Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социология билеты.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
351.58 Кб
Скачать

70.Эвклидова и неэвклидова модели социального пространства.

При построении социального пространства социолог в изобилии может пользоваться уже существующими моделями, созданными физиками, в частности моделями евклидового и неевклидового пространства. Они превратились в некие куль­турные универсалии, доступные всему человечеству.

Перенесенные в сферу социологии, эти модели, сохраняя внешний вид, теряют математическую метрику и определенность. В социологии они слу­жат только видеорядом, позволяющим донести теоретические мысли до не­подготовленного слушателя. Иными словами, использование физических, впрочем, как и любых иных, моделей служит не научно-познавательным целям, а научно-педагогическим.

ЕВКЛИДОВА МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Описывая теоретические подходы к пространству и тому, как оно исполь­зуется различными социологами, мы неизбежно должны подойти к вопро­су: а собственно, о каком пространстве идет речь? Классическом трехмерном или неклассическом многомерном пространстве?

Образ социального пространства использован Сорокиным как вспомога­тельное средство для лучшего изображения стратификации. Сегодня идею социального пространства взяли на вооружение, кажется, все социологичес­кие школы, хотя каждая из них наполняет его своим содержанием. В конеч­ном итоге современные социологи договорились до того, что весь соци­альный мир, наполненный людьми, живущими в различных обществах и эпохах, являет всего лишь определенный тип социальной топографии. Со­гласно концепции П. Бурдье, «социология главным образом представляет собой социальную топологию». Позиция любого агента в социальном про­странстве определяется у него относительно трех полей власти: а) экономи­ческий капитал; б) культурный капитал и социальный капитал; в) символи­ческий капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т.д.26 Как подчеркивал Бурдье, «субъекты располагаются в социальном простран­стве в соответствии, во-первых, с суммарным объемом капитала, а во-вто­рых, сообразно с его структурой, то есть соотношением различных видов капитала... в его объеме»27. По всей видимости, возможна не одна, а несколько проекций социальной жизни людей в пространственный континуум.

Социальное пространство Сорокина трехмерно — в соответствии с тремя осями координат стратификации: экономической, политической и профес­сиональной. Сама стратификация представляет собой разделение совокуп­ности людей на классы и слои в иерархическом ранге28. Три координаты со­циального пространства возникли не случайно. Их не следует считать про­стым заимствованием трехмерной системы физического пространства. Трехмерная модель стратификации пришла в социологию не от И. Ньюто­на, а от М. Вебера, который, также как и Сорокин, рассматривает обществен­ную диспозицию в трехмерном социальном пространстве, возникающем на базе иерархических структур отношений собственности, власти и престижа в любом обществе29.

Однако ни Вебер, ни Сорокин никогда не изображали свои модели нагляд­но — при помощи декартовой системы координат на листе бумаги. Они ос­тавили только словесное описание своего видения стратификации и соци­ального пространства. Некоторые современные социологи пытаются воспол­нить пробел. В частности, нижегородский социолог В.Ф. Анурин в своей модели предложил геометрическое представление социального пространства и провел его частичную эмпирическую апробацию30.

На рис. 2 показан вариант квантификации социального пространства, предложенный Ануриным. Пространство это трехмерное в соответствии с основными тремя формами социальной стратификации, определяемыми Со­рокиным, и поэтому описывается тремя осями координат — экономический статус, политический статус, профессиональный статус.

О трехмерности социального пространства, его изменениях и превраще­ниях под воздействием информационной революции пишет, в частности, Б. В. Кувалдин: «Пространство частной и публичной жизни обретает третье измерение, меняющее привычную систему координат. Из плоскостного оно становится сферическим, позволяющим прокладывать новые пути, быстро и легко налаживать коммуникации между различными частями земного шара. Геометрический образ глобализации удачно найден Пьером Тейяром де Шарденом в формулировках типа «скручивание» (I'enroulment), «сверты­вание на себя» (reploumentsur lui-meme), «мир, который свернулся» {ип топ-de, quis'enroule). Мир без границ, где утрачивают былое значение террито­рии и расстояния, начинает обретать реальные очертания»32.

Рис. 2. Оси координат и координатные плоскости социального пространства по Днупину'

Ростовские социологи И.В. Мостовая и Г.А. Угольницкий предлагают свой вариант формализации концептуального аппарата теории стратифика­ции на базе теории метрических пространств33. В новой модели «социальная позиция» уподобляется «точке» («вектору» или «области») в социальном про­странстве, а «социальное положение» — «длине вектора». Компонентами вектора служат социальные ранги индивида, т.е. номера слоев, которым он принадлежит. Статус индивида может принимать количественную меру, равную взвешенной сумме его социальных рангов с относительными весами стратификации (статусных оценок — престижа). Это позволяет дать ска­лярный критерий сравнения социальных позиций. По мнению авторов, оп­ределение «социального статуса» должно включать в себя коэффициенты субъективной оценки, приписываемой в общественном мнении той или иной позиции, или ранг данного статуса. Созданную модель они назвали концеп­цией эмпирического социального пространства.

Рис. 3. Эмпирическое социальное пространство (модель Мостовой и Угольницкого)'"

Выразив на языке теории метрических пространств социальные позиции индивидов и групп в системе стратификации, Мостовая и Угольницкий на­шли адекватное математическое выражение таким ранее не формализован­ным понятиям, как «элита», «маргиналы», «люмпены», «статусная несовме­стимость» и др. Ученые разработали две модели — эмпирического социаль­ного пространства (рис. 3), в котором отсутствуют координатные оси в общепринятом смысле, и теоретического социального пространства, в кото­ром они имеются35.

Все модели социальной стратификации, описанные выше, в том числе модель Анурина и модель Мостовой и Угольницкого, являются евклидовым социальным пространством36.

НЕЕВКЛИДОВА МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Евклидово геометрическое пространство — трехмерное. Но оно не под­ходит для описания социального пространства. Гео­метрическое и социальное пространства — приниципиально разные вещи.

Следовательно, если одно описывается евклидовой топографией, то второе должно описываться какой-то другой, неевклидовой.

«Социальное же пространство — многомерное, поскольку существует бо­лее трех вариантов группирования людей по социальным признакам, кото­рые не совпадают друг с другом (группирование населения по принадлеж­ности к государству, религии, национальности, профессии, экономическо­му статусу, политическим партиям, происхождению, полу, возрасту и т.п.). Оси дифференциации населения по каждой из этих групп специфичны, sui generis и не совпадают друг с другом», — указывал Сорокин37.

Таким образом, два признака — многомерность и разнокачественность осей — заставляют говорить о том, что социальное пространство на самом деле должно обладать неевклидовой метрикой.

СОЦИАЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ называется совокупное!ь точек на воображаемом континууме, имеющем заданное число осей из­мерения (координат), которые описывают структуру общества. Точ­ки в социальном пространстве называются СТАТУСАМИ.

Следовательно, возможно такое представление социального простран­ства, на котором разместятся все основные понятия социологии, а не только социальная стратификация. Социальный смысл нового метрического об­раза социального пространства заключается в том, что оно, во-первых, дол­жно охватывать все многообразие происходящих в обществе социальных яв­лений и процессов, а не только ту их часть, которая описывается понятием стратификации; во-вторых, неоднородность социального пространства, его отличие от геометрического, на чем настаивал Сорокин, как аналитичес­кое условие, будет выполнено только в том случае, если его оси будут иметь разную размерность. Шкала стратификации упорядочена благодаря проце­дуре ранжирования классов на высшие, средние и низшие. Но большин­ство других социальных групп — религиозных, возрастно-половых, профес­сиональных, политических, национальных и др., — нельзя выстроить в едином континууме и ранжировать по одному признаку. Мужчины не сто­ят на шкале престижа, доходов, власти и любого другого социально значи­мого признака выше женщин, православных или шоферов, как не стоит одна группа из социально-демографического и социально-профессиональ­ного состава населения выше другой или других. Но все они, будучи соци­альными группами, обязаны входить в социальное пространство (вспомним требование Сорокина). Стало быть, классы, сословия, касты и любые иные страты упорядочиваются одним образом и составляют одну ось простран­ства, а возрастно-половые, профессиональные, религиозные и прочие груп­пы — другим образом и отображаются на второй оси координат. Оси имеют совершенно разные свойства, что и вносит неоднородность в социаль­ное пространство.

Сравним социальное пространство с физическим. В физическом про­странстве, которое условно можно изобразить с помощью декартовой си­стемы координат, любое событие или вещь можно выразить абстрактной точкой, из которой на ось OYu ось ОА'можно опустить перпендикуляры (рис.4).

Социальное пространство социологии можно также условно изобразить в декартовой системе координат, а все точки такого пространства обозначить как статусы.

Рис 4. Физическое пространство, изображенное на плоскости в декартовой системе координат

'•'т/с. 5. Социальное пространство можно изобразить на плоскости при помощи декартовой

системы координат

Статус, описывающий позицию индивида в малой или большой группе (самой большой из них выступает само общество), служит исходной клеточ­кой построения всей системы социологических понятий.

Любая вещь в физическом пространстве имеет ширину и длину. И в со­циальном пространстве есть своя «ширина» и «длина», также отображаемые в декартовой системе координат с осями ОХи OY. Только называются они иначе и свойства у них другие (рис. 5).

В социальном пространстве ось ОКотражает социальную стратифика­цию — расположенные в иерархическом порядке слои (страты), имеющие не­равный доступ к дефицитным благам, а ось ОХ — социальный состав насе­ления (рис. 6), т.е. никак не упорядоченную и не иерархизированную сумму демографических, профессиональных, религиозных и других видов больших социальных групп людей. У осей OYh ОХъ социальном пространстве раз­ные размерности и свойства.

Рис 6 Статус в системе координат социального пространства

Если в физическом пространстве перемещение по осям OYw ОЛГравно-ценно, т.е. не вызывает качественных изменений в объекте, то в социальном пространстве все иначе.

Первое свойство социального пространства — в системе координат ось ОХ и ось О Уне равны, иначе говоря, люди, если их условно поместить на гори­зонтальной оси, имеют между собой один тип социальных отношений, и те же люди, помешенные на вертикальной оси, строят между собой отношения совершенно другим способом.

Иначе стратификацию можно определить как иерархически организован­ное пространство статусов и групп, а социальную мобильность — как дви­жение в пространстве, организованном таким способом.

Предположим, что Си К— соседи, между ними строятся соседские от­ношения, которые мы можем изобразить на оси СЩрис. 7). Предполагает­ся, что по оси Соизмеряется функциональное расстояние между носителя­ми определенных статусов. Соседи — социальная группа из ряда других, таких, как пенсионеры, родители, мужчины, шахтеры и т.д., образующих вместе социальный состав населения. Между собой они не ранжированы, не выстроены по иерархии наподобие социальных страт (слоев и классов), об­разующих вертикальную ось стратификации.

Рассмотрим, что происходит между Kw С, когда они расположатся на вер­тикальной оси — в системе стратификации. Это уже не соседи, живущие на одной лестничной площадке, а богатый Ки бедный С. Тип отношений меж­ду ними совершенно иной. Таким образом, одно и то же расстояние между объектами, но расположенными по горизонтали и по вертикали, будет со­вершенно разным.

Точкой в социальном пространстве, которая служит исходной клеткой для других социальных категорий, является статус.

Под статусом подразумевается позиция индивида в группе или обществе. Проводя далее аналогию с физикой, мы видим, что статус, как и точка, не материален и ничем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отноше­нию к другим точкам, телам и системам координат. Статус — это пустое ме­сто, ячейка в общественном разделении труда.

Когда мы определяем позицию индивида в группе, то обозначаем систе­му статусов, которая называется системой личных, или межличностных ста­тусов. Когда же рассматриваем позицию того же индивида Л" в обществе, мы получаем другую систему социальных статусов. Итак, имеются две различ­ные системы статусов — личные или межличностные и социальные статусы.

Рис. 7. Классовые различия в системе координат социального пространства

Межличностные статусы — точки в групповой иерархии. Сколько малых групп — столько систем иерархий или систем координат, по отношению к ко­торым и определяются наши статусы. Например, вы — любимый сын толь­ко в этой семье, в другой — уже не любимый. Или вы — любимый сын в се­мье, «душа компании» — в молодежной тусовке и аутсайдер — в спорте. Еще пример межличностного статуса — Дон Жуан. А ябеда или провинциал? (По­размышляйте над этим вопросом.)

Перейдем к другой группе статусов — социальных, или общественных. Че­ловек рождается, и у него обязательно будет или мужской, или женский пол. Итак, пол — это первый статус («мужчина» и «женщина» — всего два стату­са). Назовем другие социальные статусы человека: пол — демографический статус; раса, национальность — дифференциация или конкретизация расо­вого статуса; далее степень социальности нарастает — родство — брачно-семейно-родственные статусы. Брак дает одну совокупность статусов, семья — другую, возможно, пересекающуюся группу статусов. Благодаря браку соеди­няются две некровно-родственные системы — мужа и жены и появляется новая система — брачно-семейно-родственная: муж, жена, сын, дочь, зять, теща, сноха, свекровь и т.д. Ученые подсчитали, сколько статусов за исто­рию человечества должно входить в эту систему: их оказалось более 200.