- •1. Предмет философии права.
- •2. Философское понимание права
- •3. Особенности философско-правовой методологии.
- •4. Совместимость классических типов понимания права.(по статье Мартышина)
- •5. Соотношение общетеоретических юридических дисциплин: философии права, социологии права, теории государства и права.
- •6. Интегративный (интегральный подход к пониманию права.) учебники Мартышин, Лапаева
- •10. Социальная сущность права и государства. – статья Гафурова.
- •10.Социальная сущность права и государства
- •11. Нравственные основы права. Правовая культура и нравственность.
- •12. Право и закон.
- •13. Понятие и виды ценностей. Их универсальный характер.
- •15. Система и историческая эволюция ценностей, имеющих отношение к государству и праву.
- •16. Право и правосознание.
- •17. Право и свобода.
- •18. Концепции «возрожденного» естественного права.
- •19. Право и равенство.
- •20. Общественно-историческая закономерность и юридические законы.
- •21. Солидарность, социальное партнерство, государство и право.
- •22. Концепция правового государства (пг)
- •23. Справедливость как ценность. Историческая эволюция понятия «справедливость».
- •24. Отчуждение личности и пути его преодоления.
- •25. Государство и право как ценности. Их органическая связь.
- •25. Государство и право как ценности. Их органическая связь.
- •1. Естественно-правовое понимание ценности государства и права.
- •2. Позитивисткое понимание ценности государства и права.
- •3. Либертарно-юридическое понимание ценности государства и права.
- •26. Социальное государство.
- •27. Юридические ценности (универсальные, частные, отраслевые)
- •28. Право и справедливость.
- •29. Причины плюрализма в понимании права. Философский и юридический подход к классификации типов понимания права.
- •30. Роль идеальных конструкций в философии права и государственно-правовой практике.
- •31. Коммуникативная теория права, естественно-позитивная и другие новые теории права
- •33. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция и современное состояние.
- •34. Гражданин и государство. Политическая обязанность.
- •35. Социологический позитивизм. Его возникновение, содержание и представители.
- •37. Широкое понимание социологического позитивизма. Психологическая школа права и история солидаризма как виды социологического позитивизма.
- •38. Социоцентристская и персоноцентристская система.
- •39. Теории естественного права. Их эволюция от древности до наших дней.
26. Социальное государство.
В современном мире давно нет ни правового государства (Г), ни социального Г в чистом виде, а есть социальное правовое Г. Сегодня каждое правовое Г является социальным, а социальное – правовым. Они не существуют друг без друга. Вместе они составляют социально-правовое Г.
Социально-правовое Г возникает в середине 20в. в результате длительного процесса перерастания правового Г не просто в социальное, а именно в социально-правовое Г.
Причиной появления социально-правового Г стал глубокий кризис ПГ в пер. пол. 20в.: возникновение 2 мировых войн, национально-освободительных движений и восстаний народов колоний, последующего распада колониальных империй, народно-демократических и социалистических революций в Европе и Азии, рождение из них мировой социалистической системы, мировой экономический кризис, неспособность предотвратить раскол западного общества на два враждебных класса (имущие и неимущие).
Правовое Г оказалось несостоятельным и в качестве защитника прав и свобод человека, причем не только прав рабочего большинства, для которого П собственности превратилось в П на свою рабочую силу, но и П класса собственников, чье П собственности было поставлено под сомнение пролетарскими революциями.
Сегодня социально-правовой характер своих ГГ провозгласило большинство стран Запада, что отражено в их конституциях. Первой это сделала ФРГ, затем Испания, Португалия, Россия.
Главные признаки социально-правового Г:
- преобладание функций защиты интересов общества как целого над частными интересами;
- сознательное систематическое перераспределение национального дохода в пользу малоимущих;
- тенденция к усилению роли публичного П по сравнению с частным;
- существенное ограничение прав и свобод собственников во имя общего блага, во многом отождествляемого с господством корпоративного транснационального капитала;
- постепенный переход от формально-юридической свободы и равенства к фактической, т.е. социально-экономической свободе и равенству;
- изменение роли нравственного измерения в деятельности Г по сравнению с правовым на основе постмодернистского толкования самой нравственности;
- противоречивое единство правового и социального начал функционирования Г, создавшее конфликтный потенциал, накопившийся в обществе. Этот потенциал и есть главная пружина, приводящая в движение государственно-правовой механизм сегодняшней западной политико-правовой системы.
Суть противоречия между правовым и социальным началами Г заключаются в том, что первое начало означает неприкосновенность и неотчуждаемость ПП человека, а второе – возможность и необходимость их ограничения, главным образом ограничения П частной собственности в интересах целостности социума. Правовое начало исходит из приоритета ПП индивида, социальное – из примата ПП коллектива, в том числе класса и самого государственно-организованного общества в целом. Для первого на переднем плане не частное П, а конкретнее – П частной собственности, для второго – публичное П, П так или иначе социализированной собственности. Основа правового начала – свобода, социального – равенство. И свобода, и равенство носят для первого формально-юридический характер, для второго – в возрастающей степени фактический. Как итог в первом случае правовое Г - «ночной сторож», во втором, социально-правовое Г - автор и исполнитель широких социальных программ в интересах подавляющего большинства населения. Главное в том, какое из этих двух начал преобладает, как, сохраняя оба начала – и правовое, и социальное, обеспечить функционирование Г как единого целого в интересах демократии, свободы, справедливости, их понимания не только элитой, но и «низами» общества.
Многие ученые-юристы как на Западе, так и в современной России отказываются признавать социальное Г правовым на том основании, что обеспечиваемые этим Г права второго и третьего поколений не являются настоящими ПП. Для них эти ПП – льготы для неимущих слоев населения, акт благотворительности сильных мира сего по отношению к слабым. Сторонниками такой позиции являются B.C. Нерсесянц, Л.С. Мамут, В.А. Четвернин и др. Их позиция:
настоящими ПП человека являются лишь личные (гражданские) и политические ПП.
все прочие ПП, а значит, и социально-экономические и культурные суть что угодно, но только не ПП, а именно: привилегии, льготы и т.д.
социальное Г - исторически новый тип Г, в деятельности которого принцип правовой государственности сосуществует и конкурирует с противоположным ему принципом социальной государственности. Классическое правовое Г как идеальный тип соответствует развитому индустриальному обществу. Постиндустриальному обществу соответствует внеправовое социальное Г.
Существует другая точка зрения (Гафуров): права второго и третьего поколения являются не менее подлинными, чем права первого поколения, а социальное Г тоже имеет правовую природу. Признание социально-экономических и культурных ПП человека и охраняющего их Г правовыми в полном смысле этого слова явилось следствием процессов «социализации» всех сторон общественной жизни, в том числе правовой. Сама же необходимость «социализации» Г и П была вызвана к жизни утратой большинством населения Запада к. XIX – н. XX вв. материальных средств для реализации своих ПП на собственность, свободу, равенство и т.д. в результате почти двух веков свободной рыночной конкуренции, завершившейся «Великой депрессией» XX в., двумя мировыми войнами и демократическими, национально-освободительными и пролетарскими революциями, что потребовало незамедлительного возвращения Г в экономику.
Для обеспечения мира внутри, необходимого для внешней безопасности, ГГ вынуждены были отказаться от политики невмешательства и прийти на помощь слабейшим, облегчить несколько их положение и тем смягчить ненависть к господствующим классам, а одновременно и к Г. Отсюда так называемое социальное законодательство, вытекающее из новой задачи Г. На Западе выход из ситуации был найден в самообязывании Г предоставить людям необходимые материальные средства.
Из такого понимания социально-экономических и культурных ПП человека вытекала и соответствующая оценка Г, реализующего данные П. Это Г, становясь социальным, не теряет своего правового характера. И вообще социальное Г – не еще одно Г наряду с правовым. Двух Г – правового и социального – в современной политической системе одной страны быть не может. Социальное Г – новый этап в развитии правового Г.
Аргументами в пользу признания права человека на достойное существование и соответствующий гарантированный Г минимум социальных благ, а значит, и социально-экономических прав в целом вполне нормальными, т.е. полноценными, правами человека являются:
каждый член общества имеет право на ту или иную часть общественного богатства. Национальное богатство имеет не только персональную, но и социальную основу.
основную идею государства представляет обеспечение не только социально-классовых, но и общих для всех интересов.
огромной частью общественного богатства распоряжается Г, поэтому именно на него ложится обязанность предоставить индивиду возможность воспользоваться причитающейся ему долей общественного богатства.
В современном мире не только соображения социальной справедливости, но и прежде всего генезис сферы культуры, когда прогресс основывается на повышении роли и значения творческой деятельности человека, и особенно в политико-правой сфере, когда главным богатством человечества становятся знание, культура, являющиеся общим достоянием людей, обусловливают необходимое решения проблемы социально гарантированно минимума. И здесь роль Г незаменима. Далеко не все, что исходит от него в виде законе, является неправовым и тем более антиправовым. Если законы точно отражают объективные закономерности общественного развития, если правильно выражают назревшие потребности людей, для удовлетворения которых уже давно имеются условия и средства, то они не могут не быть правовыми. Главным же рычагом такого управления служит Г.
