
- •Своеобразие рус литератур процесса последней трети 19в
- •Специфика рус реализма 70-90х гг
- •Особенности реализма с-Щедрина **
- •Повествователь в произведениях с-Щедрина 60-70х
- •Губернские очерки и их место в развитии рус литры 50-60х
- •Помпадуры и помпадурши. Своеобразие сатиры
- •История одного города: особенности поэтики, жанровое своеобразие
- •Образ народа в истории одного города
- •Образ автора в цикле убежище монрепо. Специфика повествования
- •Традиции и новаторство в «сказках» с-Щедрина. Сатирическое мастерство писателя.
- •Цикл «за рубежом» - принципы циклизации, проблемы своего и чужого, своеобразие авторской позиции
- •Тип праведника в прозе Лескова
- •Поэтика повестей лескова **
- •Проблема нац характера в творчестве лескова
- •Женский характер в повести «Леди Макбет Мценского уезда». Вечные образы в произведении.
- •Пространство и время в повести очаровательный странник
- •Сказ в повествовательной структуре произведений лескова (по выбору)
- •Достоевский – редатор и издатель
- •Особ-ти реализма Достоевского
- •Гротеск в творчестве Гоголя и Достоевского (Нос, Двойник)
- •Традиции и новаторство достоевского в повести «Бедные люди». Белинский о произведении
- •Роман преступление и наказание как социально-филос роман
- •Поэтика романа преступление и наказание **
- •Проблема изображения идеального человека в романе идиот **
- •Великий инквизитор: идейный смысл, место поэмы в композиции романа **
- •Образ петербурга в творчесве достоевского **
- •Трилогия толстого: детство, отрочество, юность: новаторство в изображении героя, специфика психологизма **
- •Военные рассказы толстого. Образ человека на войне. Новаторство писателя в изображении войны **
- •Роман-эпопея война и мир: жанровые особенности **
- •Концепция человека и истории в романе война и мир
- •Особ-ти поэтики прозы чехова 90-00х
- •3. Вещественные символы в драмах
- •4. Географические символы
Пространство и время в повести очаровательный странник
Безгранично рассматривается художественное пространство повести, и хронотоп дороги, возникающий в «Соборянах» и «Запечатленном ангеле»: становится теперь ведущим. Корела, Орловщина, Подмосковье, Карачев, Николаев, Пенза, Астрахань, Каспий, Курск, Кавказ, Петербург. Соловецкие острова — такова «география» повести, определившаяся путями-дорогами Ивана Северьяныча Флягина. Вместе с жизненным географическим путем Флягин проходит и нравственный путь. Дорога - это жизненный путь, по которому, как по дороге, идет герой.
Вся жизнь Флягина прошла в дороге, его жизненный путь - путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне за народ очень помереть хочется». В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл; именно на дорогах жизни «очарованный странник» вступает в контакт с другими людьми, открывает новые жизненные горизонты. Его путь начинается не с рождения, переломным моментом в судьбе Флягина стала любовь к цыганке Грушеньке. Это светлое чувство и стало толчком к нравственному росту героя. Следует отметить: путь Флягина ещё не окончен, перед ним нескончаемое число дорог.
Флягин - вечный странник. Читатель встречает его в пути и расстается с ним в преддверии новых дорог. Повесть заканчивается на ноте исканий, и повествователь торжественно отдает дань непосредственности чудаков: «провещения его остаются до времени сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».
Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ столетия.
Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Особенность «Очарованного странника» в том, что хронотоп дороги выполняет обе эти функции – связывает эпизоды жизни Флягина и выступает метафорой его жизненного пути.
Важно также отметить, что хронотоп дороги объединяет события не в хронологическом, а в ассоциативном порядке, по мере того как их вспоминает Флягин («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»). Это помогает автору сделать рассказ героя искренним и естественным, а также расположить жизненные ситуации в соответствии со своим писательским замыслом. Что-то подобное сделал Лермонтов в «Герое нашего времени».
Сказ в повествовательной структуре произведений лескова (по выбору)
В произведениях Лескова очень часто решающее значение приобретает фигура рассказчика, участника или свидетеля тех событий, о которых идет речь.
Рассказчиком у Лескова становится или главный герой, или второстепенный персонаж.
Важно одно — этот человек должен быть оригинальный, наделенный особым видением рассказываемых событий, обладающий своеобразной речевой манерой. Выбор рассказчика очень важен, именно он дает окраску всему содержанию. И тут Лесков никогда не ошибался. Он был непревзойденным мастером сказа — такой формы повествования, которая характеризуется установкой на устную речь рассказчика. Сказовая манера не является открытием Лескова. Однако, в отличие от Пушкина, Гоголя, Даля, Достоевского, использующих сказ эпизодно, лесковская проза почти целиком погружена в атмосферу рассказывания (сказывания).
Лескова часто упрекали в «порче» русского языка, не представляя, насколько богата русская народная речь и насколько плодотворно ее сочетание с литературным языком, который она удивительно освежала.
В нарочитой неправильности, причудливой вязи фраз, необычных языковых сочетаниях (как в «Очарованном страннике », где сливаются в один сплав такие слова, как «форсисто», «манера» и «блыщание», «жарынь», «обнагощенный»), обнаруживает себя язык простонародья, как бы еще не дошедший до сознания, не переработанный им. Именно таким языком говорят у Лескова герои из самой толщи народной, из глубины русской жизни. Такой язык не прост для читательского восприятия, но он завораживает своей меткостью и выразительностью: например, «умом виляет», «разговорная женщина», «глаз пристрелявши».
Очарованный странник» - повесть со сказовой формой пoвecтвoвания. Форма сказа - устной речи от первого лица - необходима автору для создания образагероя-рассказчика. Повесть Лескова не ограничивается только повествованиемгероя о своей жизни, она ведется от лица нескольких рассказчиков - повествователя и caмoгo Ивана Флягина, рассказывающего о себе во время плавания с Валаама на Соловецкие острова. Речь повествователя, от лица котopoгo ведется вступление и заключение, литературно оформленная, в отличие от сказовой речи Флягина, характеризуемой воспроизведением устной, разговорной интонации. Таким образом, в произведении несколько стилистических пластов, отличающихся друг от друга, и сказ - не единственная форма повествования, хотя и преобладающая. Она является средством выражения характера главного героя.
Причем воспроизводится не только манера речи рассказчика, Ивана Флягина, но и речевые особенности тех персонажей, о которых он рассказывает.
Флягин – «Просто, как черт, схватит зубищами, так всю коленную чашку и вышелушит.»
«Очень они мне нравились: особенно, бывало, когда голубь ночью воркует, так это приятно слушать, а днем они между лошадей летают и в ясли садятся, корм клюют и сами с собою целуются... Утешно на все на это молодому ребенку смотреть.»
Татары: "Подлинно диво, он ее, говорят, к ярмарке всереди косяка пригонил, и так гнал, что ее за другими конями никому видеть нельзя было, и никто про нее не знал, опричь этих татар, что приехали, да и тем он казал, что кобылица у него не продажная, а заветная, да ночью ее от других отлучил и под Мордовский ишим в лес отогнал и там на поляне с особым пастухом пас, а теперь вдруг ее выпустил и продавать стал, и ты погляди, что из-за нее тут за чудеса будут и что он, собака, за нее возьмет, а если хочешь, ударимся об заклад, кому она достанется?"
Вместе с тем сказовая форма определяет сюжет и композицию произведения. «Очарованный странник» является хроникой жизни одногогероя,где нет центрального события, к которому стягивались бы все остальные, но где разнообразные эпизоды свободно следуют друг за другом. Создание подобной повествовательной формы носило для Лескова принципиальный характер. Он замечал, что форма романа искусственна инеестественна, она требует закругления фабулы и сосредоточения повествования вокpyг главного центра, а в жизни так не бывает: судьба человека как развивающаяся лента, и изображать ее нужно именно так.