Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БИДЕТЫ соц.псих..doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
25.12.2019
Размер:
1.46 Mб
Скачать

7. Проблема классификации малых социальных групп. Критерии и уровни развития малой социальной группы.

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Остановимся лишь на наиболее важных основаниях классификации малых групп:

Прежде всего, выделим оппозицию лабораторные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Принципиальное различие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет, как правило, о группах, укомплектованных случайными лицами (часто за плату) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое существование – так называемые «пятидесятиминутные», по выражению М. Шоу группы. Во втором случае имеются в виду преимущественно сложившиеся группы с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уровнем социально-психологического развития.

Другая оппозиция: организованные (по иной терминологии – формальные, официальные) и спонтанные (или неформальные, неофициальные) группы. Главное отличие этих групп состоит в том, что существование организованных групп задано внешней ситуацией, обществом, которое создает специальные структуры для решения каких-то задач, а спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно как в недрах организованных групп, так и вне их.

В основание следующей рассматриваемой оппозиции – открытые закрытые группы – положена степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества. Закрытость группы довольно часто используется обществом для достижения каких-либо задач, не принимая во внимание те психологические последствия, которые влечет закрытость группы для ее членов. Примеры закрытых групп – армейские подразделения, полярные экспедиции, экипажи судов, находящиеся в длительном плавании. Необходимо отметить, что при определении степени закрытости группы важной характеристикой является степень свободы входа в группу и выхода из нее, иными словами, насколько легко человек может стать членом данной группы или выйти из ее состава.

И, наконец, укажем еще на одну очень часто встречающуюся в литературе классификацию малых групп, в соответствии с которой они подразделяются на группы членства и референтные группы. Основанием для подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок. Если группа рассматривается только как место пребывания человека и не связана с системой его ценностей, социальных установок, то в таком случае речь идет только о группе членства. Но если группа занимает серьезное место в жизни индивида, если нормы и ценности этой группы человек разделяет, соотносит с ними свои взгляды, то такая группа является для него референтной. Причем возможен вариант, когда индивид не является членом своей референтной группы, но или стремится стать им (если существует для этого реальная возможность), или же рассматривает такую группу в качестве идеальной для себя.

«Наряду с представленной выше возможны, конечно, и иные классификации малых групп. В качестве примера сошлемся на работу английского психолога М. Аргайла. В основу своей классификации он положил специфику взаимоотношений в естественных жизненных группах, выделив пять возможных их разновидностей:

  • семью;

  • подростково-юношеские группы;

  • рабочие группы;

  • комитеты и группы по решению проблем;

  • тренинговые и терапевтические группы.

Ученый так характеризует эти группы.

Семья (заметим, речь идет о нуклеарной семье, состоящей из обоих родителей и детей) рассматривается как модель малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (играние членами семьи соответствующих социальных ролей, выполнение определенных функциональных обязанностей и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интимности, так и с негативным знаком – например, в форме физической агрессии относительно детей или взрослых).

Подростково-юношеские группы (имеются в виду главным образом дружеские объединения сверстников) – модель малых групп с выраженной досуговой ориентацией и преобладающим развитием эмоциональных отношений, порождаемых аффилиативной мотивацией и взаимными симпатиями людей.

В противоположность им рабочие группы – модель малых групп с четкой трудовой направленностью и доминирующими отношениями делового характера, относительно которых эмоциональные связи играют соподчиненную роль (хотя, добавим от себя, было бы ошибочно недооценивать степень возможного их влияния на групповой процесс).

Определенное сходство с рабочими группами в специфике преобладающих внутригрупповых отношений обнаруживают комитеты и группы по решению проблем, однако они выделены М. Аргайлом особо – как модель коммуникативных малых групп, чья основная задача состоит в принятии (на основе коммуникативной деятельности) эффективных решений. От членов подобных групп требуется владение рядом специальных умений, связанных с организацией информационного обмена, достижением внутригруппового согласия, оказанием межличностного влияния и т.п.

Что же касается тренинговых и терапевтических групп, то они, по мнению М. Аргайла, не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп. Скорее они символизируют собой созданную психологами некую искусственную реальность, полезную, однако, членам группы в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений.

Группа развивается в пределах континуума – начинает с низшего уровня, проходит несколько этапов и достигает высшего уровня.

В российской социальной психологии наибольшей популярностью пользуется классификация Л.И. Уманского (1979), который выделяет шесть уровней развития контактной малой группы: 1) конгломерат; 2) номинальная группа; 3) ассоциация; 4) кооперация; 5) автономия; 6) коллектив (корпорация).

Взяв за основу классификацию Л. И. Уманского, петербургские социальные психологи Л.Г. Почебут и В.А. Чикер (2000) предложили на основе трех главных критериев диагностики группы (общности целей совместной деятельности, четкости организационной структуры группы, динамики групповых процессов) описание этапов развития группы как коллектива.

Конгломерат (лат. conglomerates – собранный, скопившийся) – группа незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы либо нет, либо она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона метрополитена и т. п. Общение кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди не стремятся к знакомству друг с другом. Такая группа легко распадается, когда участники решают свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. nominalis – именной, существующий только по названию) – группа людей, собравшихся вместе и получивших общее наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами.

Номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальные цели организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа – это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является следующее: для того чтобы группа стала номинальной, необходим лидер – организатор, который собрал бы людей вместе и предложил бы им цели совместной деятельности.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, – это общение, т. е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассоциация (лат. associatioсоединение) – группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера – делового или популярного.

Характерной особенностью группы-ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи.

Определенное время малая группа может находиться на уровне ассоциации, однако происходящие групповые процессы стимулируют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т. е. добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

Кооперация (лат. cooperatio – сотрудничество) – группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. В группе определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Структура группы четко оформляется в результате процесса конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности.

Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы.

Автономия (греч. autonomid) – целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа-автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности.

На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Таким образом, достигаются состояния сплоченности и референтности группы для ее членов. Эмоциональная идентификация членов группы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возникает чувство «мы» – наша группа, в отличие от «они» – другие группы.

Группа-автономия, как считает Л.Г. Почебут, характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:

1) обособленностью, закрытостью от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей группы не допускаются;

2) внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью членов группы, их лояльностью по отношению друг к другу;

3) внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы, во-первых, однотипного поведения: «будь как мы все», т. е. каждый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стереотипов поведения, а во-вторых, действий в интересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо образом наказан (от самой жесткой меры – исключение из группы до более мягких и гуманных способов наказания – отказ группы в рекомендации продвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе, отстранение от участия в разрешении групповых проблем и пр.).

Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует как единое целое и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность.

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация (лат. corporatioобъединение, сообщество) – группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.

Коллектив (лат. collectivus) – группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративно-сти, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: индивидуальных, групповых и общественных.

Существует ряд сфер совместной деятельности, где традиционное понимание группы как коллектива требует уточнения. Это касается прежде всего деятельности групп-коллективов в экстремальных условиях: экипажи подводных лодок, самолетов, спасателей, некоторые воинские группы, где должны быть очень высокая совместимость и срабатываемость. В этом случае уместно говорить о высшем уровне развития группы как коллектива, так называемом гомогенном коллективе.

Российский психолог А.Н. Лутошкин предложил оригинальную диагностику уровня развития группы с помощью эмоционально-символической аналогии. Критериями оценки уровня социально-психологического развития группы являются целостные, эмоционально-условные образы – символы, в свернутом виде отражающие особенности взаимодействий и взаимоотношений в группе, ее нормы и ценностные ориентации. В условных символах характеризуются реальное проявление групповых форм поведения на пяти различных этапах развития группы как коллектива. Для обозначения этих этапов, или уровней, используются следующие названия: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Описываются они следующим образом.

«Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи: сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них – сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветерок посильнее – и нет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Более того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

«Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно. «Так держать!» Маяк не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиняться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не так уж часто вносятся предложения по улучшению дел. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, все – за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» – знающие и надежные организаторы. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда кого-либо постигают неудачи.

«Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Настоящий коллектив тот, в котором бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям. Такое своеобразное видение коллектива посредством эмоциональных образов (символов) дает дополнительную художественную иллюстрацию социально-психологического феномена жизнедеятельности группы – формы существования человека.