая. Окончательная эмансипация науки от философии не завершена вплоть до настоящего времени.

Философский дискурс имеет эротетическую природу, т. е. организован в последовательности вопросов и ответов. Релевантность, уместность философии выражается в наличии у философа учеников. Вокруг философов образуются философские школы (Академия Платона, Лицей Аристотеля), которые становятся прообразами средневековых университетов и высшего образования в целом (6).

Обучая самопознанию, философы выполняли психотерапевтическую функцию (7). В Римской империи богатые люди держали для этого при себе философов («Нет тирана без философа»).

О значимости вклада философии в цивилизационный процесс свидетельствует определение китайской цивилизации как конфуцианской. Для европейской цивилизации особую ценность представляет деятельность Фалеса и Сократа. У истоков российской цивилизации находится создатель славянской азбуки «кириллицы» Кирилл (брат Мефодия), по прозвищу Константин-философ. Таким образом, мировые цивилизации, претендующие на универсальность своего образа жизни, основываются на специфическом понимании всеобщности, выражаемом философией (8)

Эксплицируя архетипы локальных культур и придавая им всеобщее, мировоззренческое значение, философия создает предпосылки для постановки и выработки решения глобальных проблем (прежде всего, проблемы мира) взаимопонимания, рефлексии культур и диалога цивилизаций (9).

Вред философии выражается в ее отрицательной ценности для конкретных социальных институтов и групп.

Безбрачие философов. Начиная с Фалеса, многие философы не вступали в традиционный брак (1). Начиная с Нового времени браки философов, основанные на мудрой любви, становятся источниками мудрости.

С античности философов обвиняли в нечестии, подрыве традиционных убеждений и отеческих устоев (2). Подрывной дискурс философии открывал новые горизонты исторического развития.

Скептически настроенные философы учили философии как искусству смерти (3). В дальнейшем практика самоубийств трансформировалась в практику положительного самоупразднения личности философов. Философия – это искусство становиться иным, оставаясь самим собой.

Претендуя на мудрость, представительство Разума и интеллектуальное верховенство философы в рамках идейно-политической борьбы осуществляли дисциплинарные, «полицейские» функции в отношении других сфер духовной деятельности (3). Заключая союзы с соответствующими сферами духа, философия выполняла для них служебные, обеспечивающие функции, особенно в части методологии.

«Перманентный скандал» в философии выражается в том, что выдвигая важные вопросы, философия не предлагает удовлетворительных и окончательных ответов на них, что воспринимается как бессмысленная растрата сил. Но выявляя основания постановки вопросов, философия уточняет их, снимает неопределенность, что дает возможность действовать решительно и безопасности.