
- •Лекция 12,13 Количество часов 4 тема: расходы государственного бюджета
- •1. Понятие бюджетных расходов и факторы, определяющие их величину
- •2. Виды расходов бюджетов
- •3. Резервные фонды
- •4. Эффективность бюджетных расходов
- •5. Планирование бюджетных расходов
- •6. Анализ мировой практики разделения расходных полномочий
- •7. Современные тенденции развития бюджетных расходов
6. Анализ мировой практики разделения расходных полномочий
Международный опыт свидетельствует, что, как правило, разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами осуществляется в федеральных конституциях. Исчерпывающее решение этого вопроса именно в конституции обеспечивает наибольшую стабильность в отношениях между федерацией и ее субъектами. Несмотря на это, к ряде федераций их конституции допускают по отдельным вопросам разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в законодательстве.
Например, Основной закон ФРГ предусматривает (ст. 71) возможность перераспределения предметов ведения, принадлежащих исключительно федерации, путем издания обычного федерального закона. Конституция США (раздел 8, ст. 1) содержит многократно использованную на практике юридическую возможность принятия Конгрессом США обычного закона, расширяющего конституционно установленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении федерации.
В каждом федеративном государстве вопрос о размежевании предметов ведения решается по-своему. Однако все многообразие индивидуальных подходов может быть сведено к пяти основным вариантам.
Смысл первого варианта состоит в том, что федеральная конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы отнесены к ведению ее субъектов. Такой способ использован, например, в Конституции Объединенной Республики Танзании 1977 г. или в Конституции Эфиопии 1994 г.
Второй вариант разграничения предметов ведения федерация и ее субъектов заключается В том, что может быть установлена исключительная компетенция ее субъектов, в которую федерация не может вмешиваться (обычно это касается вопросов культуры, быта, начального образования и др.). Это весьма редкий способ размежевания компетенции в федеративном государстве, и в настоящее время в мире не существует федеральных конституций, которые его используют.
При третьем варианте конституции устанавливают две сферы компетенции: федерации и ее субъектов (Швейцария, Канада, Аргентина и др.). В конституции дается перечень обеих сфер, но иногда четко перечислены только федеральные полномочия, полномочия субъектов охарактеризованы в «негативном плане» (говорится, какие меры федерация не вправе применять по отношению к субъектам федерации, штатам и др.). Так, сформулированы соответствующие положения в Конституции США. В Конституции Швейцарии исчерпывающего перечня ни в одной из статей не дается, полномочия федерации и штатов разбросаны по разным статьям конституции.
При четвертом варианте могут быть указаны три сферы компетенции: кроме названных двух (федерации и штатов) в конституциях (приложениях к ним) указывается еще сфера совместной (совпадающей, конкурирующей) компетенции (Германия, Индия и др.).
Пятый вариант заключается в том, что конституции дают перечень только двух сфер: федеральной и совместной компетенции (Пакистан, Нигерия и некоторые другие страны). По этому же пути пошла и наша страна в 1993 г., в Конституции которой содержится перечень исключительных полномочий федерации и называются совместные полномочия федерации и ее субъектов. Перечня исключительных полномочий субъектов федерации в названных конституциях не содержится.
Наиболее распространенным подходом к разграничению предметов ведения является способ, при котором предусмотрены исключительная федеральная компетенция, совместная компетенция федерации и ее субъектов, а остаточные полномочия переданы субъектам. При этом во второй сфере отношений верховенство имеет федеральный закон, а в последней - закон субъекта федерации. Исключительные компетенции субъектов в конституции не перечисляются, что дает «выход» тем полномочиям, которые не упомянуты ни в одном из перечней. Такая схема содействует укреплению федерации и вместе с тем способствует определенной самостоятельности субъектов. Законодательное разграничение полномочий по расходам между бюджетами разного уровня отражено в БК РФ (ст. 84-86).