
- •18. Общественно-политическая мысль России в XVIII в.
- •19. Внутренняя политика Российской империи в первой четверти XIX в.
- •20. Внешняя политика Российской империи в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812г.
- •30. Россия и мировое сообщество в начале хх в.
- •31. Россия в 1917 г. Выбор путей развития.
- •Вопрос 32
- •Вопрос 33
- •Вопрос 34-35
- •Вопрос 36
- •Вопрос 37
- •Вопрос 38
- •Вопрос 39
- •Вопрос 40
- •Вопрос 41
- •Вопрос 42
- •Вопрос 43
- •Вопрос 44
- •Вопрос 45
- •Вопрос 46
- •Вопрос 47
- •Вопрос 48
- •Вопрос 49
- •Вопрос 50
Вопрос 36
Политика «большого скачка» в экономике: триумф и трагедия.
К концу 1920-х годов народное хозяйство СССР в основном достигло дореволюционного уровня развития, имевшиеся резервы оборудования были исчерпаны. Обостряется топливный и товарный голод. Растет городское население. Значительные до революции внешние источники финансирования практически отсутствовали. Объем экспорта, на доходах от которого базировался ввоз оборудования, был в два раза ниже, чем до войны – и все это происходило на фоне стагнации зернового хозяйства. Индустриализация на основе НЭПа заходит в тупик.
Осенью 1926 года XV всесоюзная конференция ВКП(б) выдвинула лозунг: «В относительно минимальный исторический срок нагнать, а затем и превзойти уровень индустриального развития передовых капиталистических стран». Такая постановка проблемы с особой остротой выдвинула на первый план вопрос об источниках накоплений, ибо без его успешного решения проблема темпов, причем достаточно высоких, не могла быть разрешена. К тому же ситуация была осложнена тем, что, находясь в международной изоляции, большевизм не мог рассчитывать на иностранные займы и кредиты или другие формы привлечения иностранного капитала. Приходилось рассчитывать только на свои силы.
Из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, неурожая в ряде районов к январю 1928 года, заготовки хлеба по отношению к предыдущему году упали на 128 млн. пудов, что обострило проблему снабжения жителей городов и военнослужащих.
Государство прибегло к чрезвычайным мерам – насильственному изъятию хлеба у зажиточных слоев деревни, ограничению рыночной торговли зерном, что было воспринято деревней как отмена НЭПа. Осенью 1928 года озимые посевы сократились, начался массовый забой скота. В конце 1928 - начале 1929 года в городах вновь вводится карточное распределение основных продуктов. Это обеспечило города зерном, но ценой подрыва рыночных отношений в деревне.
В партии в 1928-1929 г.г. столкнулись две линии. Бухаринская группа «правых» (лидер Коминтерна Бухарин Н.И., председатель Совнаркома СССР Рыков А.И.лидер профсоюзов М.П.Томской, секретарь Московской парторганизации Н.А.Угланов и др.) объясняла кризис просчетами партийно-государственного руководства (неверной налоговой, ценовой, инвестиционной политикой), выступала против применения чрезвычайных мер весной 1929 года, за стабилизацию положения в сельском хозяйстве на основе рыночных методов, постепенное развертывание крупных коллективных зерновых хозяйств, сравнительно умеренные темпы индустриализации на основе сбалансированного подъема тяжелой и легкой промышленности, маневрирование и др.
Сталинская группы, сформировавшаяся в руководстве партии и страны (генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, председатель ВСНХ СССР В.В.Куйбышев,нарком обороны К.Е.Ворошилов, председатель ЦКК Г.К.Орджоникидзе и др.), считали кризис неизбежным результатом ускоренной индустриализации при отсутствии внешних источников финансирования, измельчания производства в аграрном секторе. Ее программ включала максимальную концентрацию ресурсов в тяжелой промышленности за счет перекачки средств из легкой пищевой индустрии, сельского хозяйства, укрупнение сельскохозяйственного производства на путях коллективизации. Объединенный пленум ЦК и ЦКК (апрель 1929г.) выступил в поддержку сталинской группы, а в ноябре 1929 года Бухаринская группа была выведена из состава Политбюро. Завершением поворота к курсу «большого скачка» стал конец 1929 года. В статье «Год великого перелома» Сталин обещал, что, если развитие колхозов и совхозов пойдёт усиленным темпом, то «наша страна через три года станет одной из самых хлебных стран, если не самой хлебной страной в мире».
В послереволюционный период вместе с установлением государственной собственности на средства производства на многие годы утверждается общая концепция, направленная на создание преимущественно нерыночного типа хозяйства. Впервые в истории человечества представилась возможность планомерного (сознательного) управления со стороны общества всеми социально-экономическими и иными процессами.
Так как плановое строительство общества и экономики в России осуществлялось в мировой практике впервые, поэтому отсутствовал какой-либо опыт такого строительства. Победить рыночную экономику в годы «военного коммунизма» не удалось, потому что такая политика вела к политическому разрыву союза рабочего класса и крестьянства. В 1921 году В.И.Ленин вводит новую экономическую политику, которая носит явно рыночную направленность.
Сущность нэпа заключалась в реализации многоукладной экономики с использованием рыночных методов руководства обществом. Продовольственная разверстка заменялась продовольственным налогом. В управлении обществом стал использоваться хозяйственный расчет, трудовые договоры, платность услуг, кредитно-денежные связи, тестирование промышленности, а также допускается создание и распределение различных поощрительных и социальных фондов за счет получаемой прибыли и др. Специфика нэпа состоит в том, что она проводилась в условиях наличия нескольких экономических укладов и, следовательно, существования различных форм собственности, но при господстве единой политической диктатуры и однопартийной системы общества.
Новая экономическая политика оказала заметное влияние на общественную жизнь России. Однако уже в 1928-1929 годах нэп стали сворачивать. Был взят курс на резкое ограничение товарно-денежных отношений, хозяйственной самостоятельности предприятий, при этом провозглашалась политика «большого скачка» и обосновывался переход к «наступлению социализма по всему фронту». Планирование, снабжение, сбыт, ценообразование становятся жестко централизованными. В обществе устанавливается административно-командная система управления с мобилизационной экономикой. Усилению государственного вмешательства, ограничению рыночных отношений, свертыванию нэпа способствовал также мировой экономический кризис 1929 - 1933 годов.
Как отмечает В.Т.Пуляев, в последующей истории России практиковались различные подходы, варианты и программы реформирования общественной жизни. Использовались самые различные формы управления и по вертикали, и по горизонтали - централизованные и местные, отраслевые и территориальные, а также самые разные их сочетания. В конечном счете все они так или иначе сводились к отысканию соотношений между планомерными и рыночными связями, между планом и стоимостью. Следует заметить, что проведение реформ в советское время касалось главным образом организационно-управленческих форм, оно не затрагивало основ развития общества - ни собственности, ни государства.
Так, в 1957 году делались попытки перехода от отраслевой к территориальной системе управления. Большинство отраслевых министерств было ликвидировано, что явилось серьезным шагом на пути децентрализации управления. Экономическим развитием каждого района стал управлять межотраслевой территориальный орган - совнархоз.
В 1965 году разрабатывается и начинает проводиться реформа комплексных мероприятий, охватывающая планирование, стимулирование, материально-техническое снабжение и ценообразование. Она была призвана обеспечить существенный сдвиг экономической системы в переходе к рыночному механизму хозяйствования. Однако данная реформа в своей основе оказалась противоречивой. С одной стороны, восстанавливался отраслевой принцип управления, с другой - административный метод управления заменялся экономическим. Число плановых показателей, доводимых до предприятий сверху, сокращалось. Главными показателями становились прибыль и стоимость реализованной продукции. Часть прибыли для образования определенных фондов оставалась непосредственно на предприятиях. Указанная реформа развивалась недолго, к концу 70-х годов она была свернута.
Вместе с тем к этому времени в обществе все настойчивее подчеркивается необходимость экономического и политического плюрализма, что ставит под вопрос монопольное положение государства в экономике.
Государственная собственность, возникшая на основе кооперации (обобществления) труда и общего владения средствами производства, продолжает оставаться без каких-либо серьезных изменений. Она не находит дальнейших форм развития по превращению условий труда и жизнедеятельности в достояние и собственность каждого - в индивидуально-общественную собственность, при которой трудящийся субъект одновременно выступал бы и производителем, и собственником произведенного им продукта, и носителем власти.
Характеризуя реформы, проводимые в советской России, следует признать, что все они осуществлялись сложно, нередко болезненно, оставаясь незавершенными; их результаты оказывались неоднозначными, порой непонятными народу. Все реформы охватывали главным образом экономику, нередко ограничиваясь последней. Тем самым в основе реформирования общества господствовал экономический детерминизм.
Как правило, реформы проводились сверху, насильственными методами. При этом в них не всегда в должной мере учитывались особенности российского исторического пути, специфика духовной культуры. Особо опасно осуществление реформ, если они освящены идеей самого безошибочного, единственно правильного решения, от кого бы это ни исходило, если они не являются проявлением энергии, энтузиазма, творчества самых широких народных масс